Скрипка и немножко нежно

Николай Ерёмин
               
СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕЖНО   Николай ЕРЁМИН

     рассказ

     В прекрасном сибирском городе Абаканске после многих лет долгостроя наконец-то возникло из небытия – из мрамора и стекла – новое здание филармонии. Построенное на Стрелке, в месте слияния двух рек, оно, по замыслу архитектора, походило на гигантскую ладью, плывущую под звуки музыки в счастливое будущее...

     Из Москвы прибыл дирижер и художественный руководитель, в одном лице, Давид Стефанович Миллер и принялся за организацию симфонического оркестра. Он разослал объявления во все города России устроил прослушивания претендентов и расселил будущих оркестрантов в гостинице, по договоренности с администрацией города пообещав всем в скором времени квартиры – и репетиции начались...

     Машенька Вишневская приехала в Абаканск по направлению, после окончания Томского музучилища, – хороша собою, общительна и полна самых радужных надежд. Скрипка у нее была не ахти какая, самая обыкновенная, изготовленная когда-то на фабрике имени Луначарского, но Машенька любила ее всем сердцем и относилась, как к родной сестре, очень бережно. Она вообще была полна любви – к природе, музыке, книгам, стихам и, конечно же, к тому, еще неизвестному человеку, который должен был встретиться на ее жизненном пути. Она рисовала в своем воображении портрет этого мужчины и сравнивала с каждым встречным, пока что черты лица не совпадали.

     Но однажды, когда оркестр отыграл очередной концерт в МКЗ (малом концертном зале), и Машенька, зажав под мышкой футляр с инструментом, поспешила к троллейбусной остановке, возник перед нею Игорь Федорович Бывальцев.
– Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи! – произнес он строчку поэта и попросил разрешения проводить... Машенька не возражала.
Игорь Федорович нежно и осторожно взял ее под локоток, завладев футляром.
– Вы кто по гороскопу? – Я – лев!
– А я – овен.
– Э, да у нас в таком случае должна быть идеальная совместимость! Он рассказал, что окончил политехнический институт и работает там же на кафедре. Очень любит музыку. Сам немножко играет на скрипке. Не пропустил ни одного концерта. А в последнее время делает скрипку своими руками...
– Как интересно! – сказала Машенька.
– Я вам обязательно ее покажу! – сказал Игорь Федорович, прощаясь около гостиницы. – До встречи!

     Машенька была рада новому знакомству. Теперь Игорь Федорович провожал ее после каждого концерта, и она, выйдя из филармонии, привычно оглядывалась вокруг, определяя, где же он.

     Однажды Игорь Федорович проводил ее не до гостиницы, а завернул в другую сторону и привел к дому, где проживал со старушкой-матерью в уютной трехкомнатной квартире. Он познакомил Машеньку с Ириной Владимировной, и та сказала, проговорив с Машенькой о том, о сем: «Машенька, запомните, с этого дня наш дом – ваш дом!»

     По вечерам Ирина Владимировна шила на швейной машинке, а Игорь Федорович занимался в чуланчике, приспособленном под мастерскую: доводил до ума скрипку, шлифовал, лакировал, сушил...
– Делал бы ты поскорее предложение, что ли, – говорила мать сыну.
– Мама, не будем торопиться! Поспешишь – что?
– Людей насмешишь... – вздыхала Ирина Владимировна.
– То-то и оно!
– Да уж больно девушка хороша, и душа у нее нараспашку, не проворонить бы!
– Об этом я уж как-нибудь позабочусь, мама, не беспокойся! Все будет так, как ты хочешь.

     И вот закончил Игорь Федорович работу над скрипкой, и, провожая Машеньку после концерта, шепнул:
– Зайдем ко мне? Сегодня тебя ждет сюрприз!

     Дома он усадил ее в кресло и приказал: «Закрой глаза!.. А теперь открой!» И открыла Машенька глаза, и увидела перед собою на журнальном столике красивую хрупкую скрипку, словно излучающую ровный негаснущий свет.
– Это тебе мой подарок! Знаете что, скрипка? Давайте – будем жить вместе! А? Выходи за меня замуж!

– Ах, – только и смогла вымолвить Машенька... – И ты... И она... Что за прелесть! – И вспорхнула скрипка к Машенькиному подбородку, и запела, заиграла. Если бы кто из музыковедов попытался передать эту музыку словами, то понял бы раз и навсегда, что занимался напрасным делом...

     После очередной репетиции дирижер Давид Стефанович Миллер попросил Машеньку задержаться, и когда все разошлись, спросил: – Маша, что происходит? С каждым днем вы играете все лучше и лучше. И хорошеете на глазах! Я вас просто не узнаю. И что это за Страдивари у вас в руках?

     Машенька улыбнулась и рассказала все, как есть, и про Игоря Федоровича, и про его подарок, и про его предложение, и что свадьба – через пятнадцать дней... Давид Стефанович выслушал ее и произнес:
– В таком случае поручаю вам подготовить ко дню свадьбы концерт для скрипки с оркестром. Сыграем Бетховена вашему избраннику и в этот же вечер свадьбу сыграем! Гожусь я еще – хотя бы в свидетели?
– Конечно, конечно! – воскликнула Машенька, – только вот справлюсь ли я?
– Должна, голубушка! Альтернативы, как говорится, нет, – вымолвил дирижер, потирая руки, и громко рассмеялся.

     Маша запаниковала.

Игорь Федорович успокаивал ее.
– Не волнуйся, будем репетировать вместе, по моей системе. И не надо сильно переживать. И я – смогу. И ты – сможешь. Представь, когда я делал скрипку, я досконально изучил принципы скрипичного звучания. И понял, что главное – воспитание мышц пальцев. В моей системе – три кита: занятия для левой руки, занятия для правой, и чтение с листа. Подкорка мозга – кончики пальцев на струнах, вот схема. На подкорке надо работать! На подкорке!

     Взял Игорь Федорович отпуск без содержания, показал Машеньке, как пользоваться массажером, разминая левую и правую кисти, как отмачивать их в теплой воде – и ежедневно, по многу часов, до изнеможения стали они работать над партитурой концерта. Уже через десять дней они отложили ноты и стали играть по памяти. Ирина Владимировна с душевным трепетом слушала их игру из соседней комнаты и была довольна. Бетховен помогал, как мог. Дело шло к счастливой развязке.

     И вот по всему Абаканску запестрели афиши, в которых крупными буквами значились два имени: ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН и МАРИЯ ВИШНЕВСКАЯ, и слово поменьше – бенефис. День концерта – день свадьбы настал.
МКЗ был полон.
     В центре, в шестом ряду сидел скрипичных дел мастер Игорь Федорович Бывальцев с мамой, по сторонам – многочисленные приглашенные официальные и неофициальные лица. А на сцене – царила в белом свадебном платье с волшебной скрипкой в руках его любовь, Машенька Вишневская, дирижер и оркестр.

     На следующий день в газете «Вечерний Абаканск»  обозреватель Яков Кофман, пытаясь передать   увиденное и услышанное, без ложной скромности  подчеркнул силу и величие  музыки Бетховена, бессилие своего пера, и закончил заметку такими словами:
    «Восторгу слушателей не было предела. Кто-то кричал «Браво!», кто-то кидал на сцену цветы... Скрипка сверкала, молодая бенефициантка светилась от счастья.
     После концерта оркестранты и приглашенные спустились в банкетный зал, где их ждали накрытые свадебные столы.
     Молодожёны Игорь Бывальцев и Мария Вишневская  расписались в Книге записей актов гражданского состояния, поцеловались принародно – и мэр нашего прекрасного сибирского города Абаканска Пётр Иванович Пимашков, объявив их мужем и женою, собственноручно надел им на пальцы золотые обручальные кольца.
     Прозвучал свадебный марш Мендельсона.
И поплыла веселая ладья в счастливое будущее – на всех парусах...»

     Да…
И я там был, мед-пиво пил.
По усам текло, а в рот не попало.

Николай Ерёмин г Красноярск