I-4-13. Исчезновение единого царства Соломона

Екатерина Истоомина 2
               

                В светских исторических источниках не называется основная причина разделения  и исчезновения единого Израильского царства. В Библии же она просматривается совершенно определенно.

                Вся судьба избранного народа сложилась в точности по пророчеству Божьему. Бог все время говорил с Израилем через пророков, предупреждал о последствиях отступления от послушания.

«Тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков. Но они не слушали и ожесточили выю свою». 4Ц.17:13-14.

                И сам царь Соломон в последние годы жизни попал под влияние своих языческих жен и наложниц.

«И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева… ; не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я  заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;  и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал». 3Ц. 11:9-13.

                Десять колен Израиля отказались от власти Ровоама, сына Соломона, потому что он не пошел им на уступки. Они призвали Иеровоама, военачальника Соломона, которому Бог пообещал передать власть после царя.
 
«И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня. Когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился, то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми Израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина и Вениаминова. 3Ц.12:19-20.

                Таким образом, единое Израильское царство разделилось: на Северное израильское и Иудейское. А дальше началась череда дворцовых переворотов в обоих царствах. Мне было интересно читать об этом только в том смысле, что я узнавала, как пророчества Бога исполнялись в точности,  и воля Его осуществлялась неизменно не только в судьбе евреев, но и всех ближних народов, так или иначе связанных с израильтянами.

«И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец, отверг их от лица Своего». 4Ц.17:18.

Сначала Бог исторгнул «Израиля от лица Своего, как говорил чрез всех рабов Своих, пророков. И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона… и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее». 4Ц.17:23-24.
 
                И смешались эти пришельцы с оставшимися израильтянами. Поэтому в Новом Завете мы читаем о том, что иудеи  с презрением относились к самарянам.  Но и переселенные израильтяне тоже смешались с народами тех мест. Ассирия была жестока с покоренными народами.

«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их». Исайя,14:22-25.

                И это пророчество Бога исполнилось: после победы Вавилона над Ассирийским царством Ассирия исчезла из памяти народов, и была почти не известна миру до 1840 года, когда при раскопках развалин Ниневии нашли древние ассирийские  клинописи: библиотеку Ашшурбанипала. Ассирийская история ожила и дала подтверждение библейскому рассказу.

                В годы падения Самарии  в Иудейском царстве  правил Езекия. «И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву… . На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него». 4Ц.18:4.

                Но он оказался  слишком доверчивым к коварным посланцам с дарами от царя Вавилонского. Гостеприимство и щедрость его не имели границ. Пророк Исайя пришел к нему и спросил:

«Что они видели в доме твоем? И сказал Езекия: все, что в доме моем, они видели, не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих.  И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне:  вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского». 4Ц. 20:15-18.

«И почил Езекия с отцами своими, и воцарился Манассия, сын его, вместо него. …за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, и ввел Иуду в грех идолами своими, за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того;  и протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, - вытрут и опрокинут ее; и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим, за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневили Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня». 4Ц. 20:21; 21:12-15.

                Через 57 лет после смерти Езекии в Иудее воцарился Иосия. В его правление в Доме Господнем была обнаружена Книга Закона Божьего.
«Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои". 4Ц.22:11. И велел он очистить храм Соломона  от идолов, изгнал всех жрецов, разрушил языческие высоты.

«И повелел царь всему народу, сказав: "совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета ", -  потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;  а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха Господу в Иерусалиме». 4Ц.23:21-23.

«Однако ж Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия.  И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: "будет имя Мое там". 4Ц.23:26-27.

                А царю Иосии Бог велел сказать через пророчицу Олдаму: «так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие». 4Ц.22:19-20.

                И делал сын Иосии, «неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него. И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, - посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек чрез рабов Своих пророков». 4Ц.23:37; 24:1-3.

«И пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к городу, когда рабы его осаждали его.  И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, - и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования.  И вывез он оттуда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем; и выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, - десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли.
 И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию». 4Ц.24:11-17.

                Иехония стал последним иудейским царем, он тоже был уведен в плен к Навуходоносору.  Весь Иерусалим был разрушен и сгорел вместе с храмом Соломона, оставшийся народ ушел в Египет. На 70 лет Иерусалим опустел.

«И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею. И совершу над тою землею все слова Мои, которые Я произнес на нее, все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы. Ибо и их поработят многочисленные народы и цари великие; и Я воздам им по их поступкам и по делам рук их». Иер. 25:12-14.

«Истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь.  И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф». Ис. 14:23.

                Некогда плодородная вавилонская земля, застроенная городами и густонаселенная, сегодня по большей части пустынна и болотиста.

«Уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху,  ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие». 4Ц.19:30-31.

                Как Бог и обещал, через 70 лет остаток иудеев, под руководством Зоровавеля, князя из дома Давидова, вернулся из вавилонского плена на родину. Персидский царь Кир, в союзе с мидянами, подчинил  себе Вавилонскую империю.

«Возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать:  так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, да будет Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет». 2Пар. 36:22-23.

                Он возвратил священные сосуды, взятые вавилонянами из Иерусалимского храма (Езд. 1:7; 6:5), и сам сделал большие пожертвования для восстановления храма. Так Кир  исполнил волю Бога, «Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!" (Ис.44:28).

                Возвращение на родину, отстройка храма и Иерусалима, восстановление национальной жизни еврейского народа - охватывает период около ста лет. Он описан в книгах Ездры, Неемии и Есфири. В это время на народ воздействовали пророки Аггей и  Захария. Жизнь в плену избавила народ от идолопоклонства, но ослабевший в переживаниях, привязанный к своим грехам, избранный еврейский народ впал в летаргическое ожидание обещанного Мессии. Персидское правление было мягким и терпимым. Последним ветхозаветным словом к непокорному народу является книга пророка Малахии. Он заверяет, что Мессия придет, но Его приход предвещает им Божий суд.

http://proza.ru/2013/12/15/358