Город Благодарный. Железная дорога. 1927 г

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Картина "Вокзал в Благодарном" художника А.Н. Воронина из коллекции А.И. Кашпорова.

***

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
СЕЛО ПЕТРОВСКОЕ – СЕЛО БЛАГОДАРНОЕ
1927 г.

1. СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Кандидату исторических наук В.М. Забелину удалось разыскать в газете «Власть Советов» Ставропольского округа сведения о строительстве железнодорожной ветки «Петровское-Благодарное».

16 ноября 1927 года корреспондент «Е.Н.С.» рассказал о ходе строительства железной дороги – важного объекта для успешного экономического и социального развития Петровского и Благодарненского районов Ставрополья.

Подготовительные работы по постройке дороги начались в ноябре 1926 года. Для того, чтобы навалиться на строительство широким фронтом, первоначально вели заготовку строительных материалов: подвозили рельсы, шпалы, инертные материалы.
20 марта 1927 года работы начались.

Из статьи: «…Постепенно и упорно двигались по версте вперед. Особую трудность представляла постройка мостов. Местность здесь изрыта глубокими оврагами. Много сил было положено по сооружению трех мостов, названных теперь «Тройчатыми». Мосты сделаны по последним достижениям техники.

На постройке работали главным образом окрестные крестьяне. Наибольшая скорость укладки пути была достигнута в июле и августе. В эти месяцы укладка рельс достигала 28 километров в месяц. За 8 часов рабочего дня успевали проложить больше, чем раньше за 12 часов. На постройке работало 1 тысяча 300 человек.

Большую помощь в постройке оказали сельские ККОВы (Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи). Подвозка материалов, производилась ими. Не меньшую помощь оказали сельсоветы…» [1]

В результате слаженной работы крестьян и инженеров рельсы уложили на всем протяжении пути – 69 километров. Строительство дороги обошлось в 920 тысяч. Первый товарный поезд по маршруту Петровское-Благодарное успешно прошел 29 августа 1927 года.

7 ноября по Благодарненской ветке открылось ежедневное движение пассажирского поезд на 300 человек. Завершалось строительство железнодорожного вокзала в северной части села Благодарного.

Сбылась мечта жителей села Благодарного, которые еще в 1910 году избрали волостную железнодорожную комиссию, а в 1914 году решали – где построить железнодорожный вокзал.

***

2. ПЕРВЫЙ ПОЕЗД

12 ноября 1927 года газета «Власть Советов» поздравила жителей восточных районов Ставрополья с открытием новой железнодорожной ветки «Петровское-Благодарное».

Из статьи: «…7 ноября 1927 г. Когда первые лучи солнца едва пробились из-за серых облаков, село Петровское зашевелилось. Потянулись колонны крестьян, служащих, комсомольцев, пионеров и школьников. Красные знамена, плакаты, флажки запестрели над праздничными лицами. От райисполкома под музыку люди широким потоком двинулись к полотну железной дороги.

На открытие ветки съехались со всего округа. 164 делегата от сел округа принимали участие в торжествах. Дорога несет культуру. У высокой трибуны начался митинг. Несколько тысяч столпилось вокруг. От имени ЦИК СССР и Окрисполкома говорит т. Пивоваров:

- Мы открываем железнодорожную ветку на Благодарное. Это небольшой участок в общем строительстве, но для нас он имеет огромное значение. Дорога несет переворот в сельском хозяйстве районов. Дорога несет культуру!

Из села тянутся новые толпы крестьян. Все желают участвовать в пуске первого поезда. Крестьянин Деревянко, приветствуя собравшихся, говорит:
- В старое время мы, крестьяне, многое не видали. Советская власть дала нам землю, и тракторы теперь бороздят ее. Мы построили дорогу. Дорога наша.

С бичом бездорожья мы боремся и побеждаем, - сказал строитель иноземцев (военнопленный – автор).

Ветку долго ждали, - говорил секретарь парткома Муравьев. – Это новое звено в общем строительстве. Дорога оживит хозяйство нашего района.

***

Даешь Благодарное. С вокзала показался поезд. Два паровоза, разукрашенные цветами, зеленью и знаменами, тянут поезд к арке, перекинувшей через дорогу красную ленту. Лязг ножниц – лента разорвана. Путь свободен. Гремят ура.
- Даешь Благодарное!

В следующую минуту паровозы и вагоны были набиты до отказа едущими в Благодарное. И вот уже бегут назад новые, желтые телеграфные столбы и серые остовы недостроенных будок.

На «Рогатой Балке». Мелькают скалистые обрывы. Там внизу, у их подножья – большие выбоины, буераки. Вот по обеим сторонам поезда зажелтели отвесные, как крутые берега речки, возвышенности. Плотно, один на один, сложены пласты земли, излизанные ветром и дождем. Еще немного, и позади пробежали мосты «тройчата», где так много положено было трудов.

***

Мы подъезжаем к станции «Рогатая Балка». Поезд встречается криками радости. Коротенький митинг.
 
Выступает с приветствием крестьянин:
- Мы долго ждали постройки дороги. Мы благодарим власть. Шлем за дорогу крестьянское спасибо.

За крестьянином еще несколько горячих радостных речей. В поезд подсаживаются новые делегаты. Даешь Благодарное!

Уже и последние вагоны оставили далеко сзади станцию, а все еще бегут ребятишки, стараясь догнать убегающее чудо. Далеко в степи поезд встречают крестьяне с портретом Ильича и знаменами. Это артель «Красный Уголок». Вон они все еще стоят и машут знаменами.

***

…На станции Мокрая Буйвола поезд попал в поток людей. Вдоль дороги стройно, убранные в красное, выстроились трактора с прицепными повозками. На головном тракторе – портрет Ленина. Село Александрия прибыло встречать поезд. Вот оно: окружило поезд и волнуется. Море голов.

Снова речи. Крестьянин-старик приветствуя, говорит:
- Для нас это долгожданный праздник. Долго мы мечтали о дороге.
Даже прослезился старик.

***

С хлебом-солью... Добро пожаловать. Показалось село Благодарное. Поезд прибавляет ходу. Вот и семафор. Впереди черная густая масса. Это – благодарненцы ждут поезд.

 Разорвана и здесь красная лента. Вырывается снова «ура» под бой пионерских барабанов. Пять стариков, с длинными сивыми бородами встречают с хлебом-солью приехавших:
- Добро пожаловать!
Дружественное пожатие рук, крепкие поцелуи председателя краевого исполкома со стариками.

Начались приветствия. Руководитель стройки ветки смело бросает:
- Благодарное – не тупик. Мы двинем дальше! Мы проложим густою сетью дороги до Каспия и до Волги-матушки. Путь наш вперед и вперед.

Крестьянин Керженцев шлет «спасибо» советской власти от всех крестьян. Торжество открытия дороги окончено». [2]

***

Продолжение строительства дороги, от села Благодарного до города Буденновска, начнется не скоро. Помешала война. Только через 50 лет, 2 октября 1987 года пройдет пассажирский поезд по маршруту «Благодарный-Буденновск». И мое поколение к этому было причастно…


ИСТОЧНИКИ:
Забелин В.М. Благодарный – сопричастность к мировой истории. Ставрополь. АГРУС, 2013 г.
1. Е. Я. С. Как строилась Благодарненская ветка. Власть Советов. 1927. № 87 (16 ноября).
2. С первым поездом на Благодарное. Власть Советов. 1927. № 85 (12 ноября).

15 ноября 2013 г.
Гор. Благодарный
Владимир Пузиков