Чёрное и белое в балладе М. Ю. Лермонтова Тамара

Маррина
Баллада  «Тамара» - одно из последних произведений М.Ю.Лермонтова. И это одно из наиболее странных его произведений.  «Ещё в дореволюционном лермонтоведении была отмечена связь баллады с «Египетскими ночами» А.С.Пушкина» [4].  И было бы очень странно, если бы не была отмечена: «подобно Клеопатре, Тамара – жрица любви. Любовь эта принимает вид чувственной страсти, безразличной к своему объекту (ни Тамара, ни Клеопатра не знают своих будущих возлюбленных)» [4],  и т. д. и т. п. Одним словом, сходство этих произведений столь велико, что не может не вызывать удивления. 
Но не меньшее удивление вызывает тот факт, что стихотворение «стало своеобразным «перевёртышем» сюжета поэмы «Демон»» [5, с.555]. «Если в поэме обольститель Демон убивает поцелуем невинную Тамару, то в балладе царица Тамара берёт за свои поцелуи жизнь возлюбленного на ночь» [5, с.554]. По мнению В.Михайлова, «Тамара, по сути, Демон в женском обличье» [там же].
Но если Тамара – это Демон в юбке, то Демон в таком случае должен быть почти ангелом. Однако в балладе, кажется, вообще нет такого персонажа.
           А кто есть?  Кто обитает в таинственной башне?  Во-первых, понятно,  Тамара.  Во-вторых,  «мрачный евнух». Вот, собственно, и всё. И это ещё одна странность. Где придворные? Где многочисленная прислуга?  Вы скажете: об этом просто не сообщается?  Читаем 8-ю строфу:
Как будто в ту башню ПУСТУЮ
Сто юношей пылких и жён
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.
[3, с.218]
Так что Тамара в своей башне, «ВЫСОКОЙ и ТЕСНОЙ», действительно одна-одинёшенька, если не считать «мрачного евнуха», конечно. Кстати, о евнухе. Какова его роль? Должностные обязанности, так сказать? Убрать Тамару в «парчу и жемчуг» к нужному моменту? Наверное, это лучше сделала бы женщина. А вот если допустить, что Тамара не по своей воле находится в этой башне, столь чёрной, что «чернеет на  чёрной скале», и в этой теснине, «где роется Терек во  МГЛЕ»,  то назначение евнуха становится совершенно очевидным. Он здесь затем, чтобы не позволить Тамаре вырваться из своего заточения. Окажись на его месте обычный мужчина –  рано или поздно поддался бы «всесильным чарам», а на утро – «безгласное тело» и волны Терека... Отворяй двери – и на свободу! Однако в произведении есть персонаж, для которого существование Тамары в башне - это условие  существования его самого.
Дело  в том, что  героиня баллады – это всё та же Тамара из восточной повести, только не избавившаяся от Демона ценой  смерти, а продолжающая земное существование. Не может быть случайностью то, например, обстоятельство, что место пребывания  этих обеих Тамар – Кавказ, высокая башня, расположенная в ущелье, на дне которого протекает горная река.
В «Демоне» это монастырь, куда родственники отдали Тамару, ставшую «жертвой злой отравы»:
Чинар и тополей рядами
Он окружён был – и порой,
Когда ложилась ночь в УЩЕЛЬЕ…
………………………………….
По камням прыгали, шумели
КЛЮЧИ студёною ВОЛНОЙ,
И под нависшею СКАЛОЙ,
Сливаясь дружески в ущелье,
Катились дальше…
                [3, с.566-567]
Задумчив у СТЕНЫ ВЫСОКОЙ
Он бродит…
                [3, с.569]
В то время сторож полуночный,
Один вокруг СТЕНЫ КРУТОЙ
Свершая тихо путь урочный,
Бродил с чугунною доской…
                [3, с.578]
А вот как описывается место действия в балладе:
                В глубокой ТЕСНИНЕ  Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная БАШНЯ стояла,
Чернея на чёрной СКАЛЕ.

В той БАШНЕ ВЫСОКОЙ и ТЕСНОЙ
Царица Тамара жила…
…………………………………….
                Лишь Терек в ТЕСНИНЕ  Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину;
ВОЛНА на ВОЛНУ набегала,
ВОЛНА  погоняла ВОЛНУ …
[3, с.218]
Огонёк лампады, зажжённый Тамарой, притягивает взор  в одном случае – одинокого путника:
          И там сквозь туман полуночи
            Блистал ОГОНЁК ЗОЛОТОЙ,
            Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.
[Там же]
в другом – вечного скитальца Демона:
                … порой,
Когда ложилась ночь в ущелье,
Сквозь них мелькала, в окнах  кельи,
ЛАМПАДА грешницы младой.
                [3, с.566]
Он поднял взор: её окно
Озарено ЛАМПАДОЙ, блещет…
                [1, с.569]
Общеизвестно, что в православии  «белый цвет символизирует невинность, чистоту, святость, сияние Божественной славы» [7] . И вполне объяснимо, что  при создании портрета героини в «Демоне» используется белый цвет:
…Покрыта БЕЛОЮ чадрой,
Княжна Тамара молодая
К Арагве ходит за водой.
                [3, с.557]
Как пери спящая мила,
Она в гробу своём лежала,
БЕЛЕЙ  и чище покрывала
Был томный цвет её чела.
                [3, с.579]
Но и в балладе при описании внешности Тамары используется    БЕЛЫЙ цвет:
В окне тогда что-то БЕЛЕЛО…
                [3, с.218]
Более того, цвет – едва ли не единственное средство создания образа героини  в поэме, да ещё голос, который своей нежностью способен растрогать, кажется, и каменное сердце:
И было так НЕЖНО прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.
                [3, с.218]
Сравните с «Демоном»:
И звуки те лились, лились,
Как слёзы, мерно друг за другом:
И эта песнь была НЕЖНА.
                [3, с.569]
Вы скажете: а как же парча и жемчуг, два кубка вина и прочее? Но кто ж это может подтвердить? Где ЖИВЫЕ свидетели?               
Как же эта Тамара, душа которой соткана Творцом «из лучшего эфира», могла совершать такие злодеяния, заманивая в свою башню  буквально всякого встречного-поперечного  (поразительная неразборчивость для царицы-то!):
На голос невидимой пери
Шёл воин, купец и пастух…
[3, с.218]
А может быть, кроме мрачного евнуха и несчастной пленницы  в башне есть ещё кто-нибудь?  Тот, кто «всю ночь» издаёт   «странные, дикие», явно нечеловеческие звуки.  Эмоционально эти звуки никак не окрашены -  невозможно определить, радость или  скорбь они выражают. Странная НОЧНАЯ свадьба (или НОЧНЫЕ похороны?)!  Точь-в-точь  как в пушкинских «Бесах»:
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
[6, с.299]
Между прочим, ЧЁРНАЯ башня, в которой  заточена Тамара, находится не где-нибудь, а в том самом месте, о котором в поэме «Демон» сообщается буквально следующее:
         …глубоко внизу ЧЕРНЕЯ,
Как трещина, ЖИЛИЩЕ ЗМЕЯ,
Вился излучистый ДАРЬЯЛ.               
[3, с.556]
В христианстве  «змей — это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения.  Он олицетворяет силы зла, разрушение, могилу, коварство и лукавство, зло, которое человек должен преодолеть в себе» [1] . 
Беда в том, что, не устояв против чар Демона и став «ЖЕРТВОЙ злой отравы», Тамара ею и остаётся, но при этом ей приходится быть  невольной участницей его преступлений, орудием в руках сил зла. «Её запоздалое и лишённое смысла раскаяние было вполне искренним и чистосердечным» [2, с.47] , но из страшной башни героине уже вырваться.
Башня эта чернее (=старее) чёрной скалы, она стара, как мир. И будет стоять до тех пор, пока будут находиться узники для неё.
 А  баллада М.Ю.Лермонтова «Тамара» - это не полемика с «Египетскими ночами» А.С.Пушкина. Это объяснение Клеопатры. И не только Клеопатры.


Список литературы
1. Википедия. Змей (мифология) . http://ru.wikipedia.org/wiki/змий
2. Игумен Нестор (Кумыш). Тайна Лермонтова. – Санкт-Петербург: Библиополис, 2012.
3. Лермонтов М.Ю. Сочинения: в двух томах. Т.1 / М.Ю.Лермонтов. - М.: Правда, 1988
4. Лермонтовская 5. Михайлов В.Ф. Лермонтов: один меж небом и землёй. – М.: Молодая гвардия, 2012.
6. Пушкин А.С. Стихотворения.-  Пермь: Пермское книжное издательство, 1987. с 299
7. Платонова Ольга. Символика цвета в Православии.