Они победили. Сдаёмсуууу...

Ирина Борзилова
Посвящается "последним из могикан", кого ещё коробит, когда люди "звОнят", "ложут", "одевают" платье, открывают жАлюзи и так далее...

Впрочем, про жалюзИ, это я хватила, тут бы с элементарным разобраться.

Меня вот тоже всю жизнь колбасило от любого коверканья слов, я пыталась кого-то там поправлять, делала замечания, и только недавно до меня дошло, что это совершенно бесполезно.
Если в семье из поколения в поколение говорят неправильно, то у ребёнка эти жуткие словечки отпечатываются в сознании, что называется, на генном уровне, и никак ты их оттуда уже не вытравишь.
Окончательно понять это мне помогла одна молодая коллега, которая умудряется учиться заочно чуть ли не в университете, да ещё и в педагогическом направлении. Что и говорить, "вЫсоко" она поднимется на этом поприще.
Я несколько раз подсказывала ей, что нужно говорить "класть" и "положить", вместо тех перлов, которые выдавала она.
Делала это по возможности деликатно, объяснила, что это необходимо для её же блага, чтобы не позорилась в своих университетах.
И что? Я лишь зашугала девчонку, она ни черта не усвоила, а стала бояться этих слов. Сначала скажет правильно:  - "Я положила", и тут же испуганно:  - "Ой, то есть, поклала!"

Как-то по молодости я наивно пыталась втолмачить дамочке с высшим образованием, когда надо употреблять слово "одеть", а когда - "надеть". Кончилось это чуть ли не конфликтом, но она осталась при своём мнении.
Я тогда проходила стажировку в заводской лаборатории, а дамочка работала там инженером-аналитиком.
Ожидая комиссию по технике безопасности, почтенная Екатерина Фёдоровна гордо водрузила на стену собственноручный плакат с надписью - "ИДЁШЬ В ЦЕХ - ОДЕНЬ КАСКУ".

У меня волосы встали дыбом... Я отозвала инженершу в сторонку и шепнула ей, что она допустила ошибку. Я полагала, что она опрометью кинется снимать позорный плакат.
Ага, как же. Екатерина Фёдоровна до посинения доказывала, что она права и не внимала моим объяснениям, что НАДЕВАЮТСЯ предметы одежды: пальто, футболка, шарф, а ОДЕТЬ можно только кого-то одушевлённого: самого себя, ребёнка, бабушку... ну и куклу ещё...
Самое смешное, что участникам комиссии плакат очень понравился, никто из них тоже не врубился, что в нём предлагается не НАДЕТЬ каску на голову, а ОДЕТЬ её... Во что? В вязаную шапочку, наверное. А Екатерина Фёдоровна одарила меня победоносным взглядом.
Последним моим аргументом был учебник русского языка, который я специально где-то откопала, чтобы вразумить-таки упрямую аналитичку. Но и это было напрасно.

-  Ну вот видишь!  -  воскликнула она, едва взглянув на страницу с правилом,  -  Тут написано "одеть" а у меня - "одень", я же не написала "Адень"!

В те времена на моей стороне были хотя бы книги, телевидение, пресса, короче, любые официальные публикации,  оформляемые непременно грамотно. А сейчас?
За примером далеко ходить не нужно. Достаточно совсем недолго побродить по ПРОЗЕ.РУ,  чтобы узреть, как авторы лихо "одевают" шубки на прекрасных леди, а то и откровенно "ложат" ...медные тазики на всяких умников, цепляющихся к словам, понимаешь ли.
Если учесть, что книги сейчас зачастую печатаются в редакции автора, без всякой коррекции, можно представить, какой грамоте они научат читателя.
То же самое на телевидении. Авторитетные, вроде, ведущие позволяют себе жуткое косноязычие. Раньше за такое, вероятно, выперли бы с работы, теперь же - всё нормально и прекрасно. Даже в передаче "Модный приговор", где великие спецы "знают о моде всё и чуть больше", бесконечно звучит это неуместное "одеть".

Лет эдак 30 назад одна уважаемая мною знакомая (речь которой, кстати, была весьма грамотна) прогневалась на учительницу, поставившую двойку её дочери за то, что та написала "сабака":

-  Да какая разница "собака" или "сабака"?! Что от этого изменится? Собака как бегала так и будет бегать! И вообще, скоро в русском языке не будет никаких правил! Как слышишь, так и пиши!

Каким же пророком она оказалась! Можно было ещё добавить: как хочешь, так и говори!

Если так пойдёт и далее, боюсь, что ещё через 30 лет публика поднимет на смех каких-то там странных старушонок, которые помнят древние правила русского языка. А то ещё и, чего доброго, потребует, чтобы они говорили "правильно" - как все!
Готовьтесь морально, грамотеи...

И ещё! Постскриптум.
В моих текстах тоже случаются "косяки": и опечатки и даже ошибки. Но когда я обнаруживаю их (особенно, если на них укажут посторонние), стараюсь как можно быстрее исправить и испытываю, мягко говоря, неловкость.
И как же мне удивительна совершенно противоположная реакция "коллег по перу".
Есть у меня друг, тоже пейсатель, и не просто писатель, а член больших и малых союзов писателей... Это шутка, конечно, вообще-то он очень неглупый дяденька и пишет весьма не плохо...
Однако в одном его рассказе я обнаружила пресловутое "одела курточку".
Написала ему об этом в письме, причём не прямолинейно, типа, эге, да ты, товарищ, не знаешь самого распространённого правила, а культурненько, мол, исправьте опечаточку. Указала страницу, скопировала само предложение, чтобы легче было искать...
А дальше, угадайте с трёх раз, пошевелил ли он хоть пальцем, чтобы это сделать?

Вот тебе и член ...союза писателей...