Генерал без армии Г. Ситников

Николай Бичехвост
Казачий род Ситниковых

     Донские дворяне и казаки Ситниковы были хорошо известны до революции 1917 года на Верхнем Дону, где их проживало немало.
      Так, умудренный опытом  военных лет, Филипп Иванович Ситников в 1873-1876 гг. атаманил в станице Филоновской Хоперского округа, (ныне Волгоградская область),  и   в 1881-1883 гг., деловито решая нужды и запросы казачьи…

     А наш герой, Григорий Алексеевич Ситников родился в январе 1867 года. Он, казачонок станицы Филоновской, раскинувшейся на берегах Бузулука, любил смотреть, как пригнанные на водопой табуны лошадей цедили сквозь губы студеную воду из реки.

     Первоначальное образование Григорий получил в окружном Урюпинском реальном училище. Военное обучение проходил в Новочеркасском казачьем юнкерском училище, в офицерской стрелковой и кавалерийской школах. В них он прикипел душой к коням, верным спутникам будущей походной жизни. Запомнил, как отец ему, мальцу, вдалбливал: «Коня своего береги, он первый друг твой, конь жизнь спасает».

      В 1887 году Ситников был произведен в офицеры и направлен в 13-й Донской казачий кавалерийский полк.
        Григорий Алексеевич храбро участвовал в боях Первой мировой войны. Повышался в чинах. С декабря 1915 года и по смутный 1917 год возглавляет конную бригаду Туркестанской казачьей дивизии. 

       Непредсказуемо-тревожный 1917 год Ситников встречал уже в чине полковника.
На Дону   участвует  он в восстании белоказаков против власти большевистских Советов. В 1918 году вступает в ряды белой армии, руководимой атаманом Всевеликого Войска Донского П.Н. Красновым.
    Весной того же года Ситников командует конным Бузулукским отрядом Хоперского округа, отражая атаки красных бойцов. Затем руководит дивизией 3-го Донского отдельного корпуса. В течение 1919 года инспектирует тылы Донской армии.

     В связи с расхождениями о способах ведения войны с советской властью генералов Краснова и Деникина, приведших к реорганизации белой армии, Ситников весной 1920 года возглавляет ликвидационную комиссию Донской армии.

       После поражения белого движения он отступает с частями в Крым, к Черному морю. На пристани оставались брошенные во множестве пулеметы, растерявшиеся беженцы, казаки и призывно ржущие на ветру кони. Отсюда по морским волнам, на переполненном эмигрантами судне, в сопровождении денщика, начинается горький эмиграционный путь генерала Ситникова в Турцию…
    Уходили мы из Крыма
    Среди дыма и огня,
    Я с кормы все время мимо
    В своего стрелял коня.
    А он плыл, изнемогая,
    За высокою кормой,
    Все не веря, все не зная,
    Что прощается со мной…

    Генерал без армии Григорий Ситников, (а сколько их было таковых!) прошел стылые и голодные беженские лагеря-землянки на острове Лемнос.
     Затем уехал в дружественную славянскую Болгарию. Только стал обживаться, как власть захватили деятели, сочувствующие Советам. В Болгарии начали избавляться от белых русских офицеров, и Ситников перебирается во Францию, «мекку» русских эмигрантов.

      Претерпев мытарства на чужбине, в 1933 году Григорий Алексеевич уехал к сыну в Югославию, где сформировалось русское офицерское содружество. Последние годы  жизни генерал-майор Ситников провел в тихом городке Вальево, где и был погребен в белоснежном цветении мая 1959 года.

    ...А ныне по степям и балкам станицы Филоновской мчатся охлюпкой на резвых гривастых конях, обгоняя со свистом стайки хохочущих девчонок, русоволосые правнуки казаков Ситниковых с берегов привольного Бузулука. Юная жизнь на земле казачьей продолжается.
   Детальное представление о боевом пути и эмиграции Г.А.Ситникова можно получить в этих источниках https://ria1914.info/index.php/