Русалка и авось

Сергей Моргульцев
     Пару лет назад мы с Аллочкой на выходные слетали в Таллин отметить её день рождения.
     Парень, который встречал нас в столице Эстонии от принимающей стороны, в частном порядке предложил нам автомобильную обзорную поездку по городу и окрестностям. Побывали везде, в том числе и на набережной. Там у них стоит памятник, я не поверил вначале, морякам России. (Медного Петра Первого эстонцы переплавили - а памятник броненосцу "Русалка" -  сохранили!) С удивлением и нарастающей тревогой я рассматривал столбики вокруг памятника, на каждом из которых с четырёх сторон были написаны звания и фамилии. Оказалось, все они погибли - без малого двести человек! Погибли глупо, если судить отстранённо.
     Вернувшись в Москву, я поискал информацию об этом корабле в интернете.
     Сюжетик из нескольких разрозненных источников проявился простой и трагичный.   
     Инженеры проектировали экономно - убрали фальшборт, защищавший   броненосец предыдущего проекта от попадания волн в открытые в те времена горловины люков. Там и других отверстий на палубе для проникновения воды в организм корабля было немало, о них тоже как-то не позаботились.
     Адмирал - командир соединения - настоял на выходе двух кораблей ("Русалки" и "Тучи")из пункта А в пункт Б немедленно, несмотря на близкий шторм. Подождать полсуток - и беды не случилось бы, ведь целью перехода "Русалки" была зимняя стоянка у причала, а не срочные боевые действия. Переход, кстати, предстоял совсем не кругосветный, всего на 90 миль - из Таллина в Хельсинки.   
     Командир ли "Русалки" упустил из виду, главный ли боцман залил глаза накануне, или фасон тогда был такой в моде... Но моряки "Русалки" попросту за-бы-ли! взять на борт деревянные щиты, предназначенные для защиты горловин люков от попадания воды в шторм. Щиты остались на причале.
     Капитан второго ранга - командир второго корабля ("Туча"), в кильватере которого поначалу шёл обречённый корабль, не сообщил об отставании "Русалки". Так и привёл командир одну свою "Тучу" в Хельсинки, промолчав о происшествии. Потом будто бы дал телеграмму, но она вроде бы потерялась.
     Начальник базы в Хельсинки, с огромным опозданием узнав о том, что "Русалка" не пришла к нему на причал, отложил принятие мер, кажется, на сутки. Седьмого сентября "Русалка" пропала - и только 10 сентября начались поиски.
     Все эти бездействия стали причиной ста семидесяти восьми смертей.
     Был суд. Таллинский адмирал получил выговор за неправильный выбор погоды при отправке двух кораблей.
     "Русалку" отыскали на дне только через много десятилетий.
     Вспомнилась странная на первый взгляд пословица: как назовут корабль, так он и поплывет.