Он ушёл. Памяти Сергея Бабанова

Познавшие Вечность
                У живых надежда остается. И память...   
                (Лох Нессов   30.03.2010 02:11)                http://www.proza.ru/avtor/loch0
http://www.stihi.ru/avtor/loch0

"Характер у него тихий и он постарается вас не тревожить. К слову, лучшего защитника вам трудно найти. Если вы согласитесь его принять, разумеется, временно, то к завершению сумерек откройте двери и тихо, лучше молча, позовите его, - закончил странник.
С наступлением темноты вы тихо раскрыли двери своего дома..." (“ЕГОШКА», ЛОХ НЕССОВ)   http://www.proza.ru/2010/08/17/1307

...................
Иногда мы неожиданно раскрываем свое сердце, впуская в него, в свою жизнь  совершенно незнакомого человека, впускаем безоговорочно и даже как бы мимо нашего желания... И он становится необходимым, "как воздух, как вода, как мечта о полете" ... И кажется, что это - навсегда.  А в самом деле  - очень временно...
…Я не знаю, как рассказать о необыкновенном человеке, чтобы вы  увидели его, помянули его добрым словом...
Сергей Бабанов - на сайте Лох Нессов, Сергей Валерьев.
Я все еще не могу поверить, что его нет, не могу смириться с потерей, не могу принять его неожиданную смерть…
Однажды я долго не отвечала в суете дел, а он вдруг решил уйти с сайта:"Василина, Вы не отвечаете. Возможно, прочитаете опять через неделю. Я ухожу. По нескольким причинам. Главная – работы навалилось. Но помните мои слова. Я их повторю, для верности:
1.Вам необходимо писать. Видите ли, ни один поэт не может шлепать по заказу. Я вот считаю, что за жизнь человек, сколько бы он бумаги ни извел, может написать два- три стихотворения. Одно у Вас есть. Это – «Твiй дарунок..», ничем не хуже «Я помру в Парижі»
2. В любом случае желаю Вам успехов, и творческих, и в жизни. Очень рад был знакомством с Вами, очень даже растроган. Даже расчулен.
3. Я уже Вам писал, как Вы легко можете опознать мое присутствие. И если кто-нибудь даже просто посмеет попробовать Вас обидеть, зовите. Как меня звать, Вы знаете. На меня Вы можете положиться. Не бойтесь никого. Пишите спокойно.
Лох Нессов   09.04.2010 00:35"
Я тогда и расстроилась - как это не будет моего самого верного читателя? – и обрадовалась:  мои стихи кому-то и вправду нравятся... И поняла, как же человеку надо вот такое дружеское участие: это счастье, если есть кого позвать, когда тебе плохо...
Так и прикипела сердцем к далекому другу - как наваждение, независимо от моей воли...

13 июня 2012 Сережа вдруг умер – врачи скорой не успели его спасти. Сердечная недостаточность…
И тут не могу не вспомнить его слова:  «Когда переживаешь чью-то историю – жили люди себе, жили и уходили тихо, и никакой справедливости (ну кроме Высшей, о которой говорить – пустое дело) – трудно что-то добавить… Не, можно топать ногами, можно грозить небу кулаками и грязно ругаться. Я тут о другом думал – о смирении; оно также внешнюю жизнь человека не изменит… Но меняет ракурс – что-то становится мелким и незначительным. И в наступившей тишине сознания начинают проступать давно забытые черты мира… В легком звуке одной струны.» (ЛОХ НЕССОВ)
***
Давно забытые черты  мира… правда, странно?  Какие они, эти черты? И откуда, с каких времен  мы их забыли?Если бы можно прочесть произведения, которые остались на его закрытой странице, вы поняли бы, что он видел наш мир как-то по-особенному.
Но я теперь о другом – о смирении, которое меняет ракурс. Возможно. Выходит, надо смириться... Но как???
  А вот  смерть меняет ракурс – это точно. И столько как-будто важных дел, предрассудков, мешавших общению, теперь кажутся до отчаяния мелкими и незначительными.
… мы познакомились случайно, но все эти два с половиной года нашего общения Сережа был моим ангелом-хранителем. 
На сайте Прозы Лох Нессов появился в 2010 году, в конце зимы, кажется. И я тогда же зарегистрировалась там, по совету Ирины Мадриги – чтобы читать. Так случилось, что чуть ли не первое, прочитанное мной, оказалась его миниатюра «Мелочи жизни». Вот  с ней и началось наше общение… "Это судьба", - шутил позже Сережа. Увы...
Привлекало прежде всего то, что Сергей умел слушать человека, умел вовремя поддержать, дать дельный совет – и умел не навязывать свое мнение,  не раздражаться по пустякам, не жаловаться на что-то иль кого-то. Сережа любил пошутить,  иногда и остро, ценил «чуйство» юмора, и в то же время был очень ранимым человеком  – обижался вдруг на какую-то нелепую реплику и замыкался в себе, становясь леденяще-вежливым почти на сутки...  Но тепла его сердца хватало на многое. Помню, обращал мое внимание, что обязательно надо сразу отвечать читателям на рецензии, а еще делился радостью от  прочитанного, в нашей переписке была даже отдельная графа «чужое»  - и  там осталось множество ссылок на  произведения, которые он рекомендовал обязательно прочесть. Радовался, что завязывались дружеские отношения с авторами... Беспокоился, когда кто-то закрывал страницу или долго не опявлялся в Сети. Старался поддержать добрым словом.  Тревожился о талантливых авторах, у которых порою немного читателей.  "Вот на что обратил внимание. У меня создается впечатление, что хорошая литература, по крайней мере в нашей стране, не нужна никому...
Хорошо бы, если б я ошибался.  Лох Нессов   22.08.2010 17:42"
И все время твердил мне: «Надо писать и помещать, хоть раз в месяц, пусть люди читают…».  И еще: «Надо общаться с людьми, людей хороших много.
И писать Вам надо. Сколько раз я уже повторяю.
Ладно, какое Вы решение примете, такое и будет верным.
Я Вам полностью доверяю. Только пишите.» 6 МАЯ 2010 ГОДА, 00:50
Он подсказывал, что в произведении можно бы поменять, дополнить, улучшить...
Никто во всем мире не заботился так о моих так называемых литературных попытках. А еще мы пробовали сочинять вместе, что для меня было внове. Это получалось совсем спонтанно, по настроению, но мне часто было неловко: я не могла соответствовать его уровню, да и учительская работа выматывала  настолько, что не хватало сил ни на что.  На каникулах  времени свободного было таки больше, хотя оставалась «безотпускная»  редакция. А в Сережи, инженера-проектировщика, наоборот, летом значительно больше работы… И  откладывались наметки, начатые вещи - на потом, и так получилось, что все наши общие наброски хранились в Сережином компе, который сразу после похорон мама отдала кому-то...
И еще мне было очень приятно, что Сережа пробовал себя в переводах с украинского - Лина КОСТЕНКО, Василь СИМОНЕНКО, Артур Сиренко. Он очень высоко ценил переводы  Анны Дудки, радовался, что благодаря ей и мои стихи прочтет намного больше читателей:
"Анна, сколько Вы уже напереводили... Вам на небе, точно, зачтется. Я ведь еще Ваши переводы (не все еще) и на стихах читал. Вы не обращали внимание, что когда сам переводишь, а не просто читаешь, такие грани открываются? Мама родная. А я вот еще одно стихотворение с украинского перевел. ...Василя Симоненко. Удивительный поэт. А ведь и 30-ти не было. Хотя выставлять не думал - меня особо не читают. Я ведь так себе - перевозчик. С берега - до середины реки... Но больно уж сильно он пиш... писал, к сожалению.    Лох Нессов   24.09.2010 23:18"
  С нежностью отзывался о Марине Бродской, о ее произведениях, исполненных жизнелюбия, хотел, чтоб мы подружились...

  Сергей писал рассказы и стихи. Публиковал не очень много вещей, но его оригинальный стиль чувствовался сразу.  Недосказанность, даже вроде в вполне бытовых вещах неуловимый или яственный налет той таинственности, которую обычно называют мистикой. «В жизни нашей всегда была и будет великая и безграничная тайна…» (Лох Нессов).  Попытка понять суть Жизни, ухватить  изменчивость и многогранность Бытия, проникнуть сквозь времена. Дыхание Вечности и Неотвратимости. И глубинное человеколюбие. Хотелось перечитывать и продолжать в своей голове  его сюжеты.
Часто он удалял произведения, полностью закрыл другую страницу - СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЕВ. Думаю, почти каждый пишущий сомневается в нужности своего труда, возможно, Сережа тоже сомневался, помню, говорил, что читатели его не балуют вниманием, не всегда понимают суть написанного, а может, была другая причина…  Теперь уж кто ответит… 
Его стихи тоже сначала казались мне странными –  мотивы иногда какие-то, сказать бы,  не от мира сего. Очень часто – предчувствие Межи, Границы:
Скоро мне возвращаться в неведомый край,
сквозь леса непроглядные, темные ночи
за пределами памяти, снов и мечты.
И уйти по зеленым лугам под названием рай.
Плыл, бежал и лежал –
по морям, городам и помойкам,
догонял-убегал, не дослушав ответ.
Как-то странно и стыдно, как после попойки,
видеть этот холодный и ласковый свет.

Видите, его стихи –  как бы "из-за черты"... Трагичность... Взгляд сквозь время...
А еще -  ответственность за планету, за человечество...

Нет, не могу нормально излагать.. Простите, пожалуйста. Слишком больно.

Он был благодарным читателем. Сколько чудесных произведений Сережа мне переслал!   Любил поэзию Тарковского, Сесара Вальехо, Вероники Тушновой.
Любимая песня «Любэ» - «Главное, что есть ты у меня» (говорил, что его комп автоматически включает ему эту песню, когда просматривает почту).
Любимая певица - Анна Герман.
А еще открыл для себя Ольгу Богомолец, исполнительницу песен на слова Лины Костенко,  и делился  со мною ссылками.
http://www.youtube.com/watch?v=CfG00tNMNjU&feature=related
Восторгался фильмами Тарковского, мог часами говорить о их глубинных подтекстах.
Он умел делать малосольные огурцы и приготовить быстро вкусный суп. И не любил магазинные пельмени. Курил красный "Бонд", а по вечерам пил кефир.
Обожал запах жасмина. (У меня в вазочке с весны сохраняются засохшие веточки - он видел этот букет по скайпу, когда цветы страстно благоухали...) Фотографировал первую фиалку на обочине, чтоб сразу же подарить ее мне. Кормил голубей на площади. Покупал ливерную колбасу для бездомной собаки. Вообще, находил общий язык с животными, считая их умнее нас.
Он никогда не признавался, что у него больное сердце, это я узнала только сейчас. Хотя однажды что-то кольнуло: проговорился, что принимает мумие. Но, занятая своими проблемами, я легко поверила его словам, что он просто пробует его по просьбе мамы. А однажды подозрительно "профессионально" рассказал о действии кардиологических препаратов, назначенных мне врачем. Я удивилась, а он опять выкрутился: мол, случайно прочел в Сети. Если бы… Господи, если бы знать… Почему?   А ведь сам, оказывается,  знал о своей  обреченности, но это не ожесточало его: «На всякое горе есть горе горьшее, когда своя беда оказывается незначительной. Однажды заглянувший в бездну обретает сострадание – может, так? А смотрящий в нее всегда, этого чувства не теряет. Может, так, Василина?  Лох Нессов 13.04.2011 11:33 »
"Мужчины не жалуются", - сказала мне Сережина мама в день его смерти, когда я в отчаянии кричала: "Почему же он не говорил???"
"Мужчины не всегда слушаются маму", - изредка сообщал сокрушаясь Сережа, когда какое-то его решение не получало в нее поддержки. А в письмах ко мне называл маму трогательно и нежно: "моя милая мамочка".
Иногда делал непредсказуемые поступки: шел покупать зимнюю куртку, а приносил домой велотренажер.
Любимый его литературный герой - Винни-Пух, а еще перечитывал сказки о Медвежонке и Ежике Сергея Козлова, помните, «если тебя нет, то и меня нет…».
Что ж еще? Родился в Кемерово, учился  в Ленинграде, служил в Мурманске, работал в Череповце...
И с самой юности мечтал стать писателем – чтобы рассказать людям о Тайне...
15 сентября 2012 г. Сергею Валерьевичу Бабанову исполнилось бы 55 лет.
***
А вот это стихотворение Сергей называл своим любимым, он прислал его мне еще в начале нашей переписки.   
Александр Кочетков   20 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА, 22:56
> БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННО¬М ВАГОНЕ
> - Как больно, милая, как странно,
> Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
> Как больно, милая, как странно
> Раздваиват¬ься под пилой.
> Не зарастет на сердце рана,
> Прольется чистыми слезами,
> Не зарастет на сердце рана -
> Прольется пламенной смолой.
> - Пока жива, с тобой я буду -
> Душа и кровь нераздвоим¬ы,-
> Пока жива, с тобой я буду -
> Любовь и смерть всегда вдвоем.
> Ты понесешь с собой повсюду -
> Ты понесешь с собой, любимый,-
> Ты понесешь с собой повсюду
> Родную землю, милый дом.
> - Но если мне укрыться нечем
> От жалости неисцелимо¬й,
> Но если мне укрыться нечем
> От холода и темноты?
> - За расставань¬ем будет встреча,
> Не забывай меня, любимый,
> За расставань¬ем будет встреча,
> Вернемся оба - я и ты.
> - Но если я безвестно кану -
> Короткий свет луча дневного,-
> Но если я безвестно кану
> За звездный пояс, в млечный дым?
> - Я за тебя молиться стану,
> Чтоб не забыл пути земного,
> Я за тебя молиться стану,
> Чтоб ты вернулся невредим.
> Трясясь в прокуренно¬м вагоне,
> Он стал бездомным и смиренным,¬
> Трясясь в прокуренно¬м вагоне,
> Он полуплакал¬, полуспал,
> Когда состав на скользком склоне
> Вдруг изогнулся страшным креном,
> Когда состав на скользком склоне
> От рельс колеса оторвал.
> Нечеловече¬ская сила,
> В одной давильне всех калеча,
> Нечеловече¬ская сила
> Земное сбросила с земли.
> И никого не защитила
> Вдали обещанная встреча,
> И никого не защитила
> Рука, зовущая вдали.
> С любимыми не расставайт¬есь!
> С любимыми не расставайт¬есь!
> С любимыми не расставайт¬есь!
> Всей кровью прорастайт¬е в них,-
> И каждый раз навек прощайтесь¬!
> И каждый раз навек прощайтесь¬!
> И каждый раз навек прощайтесь¬!
> Когда уходите на миг!
> 1932
.........
На Троицу я уезжала недели на две туда, где нет Сети и не ловит МТС. (Есть еще такие места в Украине).  И даже не попрощалась, прервав разговор по скайпу на полуслове, спешила на поезд...  В дороге меня "поймала" эсемеска из одного слова "ПРИВЕТ", и улыбающийся смайлик с огромными подмигивающими глазами.
И все...

………….
.. каким ты был - таким ?  СОФИЯ Павлова 13.04.2011 07:38 Заявить о нарушении правил.......
Самого себя трудно оценить. Но уверен – всегда был смелым, молодым, добрым и красивым. Таким и остаюсь.  ЛОХ Нессов 14.04.2011 21:05  Заявить о нарушении правил 
.................................
Эх, Егошка!... Куда же ты ушел?...  ГРУСТНЫЙ Шут 18.02.2011 21:47 •
Полагаю, вы шутите. Все куда-нибудь уходят. Может быть, это я ушел. Спасибо за отзыв.
 ЛОХ Нессов 18.02.2011 22:28 Заявить о нарушении правил
Это не шутка...  Это такая горчинка...  Простите, если не к месту так выразил эмоции...  ГРУСТНЫЙ Шут 18.02.2011 23:03
.................

Сережа считал, что мир наш многомерен. И мы вечны.
Может быть…
Но страшно то, что я никогда не смогу узнать,  в каком он теперь измерении.
Со мной  только память. И боль. И отчаяние.
Надежды нет.
Еще у меня  осталось не так много писем (по глупости удалила почти все), четыре фотки,  запись нескольких его любимых мелодий,
его голос в моем  компе -  стихотворение «Мы вместе не всегда…»,
и номер телефона, где уже 40 дней слышу: "абонент временно недоступен, оставьте сообщение"...

И я оставляю

ТЫ МНЕ ОЧЕНЬ ДОРОГ,

…………
22.07. 2012

Василина Иванина