Саврань, река, посёлок - этимология

Сергей Колибаба
Саврань – п.г.т., центр одноименного района Одесской обл., расположен на реке Савранке   при впадении её в Южный Буг,  время основания поселения точно не определено.
«Одним из первых письменных упоминаний является 1545 г. в описи сёл, подвластных Брацлавскому замку. Українська Радянська Енциклопедія. — К.: Головна редакція Української Радянської енциклопедії, 1963. — Т. 12. — С. 473. — 576 с.» (Википедия).
По другим данным основано в XVII французским инженером де Бопланом, см. Семёнов-Тян-Шанский П. П. Географическо-статистический словарь Российской Империи. Т.4-5, с. 387-388.

Савранка (Саврань) — река в Винницкой и Одесской областях Украины, в юго-восточной части Подольской возвышенности, правый приток Южного Буга, длина 98 км, 11% площади бассейна покрыта лесом.

Территория ДИКОГО  ПОЛЯ  интересна тем, что начиная с ухода монголов (XIV в.) здесь сформировалась ВОЕННАЯ ГРАНИЦА, в XVI веке  три крупные политические силы - Королевство Польское (Речь Посполитая), Московское государство, и Крымское ханство Оттоманской империи, вплоть до конца XVIII века боролись за господство над этими землями. Четвертая политическая организация - украинское казачество, стихийно сформировавшееся (XVI в.) из местного населения и беглого люда, временами участвовало в борьбе на стороне то одного, то другого государства. Обычно в  официальной истории колонизация этой территории после ухода монголов приписывается польскому государству и местному населению, эпизодами упомянуты и евреи, хотя их роль в освоении и обустройстве этого края - значительна.   

1) Еврейство в колонизации Украины по представлениям исследователей  XIX в., ЕЭБЕ, Польша

«XV век — это эпоха интенсивной иммиграции евреев в Польшу из Германии, Чехии, Силезии, Моравии и Венгрии, где евреи более всего подверглись преследованию, затем из Италии, Испании, черноморских колоний (Каффа) и Константинополя переселились в Польшу значительные массы евреев и осели в разных городах и местечках, прежде не имевших еврейского населения. К концу XV в. насчитывалось, насколько известно, 45 городов и местечек с еврейским населением, из коих 16  в Червонной Руси»…

«Перед христианским купечеством евреи имели то преимущество, что знали прекрасно торговлю с Востоком, на торговых путях встречались еврейские общины, к тому же польские короли, исходя из политических соображений, поддерживали евреев, доставлявших им значительную сумму податей. Все это способствовало тому, что евреи могли завязать оживленные сношения, с одной стороны, с Востоком — Каффой и Константинополем, с другой стороны, с Западом — Бреславлем и Данцигом. Вообще, чем дальше мы отходим от запада на восток, тем разнообразнее становится деятельность евреев. В восточных областях крупный еврей-негоциант в то же время берет в откуп государственные доходы, арендует соляные копи, рыбные пруды, поместья и деревни, основывает новые поселения, привлекает колонистов… Наиболее деятельных из них короли назначают придворными поставщиками, "officiales nostri" (наши чиновники), и даже Владислав Ягелло, Ян-Альбрехт и Александр, не особенно благосклонно относившиеся к евреям, оказывали им большое доверие. Можно сказать, что XV в. и, пожалуй, первая половина XVI в. были эпохой высшего экономического расцвета польского еврейства».

«Но когда в конце XV в. население в королевских городах, "где до тех пор обитали евреи, становится слишком густым, а заработки — редкими, евреи переселяются во владения частных лиц". Параллельно с этим движением шла колонизация крупных имений, и в этой колонизации евреи сыграли важную роль, привлекая колонистов. Возникают города, в которых евреи составляют ГЛАВНЫЙ торгово-промышленный элемент. Иногда эти новые поселения находились в соседстве со старыми королевскими городами, и таким образом евреи поддерживали оживленные сношения с городами, откуда они сами выселились добровольно или принудительно, на основании особых привилегий de non tolerandis Judaeis. Наконец, в самих королевских городах были кварталы или даже небольшие группы домов, принадлежавшие частным владельцам — дворянам или церквам и монастырям, которые предоставляли евреям жить и вести занятия на их землях (хотя магистраты часто протестовали против этого), — это так называемые "юрисдикции". Таким образом, с XVI в. существовали два разряда евреев — "королевские" и "частновладельческие", или чиншевые»…
«В эту эпоху среди евреев нарождаются новые отрасли занятий — аренда шляхетских имений и питейный промысел, управление которыми было в интересах крупной шляхты. "Еврей-чиншевик в городах и местечках частных владельцев, еврей-арендатор в деревне, доставляющий пану доход от молочного хозяйства, мельницы, винокурения, "шинкования" (продажи питей) и других предприятий — все они нужны беспечному пану, забрасывающему свое хозяйство и коротающему время на сеймах, сеймиках, конфедерациях или в более веселых забавах". Этим объясняется то, что шляхта сдерживает в известных пределах агитацию духовенства. Сами церковные сановники не брезгают услугами еврея-арендатора. Варшавский церковный синод (1643) принял резолюцию против тех епископов, которые держат еврейских арендаторов. В XVII в. — говорит польский историк-правовед — евреи в большем числе уходят в деревни, расселяются по корчмам; с той поры и появляется тип "еврея-корчмаря". Наряду с новыми занятиями, к которым прибавились в значительном числе разного рода ремесла (см. ниже), евреи продолжают играть роль в старых отраслях экономической деятельности, особенно в Червонной Руси и на Украйне.
То был период крупной колонизации Украйны.  Польские магнаты владели здесь обширными землями (Вишневецким, например, принадлежала большая часть нынешней Полтавской губернии), и под их покровительством украинские города и поместья стали заселяться евреями, которые вскоре (от 1580 до 1648 г.) развили здесь торгово-промышленную деятельность. Администрация не считалась с запрещениями польских сеймов отдавать на откуп евреям государственные доходы. Королевские старосты привлекают евреев в качестве откупщиков. Магнаты, начиная с XVII в., отдают свои имения в аренду евреям. Знаток Украйны А. Яблоновский, приводя перечень таких аренд, обращает также внимание на промышленную деятельность евреев; они производят селитру и поташ, занимаются ловлей рыбы и дичи и управляют питейным промыслом. Внутренняя торговля на Украйне была СОСРЕДОТОЧЕНА у евреев, а внешняя торговля находилась в руках иностранцев. В соседних с Украйной областях еврейский элемент был количественно еще сильнее; по вычислениям Яблоновского, в 1578 г. находилось в Волыни 2935 евреев, в Подолье — 2655, в Холмской земле — 2144, в Белзском воеводстве — 2850. Значительное население имело тогда Русское воеводство (нынешняя Восточная Галиция), где выделялись два города с большими еврейскими общинами — Львов и Пшемысл».


2) Краткая история междуречья Саврань-Кодыма
Монголы в сер. XIII в. опустошили междуречье Южного Буга и Днестра, население было частично истреблено или бежало в безопасные северные районы, в конце XIV века Великое княжество Литовское вытесняет из Буго-Днестровских территорий ордынцев и продвигается на юг к Черному морю. Бассейн реки Савранки и Кодымы  постепенно заселяться мигрантами из Литвы, Польши (Руси) и из-за Днестра. 

В конце XIV века литовский князь Витовт передал местечко Саврань (кон. XIV в.?)  панам Кошиловичам (Кошелевичам), местечко получает привилегию на проведение двух-трёх ярмарок и еженедельных торгов, а также   Магдебургское право (при Владиславе II (Ягайло)), и переходит в разряд городков-местечек. После Кревской (1385 г.), а также Городельской унии (1413 г.), объединившей Польшу с Литвой, на территории Брацлавщины с 1434 г. разворачивается польская колонизация. В XVI—XVII вв. в Польско-Литовском государстве «Диким Полем» называли украинские земли, находившиеся на восток и юг от Белой Церкви, правительство раздавало их магнатам и знатнейшим панам в частную собственность как незаселённые.

В конце XV – начале XVI веков Османская империя овладевает северо-западным Причерноморьем, граница между султанской Турцией и Крымским ханством (с одной стороны) и Речью Посполитой (с другой стороны) устанавливается по реке Кодыма (25-30  км к югу от реки Савранка). После Люблинской унии Литвы с Польшей 1569 года земли между Савранкой и Кодымой переходят во владение магнатов Конецпольских.  В 1634 коронный гетман Станислав Конецпольский (отвечал за охрану южных границ) поручил французскому инженеру и  картографу де Боплану построить на реке Савранке крепость (1642 год), форт Конецполь (на карте Боплана обозначено и второе имя - Savron); крепость была приграничным пунктом Польши и служила для обороны против турецко-татарских налетов.

3) Существующая этимология гидронима и топонима САВРАНЬ

Автор «artyr2009»б http://savra.blox.ua/html
«История возникновения названия поселка Саврань
Когда возникла Саврань? От чего происходит ее название? О происхождении названия Саврань есть разные утверждения. Название  "Саврань" бесспорно тюркского происхождения. От какого именно слова оно происходит неизвестно.
В турецко-русском словаре встречается слово "SAVRA", что в переводе означает "пение", но этого мало, чтобы название Саврань связывать со старыми украинскими певцами и певицами.
О татарское происхождение слова "Саврань"- говорит хотя бы то, что в годы господства Золотой Орды в Средней Азии в долине реки Сырдарьи среди других городов известно город Саран. Об этом городе говорится в книге Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовського "Золотая Орда и ее падение". Можно полагать, что основав на месте нынешнего районного центра древнее поселение, местное население название для него заимствовало у турок или татар, но это не означает, что именно это поселение было татарским.
 Ведя беседы со старожилами с. Саврань установлено иное утверждение о происхождении названия поселка. С прочитанных источников, а именно "История Новороссийского края" следует, что земля, на которой сейчас находится Саврань когда-то принадлежала туркам и их вассалам татарам… Чтобы защитить свои поселения от набегов казаков, турки решили установить дозор на берегу нынешней реки Савранки, в том месте, где Саврань. Командиром дозора был назначен турецкий янычар Саврасос - грек по национальности... Погиб Саврасос в очередной схватке. В честь командира дозора турецкие военачальники решили на месте дозора построить крепость и назвали именем Саврасоса. Впоследствии вокруг крепости начали строиться дома, и постепенно здесь выросло небольшое селение ремесленников и торговцев. Назвали его в отличие от названия крепости Саврасос-Саврань.
Еще одно толкование слова "Саврань" дает профессор Львовского государственного университета, доктор исторических наук Я.Р.Дашкевич. Он считает, что Саврань, возможно, переводится с тюркского как "такая, что волочится". Но надо отметить, что тюркское слово "Савран" за радловським словарем является адекватное слову "сарбан", что означает погонщик верблюдов. Итак, возможно, что на территории юго-восточного Подолья в начале XIV в. водились верблюды.
Вот еще один перевод топонима "Саврань", что по-тюркски "Саврань"- означает яма. Когда подняться на гору и посмотреть на Саврань, она будто действительно находится в яме, низменности».

3) Обобщение и выводы

а) Очевидно, что собранные автором «ARTYR2009»  этимологии не имеют ничего общего с именем ВЫДАЮЩЕГОСЯ местного ориентира – рекой Савранкой.
- Саврань – «пение» невозможно объяснить, явления разного класса, они обладают разными признаками (нет ничего общего), река например, может БУРЛИТЬ, ГРОХОТАТЬ, но она никогда не ПОЁТ. В Национальном корпусе русского языка не существует  образа ПОЮЩЕЙ РЕКИ.
-  Саврань – город Савра (в Средней Азии), уж очень далеко забралась мысль исследователя выдвинувшего эту гипотезу, КАКАЯ СВЯЗЬ между среднеазиатским и украинским городом?
- Саврань – грек на турецкой службе Савратос; в средневековом мире, как в христианстве, так и в исламе, не принято было называть именами людей какие-либо объекты – грех (не сотвори себе кумира, разве только именами узаконенных СВЯТЫХ), инновация эта  принадлежит  императорскому периоду.
- Саврань – «такая, что волочиться»; явления разного класса, река не может «волочиться», нет общих признаков – явная бессмыслица.
- Саврань – «яма», «низменность»; все реки текут по низменным местам, об этом знает даже ребенок - вода вверх не течет; местность пересеченная, однако топографически ярко выраженный ориентир  «ЯМА» не просматривается.
Таким образом, на сегодняшний день не существует  разумного комментария к гидрониму САВРАНЬ, а к сакральному языку ИУДЕОХРИСТИАНСТВА никто из исследователей обращаться не желает (запуганы?)

4) Выделение главной характеристики гидронима Саврань

Каждое имя выражается либо одним существительным, либо сочетанием слов, состоящим из существительного и одного или нескольких определений.

Река Саврань относится к классу малых рек, истекает с запада на восток, имеет выраженный равнинный характер, питание преимущественно снеговое, каких-либо выдающихся местных ОРИЕНТИРОВ  (водопад, скалы, крутые повороты русла, быстрое течение, бурные постоянные паводки) не имеет.

Искать смысл гидронима в характеристике реки – бесполезно (ничем не выделяется из подобного класса малых рек), следовательно, надо перейти на более высокий уровень обобщения – искать особенности ТЕРРИТОРИИ, по которой река истекает, или обратить внимание на ПОЛИТИЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА. В течение длительного периода (XIV-XVIII вв.) здесь концентрировались интересы трех крупных государств – Польши, России и Турции, территория была – ПОГРАНИЧНОЙ; совместив эти понятия, мы сможем выйти на СМЫСЛ (значение) имени.

а) Природные зоны по карте Боплана 1650 г.
На карте показано Буго-Днестровское междуречье, ЯСНО просматривается граница между ЛЕСОСТЕПНОЙ и СТЕПНОЙ зоной, которая проходит по реке Савранке.

б) Политическое разделение христиан и мусульман – зона поселений
Граница украинских поселений проходит по реке Савранке, к югу от реки нет христианских поселений; вплоть до Очакова (примерно на расстоянии в 300 км)  – только три мусульманских (татарских) поселения (селения обозначены на карте соответственно знаком креста и полумесяца).
Отметим, что на картах Боплана указан населенный пункт Sawran, он находится не в устье реки Савранки (Sawran) как ныне существующий, а в её верхнем течении.

Мы можем подобрать следующие термины-характеристики (КРИТЕРИИ, мерило)  для территории САВРАНЬ: СТЕПЬ, ПУСТЫНЯ, ПУСТЫННАЯ РАВНИНА, ПАСТБИЩА, ЖИЛИЩА, СЕЛЕНИЯ, ГРАНИЦА. Этих терминов нет на карте, они пока ПРИСУТСТВУЮТ НЕГЛАСНО,  в виде топографического изображения объектов (знаков) на листе бумаги,  наша задача выявить их в топонимах и гидронимах - все, к чему прикасается человек, должно давать ИНФОРМАЦИЮ (общепонятный для людей того времени - сигнал).   

4) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Приведем термин САВРАНЬ (Sawran)  в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни – САВРАНЬ = С+АВРА+НЬ, прочитаем слово наоборот, как в иврите - САВРАНЬ = наоборот – ЬНАРВАС = ЬН+АРВА+С; у нас моментально «высветился» корень иврита – АРАВА. 

- Ивр. АРАВА степь, пустыня, пустынная равнина, необитаемая равнина; это основное понятие, указывающее на ОСОБЕННОСТЬ этой территории, выраженная в природе граница лесостепной и степной зоны. Необходимо дополнение, указывающее на социальное пространство - обустроенность территории поселениями.

- ЬН = транслитерация еврейского термина НАА пристанище, уголок, оазис, пастбище, жилище, селение, хижина.

- С = транслитерация еврейского ШЕ который, что; буквы иврита ШИН (Ш), СИН (С) при транслитерации на русский язык передавались как правило, русской буквой «С» (ЕЭБЕ, Алфавит сравнительный).

- С = Ц; транслитерация буквы иврита ЦАДЭ на русский язык согласно ЕЭБЕ (Алфавит сравнительный): «Ц = С: Сидон, Сион, Исаак, Софония; это — обыкновенная транскрипция ЦАДЭ».
Тогда ЦЕ повелительное наклонение от глагола ЙАЦА выходить, выступать, быть выведенным или вынесенным.

Итак, САВРАНЬ = ЬНАРВАС= ЬН+АРВА+С = НАА жилища, степное пастбище + АРАВА необитаемая равнина + С которая; или ЦЕ (С) выходить, выступать, быть выведенным; т.е. поселения на необитаемой, пустынной равнине, степи, на ВЫХОДЕ; или ВЫХОД в степь (дикую) из поселений.

б) Библейские образы

а) Термин иврита НАА (пастбище, жилище)
Иеремия 9:10: «О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах (НАА) рыдание, потому что они выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота - все рассеялись, ушли».

Иеремия 23:10: «засохли пастбища (НАА) пустыни, и стремление их - зло, и сила их – неправда».

Иоиль 1:19: «К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища (НАА) пустыни, и пламя попалило все дерева в поле».

Иеремия 25:37
«Истребляются мирные селения (НАА) от ярости гнева Господня».

б) Термин иврита АРАВА (необитаемая равнина, пустыня)

Числа 22:1: «И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах (АРАВА)  Моава, при Иордане, против Иерихона».

(Числа 33:48: «И отправились от гор Аваримских и расположились станом на равнинах (АРАВА) Моавитских у Иордана, против Иерихона».

Захария 14:10: «Вся эта земля будет, как равнина (АРАВА), от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима».

в) Термин иврита ЦЕ (выйди, выходить)

Бытие 8:16: «выйди (ЦЕ) из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою».

Исход 11:8: «И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди (ЦЕ) ты и весь народ, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду (ЙАЦА). И вышел Моисей от фараона с гневом».

Таким образом, гидроним САВРАНЬ  составлен из трех корней иврита ВЫХОД + СТЕПЬ (пустыня) + СЕЛЕНИЕ, из понятия САВРАНЬ не имеющего СМЫСЛА, используя библейские образы и терминологию иврита, мы получили понятие, имеющее социальное СОДЕРЖАНИЕ и ОБЪЁМ (смысл). Оно  «привязано» к природным и социальным характеристикам (выдающимся ориентирам) бассейна реки периода XIV-XVIII веков и УКАЗЫВАЕТ на ЯЗЫК ИДЕОЛОГИИ преобладающий на этой территории – им владели ИУДЕИ, КАТОЛИКИ и ПРАВОСЛАВНЫЕ, это был общий язык ГРАНИЦЫ, и вполне вероятно с хазарского периода.   


Автор ежедневно публикует одну статью в своём дневнике «Сергей47»:  http://www.liveinternet.ru/