Абсолютная свобода

Ал Захаров 2
Что определяет бытие? Форма? Сознание? Что есть «Я», осознающий себя и помнящий о событиях, произошедших со «Мной»? Да, бытие возникает прежде всего, а сознание рождается потом. Но не у Абсолюта, в котором и бытие, и сознание едины!

Пока я не стал тем, кто я есть сейчас, я думал, что свобода – это просто возможность выбирать цели и действовать в соответствии с ними. И в то же время я прекрасно понимал, что общество, в котором я нахожусь, предоставляет мне эти цели и дает возможности их реализовать. Могу ли я преступить закон общества? Теоретически да, но общество меня накажет. Могу ли я действовать так, как хочу? Могу, но что предопределяет мой выбор? Не культура ли, не воспитание ли, не тот ли ограниченный круг возможностей, что предоставляют мне окружающие? Наконец, не ограничен ли я своей природой, законами земного мира и телесными способностями?

И тогда я понял, что абсолютная свобода есть отвержение всего и включение всего в самого себя. Это и есть Абсолют, и это и есть то, что люди называют Богом. Когда ты можешь принимать любую форму, не будучи связанным никакими законами, когда твоя природа способна меняться по твоей воле, и когда ты не забиваешь голову предписаниями, моралями и историей.

Я изменился. Я нашел способ преобразовать самого себя, став метаморфом, как если бы меня можно было как-то назвать. Но я могу не только менять форму, я могу менять всё вокруг. Абсолютная свобода подразумевает и абсолютную ответственность – как сказал кто-то, и мне его жаль. Нет. Абсолютная свобода ничем не может быть ограничена, а ответственность уже имеет в виду ограничение. Будто бы я должен сдерживать себя от проявления каких-либо действий, способных причинить ущерб (вред) кому-то другому. Но почему? Если я хочу убить тех, кого желаю убить, то почему я не должен поступать так, как я хочу? Если я хочу перетечь в них и стать ими, продолжая быть и самим собой, то что может воспрепятствовать мне?

Я никому ничего не должен! Абсолютная свобода не терпит никаких обязательств. Перед кем я должен отчитываться? И почему я должен быть чувствительным и сентиментальным? Я не связан порывами сердца и доводами разума. Я есть самосущий, и я могу делать абсолютно всё.

Мир лежит передо мной. Такой, каким я захотел его сделать. Такой, каким я хочу его видеть. По своей воле я вмешиваюсь в события, по своей воле я переставляю королей и властителей, убираю с игральной доски ненужные фигуры. Я забавляюсь, и пока мне нравится этот мир, он живет. Когда мне не захочется больше с ним заниматься, он будет уничтожен.

В свободе нет любви, как и ненависти. В ней я могу выбирать любые пути. Мне не жаль убивать, как не трудно и оставить кого-то в живых. В конце концов жизнь тех, кто думают, что они живы, – это всего лишь бытие, существование в той форме и в том виде, котором я захотел. Если есть на то моя воля, я забираю их жизнь, потому что я дал ее и, когда захочу, могу взять ее назад.

Я могу быть злым, могу быть любящим. Это не зависит от каких-то обстоятельств или событий. Абсолютная свобода делает беспричинными любые явления. Я могу вечно любить, а могу вечно ненавидеть, поскольку я могу всё. Я могу сохранять невозмутимость всю вечность, а могу рыдать до скончания веков десятков миров.

Я сам устанавливаю мораль, и я сам диктую живущим законы. В одном мире я могу объявить законным и моральным то, что в другом мире предстанет верхом разнузданности. Всё потому, что я могу меняться, меняя и свои принципы.

Абсолютная свобода предполагает изменчивость, иначе… если ты не можешь изменить себя, то ты не абсолютно свободен, ты уже от чего-то зависишь – от своей природы, от своего сознания.

И я понял в какой-то момент, что я не могу признать себя абсолютно свободным, потому что я остаюсь самим собой. Меня сохраняет моя память и мое сознание. Я есть бытие, и я есть сознание. Но если б я был действительно свободен, я мог бы перестать быть собой. Я мог бы забыть о самом себе и посмотреть на себя со стороны, будучи другим.

И я мог бы быть небытием. Да-да, я мог бы не просто перестать быть собой, но и быть ничем. Пустотой. Однако в таком случае я не смог бы вернуться в самого себя или стать бытием.

Абсолютная свобода должна давать шанс перестать быть тем, кто ты есть, но одновременно с этим должна сохраняться возможность перетечь из небытия в бытие. Но само это уже заставляет тебя быть, оставлять что-то, что могло бы вызволить тебя из небытия.

Я позволил себе рассердиться. Я-то думал, что я абсолютно свободен, но я оказываюсь все же связанным своей природой и сознанием. Я не могу вырвать себя из Абсолюта и не могу вырвать себя из себя, перестав быть собой и вообще чем бы то ни было.

Если б можно было бы оставить какое-то устройство, которое бы вернуло меня в бытие!.. Но как узнает эта машина, когда меня возвращать из небытия? Если я, Абсолют, перестану быть, то что останется быть? Машина? Но она будет существовать, и значит я не до конца уничтожу самого себя, что-то останется быть, когда всё должно перестать быть. А если я уничтожу всё вместе с собой, то как я смогу всё вернуть назад, когда всё будет небытием и сознания не будет?

И я взорвал мир. Меня хватило беспокойство, да, волнение от того, что я – все же есть я и никто (ничто) иное. Я – это сознание, я – это бытие, я – это природа, сущность… Но я – не абсолютная свобода. Так может ли быть она вообще, если я чего-то не могу? Я не могу перестать быть собой, я не могу уничтожить свое сознание. Что останется после меня, если все же я вздумаю уничтожить всё оставшееся после гибели мира? Если я есть Абсолют, то перестав быть им, самоуничтожившись, кем буду я, и чем будет то, что некогда было Абсолютом, миром?

Я понял, что я все еще связан причинностью. Что я все еще завишу от начал, что я все еще сознанием прикован к неким законам и постулатам. Но я должен отвергнуть всё, чтобы быть абсолютно свободным. И в то же время отвергнув всё, с чем я останусь? Если вырвать с корнем все законы и сущности, если изменить всё так, чтобы ничто ни на что не влияло, то из чего и как составить новые сущности? Не будучи зависимым ни от каких знаний, установок и принципов, на каком фундаменте я построю новый мир?

Нет, всё должно быть во мне – все возможные варианты, все идеи и все мысли. Всякая форма – уже в моем сознании. Всякий закон – уже находится во мне. Истинный Абсолют заключает в себе всё и из этого всего может творить в таком сочетании, каком сочтет нужным.

Но меня все-таки беспокоит, да, беспокоит мысль о том, что я не могу перестать быть, и не могу вынуть себя из себя… Абсолютная свобода – это возможность перестать быть собой. И я буду искать эту возможность, я буду искать в себе, своем сознании такое построение, которое позволит мне делать всё, всё! В том числе и переставать быть, когда я захочу, и становиться бытием, когда… когда захочет небытие…

***

А за окном психиатрической больницы шел дождь.