С Кавказа на Кавказ В Нахичевани

Игорь Исетский
               (Отрывок из повести "Длительная командировка")   

     После трагических событий в Сумгаите в 1988-ом году, для работы в Армению и Азербайджан направлялись следственные бригады Генеральной Прокуратуры СССР и МВД СССР. Мне довелось работать сначала в группе Генпрокуратуры, а затем в группе МВД СССР.
     Следователи милиции работали и по обычным уголовным делам, где одной стороной являлись граждане Армении, другой – граждане Азербайджана. Произойдёт инцидент между гражданами двух республик – возбудят уголовное дело. Расследованием занимались следователи, прибывшие из РСФСР, Белоруссии и ещё нескольких республик Союза. Нам доверяли, считали  нейтралами. Поэтому мы без осложнений ездили из одной республики в другую. С Кавказа на Кавказ… Помните песню Высоцкого «Банька по белому»? «…И меня два красивых охранника повезли из Сибири в Сибирь». Такая вот параллель.
     Я был командирован в Армянскую ССР. Несколько раз выезжал в командировки в Азербайджанскую ССР. Охранников при мне не имелось. Но до границы довозили коллеги из МВД Армении. Отношение ко мне со стороны граждан и Армении, и Азербайджана было радушным. Очень гостеприимные люди.
     Ни в коем случае не высказываю предпочтения той или иной стороне – гражданам Азербайджана и Армении. Повторю: у меня складывались добрые отношения со всеми, с кем приходилось работать. Опишу две интересные служебные поездки.
    
                В Нахичевани
     Меня направили в следственное управление МВД Армении, где «закрепили» за следователем по имени Ваган (имена изменены). Он расследовал дело, по которому проходили представители двух (не скажу враждующих, т.к. война между Арменией и Азербайджаном тогда ещё была в зачатке) сторон. Вкратце обстоятельства происшествия таковы: несколько граждан Азербайджана, проживающих в Нахичеванской АССР, на двух легковых автомобилях ездили в Грузию через территорию Армении торговать помидорами. Первую дорогу они преодолели благополучно. А вот на обратном пути были остановлены толпой агрессивно настроенных людей в районе одного армянского города. Граждан соседней республики сумел отстоять начальник местного отдела милиции. Встал прямо перед толпой. Ему подчинились.
     Вскоре в МВД Армянской ССР поступило уголовное дело, возбуждённое по факту нападения на граждан Нахичеванской АССР. Мне поручили допросить потерпевших и предъявить им для опознания подозреваемых. Потерпевшие ни за что не хотели ехать для допроса в Ереван, и их можно было понять. Для меня наметилась командировка в командировке: поездка в город Ильичевск в Нахичеванской АССР для проведения следственных действий.
    
     Ранним утром Ваган повёз меня на личной «девятке» вишнёвого цвета в сторону Ильичевска. По пути я хорошо рассмотрел знаменитую и величественную гору Арарат. Казалось, вот она, рядом. А там – территория Турции.
     Часа через полтора-два мы были на границе с автономной республикой. Дорогу преграждал шлагбаум. Рядом несли службу армянские милиционеры. За шлагбаумом находилась  ничейная полоса, часть шоссе протяжённостью метров в сто. В конце этой ничейной стометровки – пост азербайджанской милиции. Смотреть на подобные «пропускные пункты» в единой ещё стране казалось более чем странным.
      Дальше всё происходило почти как в известной сцене обмена разведчиками в фильме «Мёртвый сезон». Со стороны Нахичеванской АССР подкатила белая «Волга» и остановилась, не доезжая армянского поста. Из автомобиля вышел мужчина в форме капитана милиции. Я тоже вышел из авто Вагана. Капитан подошёл к нам. Было видно, что он взволнован.
     - Здравствуйте, я капитан Расулов, - доложил он. Прибыл за следователем.
     - Капитан Маркарян, - назвался Ваган. - А вот ваш следователь, - указал он на меня.
     - Рад вас видеть. Пойдём к машине? Меня зовут Азиз.
     - Игорь, - представился я. - Ну, что, капитан, за кордон?
     Расулов усмехнулся. Мы попрощались с Ваганом. Тот сразу сел в свою крутую для того времени легковушку и укатил.
     Фактически меня передали с рук на руки. Я шагнул за Расуловым на нейтральную полосу, и мы направились к его автомобилю. Следуя за капитаном, мысленно напевал: «А на нейтральной полосе цветы – необычайной красоты…» - хотя никаких цветов там не росло.* Зато неподалёку имелся небольшой винный заводик, выпускавший, как мне пояснил Азиз, вино «Агдам», так популярное среди студентов, рабочих и другой непритязательной публики в наших краях.
     Мы сели в автомобиль, пришедший «с той стороны» и поехали в Ильичевск. Через некоторое время прибыли в город, подкатили к зданию РОВД. Первым делом меня провели к начальнику отдела. В просторном кабинете за столом сидел мужчина в форменной рубашке с погонами подполковника милиции. Я представился ему. Он пожал мне руку и предложил присесть. Когда я опустился на стул, то услышал такое, отчего поначалу растерялся.
     - Что за беспорядки в Армении? - строго спросил начальник РОВД. - Почему недостаточно ввели войск?
     - Нет, там довольно спокойно.
     - Но демонстрации?
     - Так не запрещено, демократия сейчас. Митинги постоянно проводятся на Театральной площади города. Все мероприятия контролируются городской милицией.
      Я подумал: зачем мне задаются такие вопросы? Я же не министр обороны или внутренних дел?       
     Начальник отдела внезапно прекратил разговор. Подполковник предложил мне пройти в комнату отдыха, расположенную за его кабинетом. Там стояли стол, шкаф, диван. В этом помещении мы отобедали. Обед подавала женщина в белом халате. Всё это несказанно удивило меня. В наших отделах милиции никаких комнат отдыха у начальства не имелось, не говоря о прислуге.
     После обеда я прошёл в кабинет Расулова и начал знакомиться с материалами дела, в расследовании которого мне предстояло участвовать. Затем ко мне привезли  потерпевших. Я их допросил. Люди рассказали, как в злополучный день их окружила толпа народа, как избивали их и повредили автомобили. При осмотре машин пострадавших обнаружил на них незначительные повреждения в виде вмятин и царапин. Конечно, потерпевшие страху натерпелись, но они явно преувеличивали размер ущерба.
     Когда я завершил осмотр, Расулов подошёл ко мне и сказал:
     - Всё, на сегодня хватит. Поехали ужинать.
     Мы втроём (к нам присоединился ещё один следователь) поехали в кафе, расположенное на свежем воздухе. Вскоре наш стол был заставлен различными яствами. Когда мы выпили и закусили, то снова вернулись в райотдел милиции. Прошли к начальнику. Я удивился: что он делает здесь в неурочный час? Потом понял, что меня, скорее всего, по указанию  подполковника и доставили сюда после ужина. Только для чего? Чтобы убедиться, что я сыт, слегка пьян и всем доволен?
     Начальник спросил, хорошо ли меня принимают? Я ответил утвердительно, после чего подполковник сказал Расулову: «Отвезите следователя в гостиницу». Меня сразу увезли в городскую гостиницу и завели, очевидно, в лучший номер, состоящий из двух комнат. В вазе на столе красовался огромный букет свежих роз. «Ничего себе, приём, - подумал я и лёг спать.
     Утром за мной заехал Расулов, и я продолжил работу. Допросил нескольких человек.
     Обедали на этот раз  в буфете отдела милиции. Это был небольшой вагончик, установленный за зданием РОВД. В нём хранились продукты, и готовилась пища. Здесь же торговали сигаретами и другой мелочью. А кушали за столиками под деревьями. Буфет при отделе меня тоже поразил. Отличные условия для личного состава.
     После приёма пищи несколько часов плодотворной работы. Я и не заметил, как наступил вечер. Ужинали в одном из городских кафе. На сей раз выпили сухого вина. Я хотел отказаться от выпивки. Вчера, понятно, состоялось знакомство, небольшой праздник. Но в этих краях так принято – за ужином мужчины немного выпивают. И нельзя забывать, меня считали гостем и стремились угостить, сказать за столом приятные слова в мой адрес. Обязательно произносился тост за «старшего брата» – русский народ. И в Армении при застольях звучали уважительные слова в адрес русского народа. Так получалось, что нас, людей, собственно, пришлых – по-особенному уважали.
    
     Когда моя работа близилась к завершению, и свободного времени у нас оставалось всё больше, Азиз стал возить меня за город, показывать красоты здешней природы и некоторые достопримечательности. Мы даже посетили расположенную под Ильичевском одну из резиденций или дач руководителя Азербайджана. Естественно, его там в это время не находилось, иначе кто бы нас туда пустил? А тогда мы без проблем миновали охранника. Он в вохровской форме синего цвета и при оружии лежал на раскладушке, дремал, надвинув на глаза фуражку. Устроился постовой перед въездом на территорию дачи и даже не поднялся, когда мы проезжали мимо него. Азиз поприветствовал «стражника» и что-то сказал на своём языке. Видимо, спросил разрешение на «экскурсию».
     Я осмотрел красивый, насколько помню, двухэтажный дом. За стеклом увидел бильярд и огромный обеденный стол явно из ценных пород дерева. В десятке метров от дома, в низине, сверкало отблесками чистое озеро. К озерцу вела бетонная лестница. Вокруг – горы. Красотища.
     - О чём задумался? - спросил меня Азиз.
     - Жалею, что не мне здесь отдыхать.
     - Это ещё не всё. Пойдём дальше.
     Расулов переговорил с одним из служивых, и тот повёл нас куда-то по тропе. Мы подошли вплотную к горе, и я заметил в ней двери. Охранник разомкнул замок. Мы увидели уютное помещение в форме неправильной полусферы. Посредине стоял стол, рядом два стула без спинок, обтянутые овечьими шкурами. В глубине «пещерки» виднелась небольшая металлическая печь. А в потолке и стенах мерцали искусно вставленные туда красивые, очевидно полудрагоценные, камни. В общем, нечто вроде «привала странника». Но такого, как сейчас бы сказали – гламурненького.
     Служащий доверительно шепнул мне на ухо:
     - А до перестройки здесь ещё была кровать.
     Насмотревшись на правительственные покои, мы заехали на плотину, расположенную неподалёку. Внизу плескалась река. Пацаны забрасывали в воду удочки. Тут же продавали крупных рыб. Расулов купил пару рыбин и сказал:
     - Это сиг. Сейчас мы из него шашлык заделаем.
     Шашлык из рыбы «заделывали», конечно, не мы. В очередном заведении, где мы ужинали, нам всё приготовили и принесли.
     На Кавказе подают множество неизвестных нам вкусных закусок. А шашлык из сига… не описать. Позже официант принёс кусочек какого-то необычного мяса в отдельной тарелке и аккуратно поставил передо мной.
     - Что за блюдо? - поинтересовался я у Расулова.
     - Кушай, кушай. Это самым уважаемым гостям подаётся.
    Я прицепил вилкой кусочек неведомого мне ранее белого, почти воздушного мяса и отправил его в рот.
     - Великолепно, но всё-таки что это, Азиз?
     Расулов сказал название продукта на азербайджанском языке, затем добавил:
     - По-русски это будет яйца барана. Деликатесом считается.
     Я не поперхнулся, потому что уже слышал о таком кушанье и восхищённых отзывах о нём. Действительно, вкусно. Да и Азизу тут же подали аналогичный кусок того же самого.
     Утром следующего дня Расулов проводил меня на поезд «Нахичевань – Ереван». В купе со мной оказался армейский офицер, с которым я за всё время пути не обмолвился ни словом. Военный был увлечён чтением книги. Он, кажется, ни разу не оторвал от неё лица. Лишь иногда закатывался громким хохотом, не обращая на меня ни малейшего внимания.
     Состав мчал нас в сторону Армении неподалёку от турецкой границы. За окном жёлтые пески. Вдали виден забор из колючей проволоки. Изредка мелькают солдаты в зелёных фуражках. Я смотрел на разбитые стёкла вагонов и осознавал: обстановка в регионе более чем ненормальная. Но тогда в поездах ещё ездили азербайджанские проводники. Правда, в Ереване, по их словам, они из вагонов не выходили. Там и дожидались обратного пути.
     Наверное, имелись и поездные бригады из Армении по тому же маршруту. И проводники точно так же не покидали поезд в Нахичевани.

    * - песня В.Высоцкого «Песня о нейтральной полосе».


     О другой командировке перед войной: http://www.proza.ru/2013/11/19/1712

     * - песня В.Высоцкого «Песня о нейтральной полосе».

     Фото горы Арарат:  http://review-planet.ru/2013/01/gora-ararat-foto/