Небывалое бывает!

Сергей Дунаев 2
Говорят: смелость города берет! И это истинная правда. А еще она позволяет побеждать в ситуациях, совершенно безнадежных с военной точки зрения. Главное – не дрейфь и стреляй!

Силы и средства

По бескрайней глади Индийского океана ходом 9 узлов шел мини-конвой – танкер «Ондина» в сопровождении тральщика «Бенгал». Оба корабля были укомплектованы разношерстной командой из англичан, голландцев, индусов, арабов и негров. На дворе стоял 1942 год – самый страшный в истории Второй мировой, и британцам не приходилось выбирать, кого зачислять в экипажи кораблей.
«Бенгал» представлял собой серийный британский эскадренный тральщик типа «Бэнгор», водоизмещением 660 т, оснащенный паровыми машинами мощностью 2400 л. с., с максимальной скоростью хода 16,5 узла (30,5 км/ч). Как и положено тральщику, вооружение его было главным образом противоминным – тралы разных типов.  Глубинные бомбы. Из артиллерии - одно 76-мм орудие, один 40-мм автомат. Танкер был вооружен одним 102-мм орудием – тоже не слишком много, и вез он 6000 тонн авиабензина в британскую базу на о. Диего-Гарсия.
Этот маленький отряд был перехвачен японской рейдерской группой – вспомогательными крейсерами «Хококу-мару» и «Айкоку-мару». Два бывших пассажирских лайнера водоизмещением по 10 440 т, скорость хода – 24 узла, у каждого 8 140-мм орудий и 4 торпедных аппарата. Для полного счастья каждый нёс 2 гидросамолёта для ведения авиаразведки. В общем, британцы попали. Ни убежать от противника, ни сразиться с ним у них никак не получалось: неравенство сил было просто чудовищным. Что же сделал командир конвоя?

Схватка

Конвоем командовал лейтенант Королевского флота Уилсон, офицер т. н. Добровольческого военно-морского резерва. Это была своеобразная контора: любой молодой человек, подходящий по физическим данным и обладающий дипломом  средней школы, мог поступить в ДВМР и по субботам изучать кораблевождение и тактику флота, причем ему за это еще и платили – аж целый фунт стерлингов в месяц. Как раз хватит, чтобы в конце месяца один раз оттянуться по полной в кабачке. В случае же начала войны этих молодых людей автоматически призывали и они становились младшими офицерами Королевского флота. И всю Вторую мировую британский флот вытянул, собственно, на горбу этих резервистов: из офицерского состава 85% приходилось именно на них.
Так вот, лейтенанту Уилсону два окрашенных в серый цвет парохода не понравились сразу. А вскоре опасения подтвердились, сигнальщики опознали противника. Отсигналив «Ондине» приказ – удирай!! – Уилсон поставил дымовую завесу и… невероятно, но факт: приказал атаковать! Еще более невероятно: его приказ разномастной командой был беспрекословно выполнен! Нет, видимо, прав был английский историк и писатель Сесил Скотт Форестер, написав: «Британский флот – это плавильный котел, который переплавит в моряка все, что в него попадает. Или убьет».
«Бенгал» набросился на своих могучих противников, выбрав в качестве цели «Хококу-мару». Так ведут себя маленькие, но опасные собаки-бультерьеры. Им не важно, какого роста и размера противник перед ними. Они просто сражаются, пока не победят или не умрут. Безо всяких тактических изысков (а что тут придумаешь? У японцев суммарный бортовой залп – 672 кг, у «Бенгала» - 6,7 кг, ровно в сто раз меньше) Уилсон повел свой корабль в атаку.
Это надо было видеть – как маленький тральщик в упор долбит из своей трехдюймовой пушки громадного противника. Сборную солянку британского экипажа радовало только то, что промахнуться по громадной цели было невозможно, и каждый снаряд впивался в борт «Хококу-мару».
«Айкоку-мару» в это время разбирался с «Ондиной». Положение танкера было, что называется, хуже губернаторского, ведь характер его груза был не приятней, чем у взрывчатки. Тем неменее интернациональный расчет пушки – эх, пропадать, так с музыкой! – в бешеном темпе и не без меткости открыл огонь по настигающему рейдеру.
В этом бою неправильно было буквально всё! Маленький тральщик, бросающийся чуть ли не в штыковую на своего грозного противника, залитый под пробку бензином танкер, вступивший в бой с другим таким же грозным рейдером – да они там что, с ума посходили?! Думается, примерно такие мысли вертелись в головах японских моряков, безуспешно пытающихся расправиться с союзными кораблями, которые упорно не желали ни сдаваться, ни погибать.

Доблесть плюс чуть-чуть удачи

Как-то уже приходилось писать, что Господин Случай с симпатией относится к людям, профессионально и самоотверженно исполняющим свой долг, не взирая на смертельную опасность. Японские моряки в совершенстве владели искусством артиллерийского боя, а японские оптические прицелы и дальномеры на тот момент считались чуть ли не лучшими в мире. И тем неменее на протяжение часового боя на почти пистолетных дистанциях японские наводчики не смогли добиться ни одного попадания в союзные корабли! Японские снаряды ложились накрытием – т. е. близким падением, но прямых попаданий в цель не было. Это нельзя объяснить иначе, как волей Господина Случая (или Десницей Божьей, как кому нравится). «Бенгал» же кромсал японца с яростью берсерка и – о, чудо! – на рейдере вдруг прогремел мощный взрыв, и «Хококу», охваченный пожаром, выбыл из игры.
«Основной задачей командира конвоя является привести все или елико возможно более транспортов в порт назначения, - гласит старинная инструкция британским офицерам ещё времен королевы Елизаветы I. – Понеже это условие не будет соблюдено и транспорты будут потеряны вследствие нерадения командира, повинен будет смерти». Коротко и ясно.
Памятуя этот регламент (между прочим, никем ДО СИХ ПОР не отмененный) лейтенант Уилсон повернул «Бенгала» на помощь «Ондине». Ситуация была напряжена до предела, на обоих союзных кораблях заканчивался боезапас, и тут почти одновременно произошли два события. Японский снаряд попал-таки в мостик танкера, убил капитана и вызвал пожар. Поскольку стрелять «Ондине» было уже нечем, а под ногами экипажа быстро грелись 6000 тонн бензина, старший помощник приказал оставить судно.
И тут взорвался «Хококу-мару»! Выбросив громадный столб огня, японский рейдер перевернулся и затонул!
Озлобленный экипаж «Айкоку-мару» сначала выпустил в «Ондину» две торпеды, а затем начал в остервенении расстреливать из пулеметов спасательные шлюпки, убив нескольких матросов и старшего механика. Однако в десяти милях среди акул бултыхались соотечественники с «Хококу», и японский рейдер направился выуживать их из воды, посчитав, что с танкером покончено – имея две торпедных пробоины и сильный крен, охваченный пожаром, он действительно выглядел обреченным. В свою очередь, экипаж «Ондины» был убежден в гибели «Бенгала»…

Окончательно обалдевшие моряки «Бенгала» поверить не могли, что всё кончилось! Снарядов нет, корабль – течёт как решето, подконвойный танкер исчез, японские крейсера – тоже. Но от реальности никуда не денешься, и экипаж под командованием бравого лейтенанта Уилсона деятельно взялся за ремонт, и британцам удалось привести израненный корабль в более-менее плавучее состояние. Так «Бенгал» и дошёл до Коломбо – через весь Индийский океан.
Не оплошали и моряки «Ондины». Увидев отступление «Айкоку», старпом принял решение вернуться на судно. Вот прямо туда, в огонь и дым. И уцелевшие матросы и старшины танкера сделали невозможное: потушили пожар, спрямили крен, восстановили остойчивость судна и вновь разожгли котлы, вернув судну возможность двигаться и управляться. И привели искалеченный танкер в австралийский порт Фримантл, где уже похоронили  и их, и тральщик «Бенгал».
Это было нечто! Безоговорочная победа в бою против многократно превосходящего противника!
Случай? Он самый. Но только Особый Случай – который приходит на помощь Человеку, самоотверженно и профессионально исполняющему свой долг.

Как писал еще во времена парусного флота английский адмирал Траубридж,
«Стреляйте, даже если убит последний офицер, стреляйте, даже если палуба горит под ногами – обязательно стреляйте! И тогда последний выстрел принесет Вам победу!»


Сергей ДУНАЕВ