Пирожок

Александр Андриевский
Сколько всего происходит с нами на протяжении жизни! Память размещает всё по полочкам своих хранилищ. Иногда обстоятельства напоминают нам о прошлом запахом, мелькнувшим в толпе лицом, знакомым пейзажем, и тогда человек на крыльях памяти возвращается в своё прошлое, она воссоздаёт не только давние события жизни, но и атмосферу тех лет. Крылья моей памяти часто уносят меня в годы моего золотого детства, пришедшегося на пятидесятые годы двадцатого века.

История, случившаяся со мной в детстве, сейчас мне кажется не столько смешной, сколько очень наивной. Но мне было не до смеха. Наша семья из восьми человек жила в небольшом сибирском
посёлке. В те годы это никого не удивляло, были семьи и побольше нашей.

Мы жили в длинном бараке на берегу реки Хилок. Она была полноводной и часто после летних проливных дождей выходила из берегов. И тогда мы семьёй переезжали временно к папиным друзьям, жившим на незатопленных территориях в нашем посёлке.

По транссибирской магистрали, что делила его пополам, поезда в то незабвенной время возили паровозы. Часто угольные искры, вылетавшие из трубы паровоза, становились причиной пожаров.
Однажды из-за такой вот угольной искры сгорел наш поселковый клуб. Много раз сгорали стога сена вдоль железной дороги.

Много незабываемых событий происходило в пятидесятые годы двадцатого века. Люди в те годы уезжали осваивать целину и на многочисленные комсомольские стройки.

Помню, часто по радио исполняли песню «Едут новосёлы по земле целинной» и другие песни послевоенных лет. А в конце пятидесятых, СССР запустил в космос несколько искусственных спутников Земли.

История, которую я хочу рассказать, очень земная. В те годы  стоял у кормила власти Н.С. Хрущёв. Время его правления мне запомнилось тем, что в нашем посёлке всегда были перебои с хлебом.

Хлеб в наш посёлок привозили из районного центра. Иногда завозили муку. Мука была редкостью в наших краях, а потому наша мама не часто баловала семью вкусными пирожками, оладушками и другой выпечкой. А как она стряпала! Даже соседки нередко восхищались: - Как, девка, ты вкусно готовишь! Ну прямо «мастерица» стряпать!

Колхозникам, жившим в другой половине нашего посёлка, за работу на трудодни выдавали зерно. Излишки зерна они продавали возле магазинов.

Однажды, мать купила у них мешок зерна. Нашими соседями были шофера. Они работали в лестранхозе. В то время в нашем посёлке находилась контора лестранхоза.

Мать договорилась с кем-то из наших соседей-шоферов о том, чтобы свозить зерно в соседнюю деревню на мельницу.

В один прекрасный день зерно отвезли в эту деревню и смололи. Вот таким образом появилась в нашем доме мука.

Дело оставалось за малым, за дрожжами. Но и этот вопрос был скоро решён.

В один из летних дней, когда наш отец был выходной, мать решила испечь хлеб, калачи, лепёшки и пирожки.
***
Тесто мать замесила с вечера и поставила эмалированное ведро, в котором оно всходило, возле печи.
На следующий день, с самого утра, она принялась за стряпню;  сначала  замесила и поставила выпекаться хлеб ; затем настряпала калачей, лепёшек, и принялась за оладьи.

Пирожки она хотела лепить после того, как мы, дети, позавтракаем и уйдём гулять на улицу.
Для пирожков приготовила картофельное пюре, отварной рис, перемолотую говяжью печень, черёмуху, повидло и несколько сваренных вкрутую куриных яиц.

В квартире стоял вкусный запах теста. Мы с двумя младшими братьями не отходили от кухонного стола. Нам хотелось помочь маме лепить пирожки. Но ей помощники были не нужны, и она сказала нам:
- Ступайте на улицу и поиграйте там с ребятишками. Не путайтесь под ногами. Я и без вас управлюсь. А когда напеку пирожков, вас позову. Идите на улицу.

Братья мои послушно убежали. А я не уходил, очень хотелось помочь ей стряпать. Если быть честным, то мне хотелось поскорее попробовать пирожок.

Увидев, что уговоры на меня не действуют, мать улыбнулась и погрозила:
- Сынок! Мамку нужно слушаться. Если не будешь слушаться, то можешь превратиться в девочку.

- Как в девочку? - я был ошарашен её словами.

- Ты что, сынок, думаешь хорошо не слушаться родителей?- продолжала она , ничего на белом свете зря не происходит! Раз не слушаешься мамку, то пирожок может к тебе прирасти, а «крантик» исчезнет. А ты как думал?

- Такого быть не может!- я не верил матери, но она даже не улыбалась.

- Всё может быть, сынок! Превратишься в девочку, и я пойду покупать тебе платье. Я видела в сельпо красивые девичьи туфельки. Чуть не забыла, я там и ленты видела разные. Не забыть бы мне их купить! У тебя же волосы на голове длинные отрастут, надо будет их в косы заплетать...

Но я выскочил после этих слов из-за стола со словами:
- Не хочу я таких пирожков! Я их теперь никогда в жизни не буду есть, раз такое дело! Я лучше оладушки и лепёшки есть буду! Вот так вот!

Я убежал к ребятам, которые беззаботно играли в чижика на улице, и радовался тому, что избежал опасности превратиться в девочку.

Вскоре мать позвала нас пить чай с пирожками. Когда мы пришли домой, то на кухонном столе в эмалированном тазике и в большой белой миске лежали румяные пирожки.

- Кушайте пирожки! Они горячие и вкусные!- приговаривала мать, когда я с братьями сидел на кухне за столом.- Лепёшки кушайте! Они тоже вкусные! Проголодались небось, мои маленькие?

- Сынок! А ты почему не ешь пирожки?- спросила она меня, когда увидела, что я ем одни лепёшки.
- Я лепёшки ем с молоком!- отвечал я, - они  вкусные! Вкуснее пирожков!

- Сыночек! Ты прости меня, - она улыбнулась,-  я про пирожок-то пошутила! В жизни такого не бывает. Мне нужно было поскорее управиться, вот я и пошутила.

Но её уговоры на меня не подействовали. Я в тот раз не съел ни одного пирожка.       

На следующий день, я уже позабыл про вчерашнее и уплетал пирожки за обе щёки! Они и в самом деле были очень вкусные! Мама нас не обманула.