Гостей со всех волостей – говорят в том случае, когда неожиданно для себя увидят много людей. В доме родителей гости, казалось, не переводились. Правда, были они не всегда желанны. Частенько отец приводил своих дальних деревенских родственников, которых было хоть пруд пруди, с базара. Туда он ходил каждую неделю по воскресеньям купить бидончик молока, а родственники привозили на продажу товар. Это были разные молочные продукты, яйца, иногда мясо, шерсть, валенки-самокатки, молодняк животных.
Я всегда удивлялась: отец остался в раннем детстве без родителей, вырос в детдоме, а родни – со счёту сбиться можно. Притом он с дотошной подробностью рассказывал, кто как кому приходится. Иногда это было примерно так: «моему двоюродному дяде – троюродный плетень», Мама, конечно, не всегда была рада таким гостям, но вслух никогда не высказывала ни одного недовольного слова. Накрывая на стол, она говорила: «милости прошу к нашему шалашу, сейчас пирогов накрошу и откушать приглашу; садитесь за стол – гостями будете», отец добавлял: «а бутылку поставите – хозяевами будете». Но гости обычно приходили с пустыми руками. Даже с базара. Хотя могли принести домашнего молока или творога. На столе оказывались пироги с картошкой и грибами, шаньги, плюшки. «Чем богаты, тем и рады; чувствуйте себя как дома». Отец никогда не упускал возможности проявить свою эрудицию и добавлял: «не забывайте, что в гостях». Если он начинал расспрашивать про своих родных и знакомых, а это затягивалось надолго, мама напоминала: «соловья баснями не кормят». И все дружно принимались за обед.
Когда гости наедались и напивались, а это, как правило, шло параллельно, они вдруг вспоминали, что и домой пора. «В гостях - хорошо, а дома – лучше», - говорили они. «Ну что ж, вольному – воля, потчевать можно – неволить грех», - отвечали хозяева. А у меня на сердце всегда становилось легче: вот уйдут сейчас, приберёмся после них, и в доме снова будет тишина. Особенно это чувствовалось после бемыжских гостей – горластых матершинников, у которых между делом через слово вырывались матюки. Для связки. Отец выходил провожать за ворота, извинялся за скромный обед, приглашал заезжать ещё. «Просим прощенья за наше угощенье, за скромный обед», - говорил он вслед гостям. А те, довольные, что надармовщинку наелись досыта, подхлёстывая лошадку, уже торопились домой.
Когда приходили близкие родственники, над которыми можно было беззлобно пошутить, или мы приходили к двоюродной сестре, тогда поговоркам и шуткам-прибауткам на тему «гостей и гостеванья», казалось, конца-края нет. Тут и «незваный гость хуже татарина», и «явились – не запылились», и «милости просим мимо ворот щи хлебать», и «садись на чём стоишь», и «только вас тут и ждали». И всё это принималось без обиды, а со встречными шутками. Иногда хозяин говорил: «Долгонько что-то вас не было. Хотели кошку в лапти обувать, да за вами посылать, а вы сами явились». Это был тактичный вариант маминой поговорки. Она в некоторых случаях говорила: «Хотели в лапоть наср.ть, да за вами послать, а вы уж тут как тут». «Поздненько что-то вы явились. Ну, позднему гостю – глодать кости». А если нас бывало несколько человек, сестра говорила: «радость на радости – Макар да товарищи». Угощала она всегда хлебосольно. «Ешьте, гости дорогие, всё равно в помои выливать», - приговаривала она, когда ставила на стол очередное блюдо с закуской. Мы все покатывались со смеху, потому что к этому располагал тон и настроение самой хозяйки. На прощанье звучала коронная фраза: «спасибо этому дому – пойдём к другому» или «спасибо этому шалашу – к другому спешу».
На тему, «всё равно в помои выливать», вспоминается такой случай. Однажды за ужином муж попросил открыть банку консервов. Мы уже поели, когда из клуба вернулся сын. Я снова накрыла на стол и оставила его на кухне одного. Из комнаты вышла младшая дочь, ей было года четыре, и спросила брата: «Алё-ё-ш, ты будешь консервы? А если не будешь, то мы их всё равно хотели Шарику отдать».
Постоянные гости – приезжие, родственники и просто соседки бывали у мамы и после смерти отца. Я всегда удивлялась её гостеприимству. Она никогда не отпускала человека без угощения – без чашки чая. А когда пекла шаньги и пироги с простецкой начинкой: картошкой, капустой, грибами – то соседки будто за версту чуяли угощенье. Они приходили просто так, посидеть за чаем, посудачить, пожаловаться друг другу на жизнь. Я спрашивала, зачем она привечает их, ведь это всё расходы, и мама отвечала: «гость брюхом не унесёт, редкий гость не в тягость». Хотя визиты соседок были совсем не редкими.
А на сколько богат наш русский язык пословицами и поговорками на эту тему!
Гость на гость – хозяину радость; дай, Бог, гостя доброго да неразборчивого; гость на двор - остатки на стол; краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт, он и последнюю унесёт; гость в дом – радость в нём; гость гости, а пошёл – прости; гость гостю рознь, а иного хоть брось; гость – невольник – где посадят, там и сиди; угощенье за мой счет, за твои деньги; милости прошу на нашу лапшу – наша лапша для всех хороша; ешьте, пейте, хозяйского хлеба не жалейте; на нет и суда нет, из нету не сделаешь конфетку; гость гости, а погостил – прости; как ни мечи, а лучше не найдёшь домашней печи, свой уголок, хоть боком пролезь, а всё лучше; хозяин-барин; гость на гость – хозяину радость.