Письмо виктору слипенчуку

Владимир Бараев
ПУБЛИКУЮ СВОЁ ПИСЬМО СЛИПЕНЧУКУ. ДУМАЮ, ОНО ИНТЕРЕСНО НЕ ТОЛЬКО АДРЕСАТУ.

Москва, 26.7.2013.

Sante et prosperite! Виктор Трофимович!

Ваш сайт поразил меня. Я впервые увидел удивительную картину Вашего творчества. Особенно впечатляют отклики читателей, рецензии, восторги, интервью. Попытаюсь создать свой сайт. Но много вопросов возникает. Можно ли печатать неопубликованные вещи без последствий. Вдруг не станут брать издательства, т.к. они «замазаны» Интернетом? Впрочем, деваться некуда.
У меня три романа лежат без движения: «Приходят и уходят корабли» (о целине), «Улигер о детстве» и «Альма-матер: Под бременем познанья и сомненья», о МГУ. И ещё хотелось бы переиздать дополненный роман «Гонец Чингисхана». Его сильно покурочили редактора. Изменив даже имена отдельных героев.
Сегодня в «Независимой газете» (Ex Libris) прочёл: «Начался приём работ на соискание новой литнаграды – «За лучшее философическое произведение». Премия имени Александра Пятигорского, философа, востоковеда. Он уехал в Лондон, преподавал в университете. А так как мой роман о философском факультете МГУ и его людях, я, пользуясь тем, что оргкомитет решил принимать рукописи и публикации в Интернете, решил принять участие. И почему-то надеюсь на успех.
Главы из него, опубликованные в «ЛитРоссии», вместе с главой «Битва на Калке» из «Гонца» и репортажем со съёмок «Андрея Рублёва», были удостоены в 2012 г. премии с формулировкой «За глубокие экскурсы в прошлое».
«Улигер о детстве» попробую вынести в Интернет и пошлю на премию «Ясная Поляна». Хоть там принимают лишь книги, может, допустят виртуальный вариант. Это –семейная сага, по-бурятски, улигер, об истории не только моего рода. Роман – о судьбах всех бурят.
Между прочим, «Огненная дуга», посланная вчера, - отрывок из «Улигера». Вы, наверное, поняли по нему, что  я – в каком-то смысле из недобитой бурятской знати. Праправнук тайши, внук двух старост. А по отцу предки - шаманы. Пятеро расстреляны в 30-х, отец дважды исключался из партии, что кончалось увольнениями. Но в оправдание дедов и прадедов скажу, что все они были крестьянами – растили хлеб, держали скот. И дома их были, как у всех сибиряков – деревянные избы. Ни у кого в Мольке не было ни одного каменного дома и даже фундамента.
Жили родовой общиной, не имея батраков. Своих сил хватало. По материнской линии - все крещёные, в десяти поколениях, учились в ЦПШ, хорошо знали православные молитвы и русский язык. Да и женились на русских. (У моих отца и матери есть русская кровь.) Их ценили и выбирали старостами и даже тайшой.
В 1933-35 годах я жил в селе Молька, на правом берегу, недалеко от Аталанки, где родился Валентин Распутин, с которым давно дружил и дружу. А южнее, в Алари, родился Саша Вампилов, которого тоже знал. Он полукровок, отец бурят, мать русская. Хорошо помню деревянные юрты-летники, пятиугольные, с множеством ласточкиных гнёзд над дверями.
В 1935-м привезли в Улан-Удэ, жил в пригороде, а позже в таёжной Ильинке. Несмотря на исключения из партии, отец был убеждённым коммунистом. Гордился значком «50 лет в партии» и другими наградами. Это он послал меня учиться на философа. Спасибо ему!
Вот обо всём этом - мой «Улигер о детстве».

Теперь хочу процитировать строки из книги «Высоких мыслей достоянье».
«Когда письмо о смерти Саши пришло в Петровский Завод, декабристов потрясло это известие. Совсем недавно они узнали о гибели Пушкина, и вот – новая трагедия. Михаил, никогда в жизни не плакавший, рыдал несколько дней, как ребёнок. В конверт была вложена последняя записка Саши Павлу, на клочке бумаги.

«Обнимаю тебя, любезный брат; если не приведёт Бог свидеться, будь счастлив! Ты знаешь, что я тебя любил много. Впрочем, это не эпитафия – я не думаю и не надеюсь умереть скоро…
Каково идёт и ведёт тебя служба? Поклонись Ростовцеву и всем, кто помнит меня не лихом. Писать её-ей некогда; извини меня перед алчущей братиею журналов. SANTE ET PROSPERITE – твой друг и брат Александо Бестужев».

Мишеля поразил бодрый дух и тон записки, которую никак не хотелось назвать предсмертной. «Это не эпитафия – я не думаю и не надеюсь умереть скоро… ЗДРАВИЕ И ПРОЦВЕТАНИЕ!» - с надеждой тверидил он».

Между прочим, книга «Высоких мыслей достоянье», изданная тиражом 300 тысяч экз. наверняка есть в ближайшем санатории. Посмотрите, если хотите. Читается легко. Как писали в журнале "В мире книг" и «Книжном обозрении», здесь – лучшее изображение восстания 14 декабря, а ещё лучше показана каторга и поселение в Сибири».

Вот, пожалуй, и всё. Доброй Вам ночи! Вл.Бараев.