Ракушка

Светлана Лучинина
РАКУШКА, РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ, или ОТ ВЕДЬМЫ К ВЕДЬМЕ

Первая ракушка в моей жизни появилась в два с лишним года. Мама привезла ее из своего похода по Крыму. Ракушка была большая, завитая, и если ее приложить к уху, в ней  можно было услышать шум неведомого для меня тогда моря. Это теперь я уже слышала и Эгейское, и Средиземное, и Кантаврическое, или Атлантический Океан, и даже Черное.
 
Правда, Черное я совсем не помню. Три года, моя первая и последняя поездка к родным на Черноморское побережье, – это не тот возраст, когда воспоминания отчетливы. В памяти отпечатался только праздник Военно-Морского флота в Симферополе, когда из грузовых кораблей на рейде выскакивали танки и плыли по воде. Меня, ребенка, впечатлили сухопутные машины среди волн. И это единственное мое воспоминание. Остальные моря я повидала уже в сознательном возрасте и сумела насобирать разных ракушек.

Больше всего я люблю не те самые большие завитушки, в которых шумит море, или прямые и узкие навахи (раковины-нож), а те, что принято называть гребешками или те, в которых зарождается жемчуг. Впервые я увидела такую раковину на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Ох, Сандро – Александр! С картиной у меня в детстве вышла любопытная история.

В знаменитом советском журнале «Огонек» печатали репродукции известных произведений искусства. Репродукции были на плотной глянцевой бумаге. Яркие и красивые. Не мудрствуя лукаво, мама вместо стандартных школьных обложек в первом классе обернула мои учебники в репродукции. Я уже писала, что в нашем Венгерском гарнизоне царили не самые целомудренные нравы. Изображения обнаженных женщин на фоне водопадов, горных скал, морского берега висели чуть ли не в каждой квартире. Мы называли это «Природа» и не замечали. Мама и не обратила внимания, что на одну из обложек попало «Рождение Венеры». Мальчишки в классе никак не реагировали на это изображение: подумаешь, еще одна Природа. Да и наша учительница Роза Ивановна Венеру на моем учебнике не замечала.

Однако раз в неделю каждый класс подвергался инспекторскому досмотру завучем школы – сухой и пламенной коммунистки, боровшейся за моральную чистоту и нравственность подрастающего поколения. Во время досмотра репрессиям подвергались разные аморальные явления.

Во-первых, у девочек с проколотыми ушами извлекали серьги и возвращали их только в руки родителей, с требованием не приучать детей к роскоши и украшательству. Что аморального было в сережках, я до сих пор не понимаю. Но не положено, и все тут. Я так и вижу, как девочки вынимают серьги из ушей и, словно оружие, понуро сдают их завучу. Я проколола уши в седьмом классе. Тогда уже серьги не отнимали. Не рекомендовали надевать их на физкультуру, но не отнимали.

Однажды завуч гневно обрушилась на прическу одной из моих одноклассниц. Девочка только появилась в классе. У нее была удивительно прямая спина и чуть развернутые ступни ног. Она занималась танцами в Союзе. Выправка балетной школы. А на голове – длинные волосы, собранные в гладкий балетный пучок множеством шпилек. Завуч вынула шпильки и запретила носить ей аморальную шишечку. У девочек должны быть косички и хвостики с черными или коричневыми бантами в будни и белыми – в праздники. Остальное неприлично. И как ни пыталась ее мама убедить завуча, что носить шишечку-пучок абсолютно морально, она ничего не добилась. По форме балетный выпендреж в советской школе не положен. Только косички и хвостики. Можно одиночный бант, словно прибитый гвоздем к голове, на коротких волосах.

И вот в один из обходов завуч, единственная во всем моем окружении, увидела Венеру. Я не могу передать, сколько цветов и масок сменило ее полное праведного гнева лицо. Обнаженная женщина на обложке учебника у первоклассницы! У нее даже дар речи пропал на время. Моя учительница не поняла гнева. Это же был художественный шедевр. Подумаешь, какое-то «Рождение Венеры» Боттичелли. Все эту картину знают. «Какой шедевр! Это же голая баба!» – возмущалась завуч.

Учебник у меня изъяли и маму вызвали в школу. Мама тоже удивилась гневу завуча. Ведь это репродукция из «Огонька», журнала, на который многих просто обязывали подписываться. Мама сняла обложку и доказала, что это не запрещенное издание. Это «Огонек»! В итоге шум утих, но голую бабу все же попросили с обложки убрать. Можно обернуть в какую-нибудь панораму обороны Севастополя или в фотографию Родины-Матери. Мама не возражала. Венера покинула мой учебник. Венера ушла, а раковина, из которой она появилась, осталась в моей памяти как нечто мое и сокровенное.

Обычные раковины, в которых шумит море, я видела во многих семьях, а вот той, из которой появилась богиня Любви: Венера у римлян или Афродита у эллинов-древних греков, не встречала ни у кого. Афродита известна как воительница, победительница, царственная и сладкая – воплощение женской красоты. Воительница и красавица – два в одном. По легенде Афродита обладала особым поясом,  способным сделать любую женщину краше, чем сама краса. Ох, неспроста моя Веста в даже полном одиночестве на Селене таскала на себе «энергетический защитный пояс» или «пояс целомудрия». А мужики-писатели и критики говорили, что его надо убрать. Фиг вам! Давненько я легенды и мифы Древней Греции не читала.

Афродита – морская, рожденная из пены, покровительница не только брака и семейного очага, но и мореплавателей. Среди символов Афродиты-Венеры в разных культурах цветок: роза или мак, и плод – яблоко в правой руке, голуби и лебеди, даже воробьи,  зайцы и дельфины. И все это я, словно сорока, натащила в свои стихотворения и иллюстрации к ним. Откуда что берется!

 Афродита двоится во всем. То это Афродита-Урания – воительница, то Афродита-Всенародная, богиня любви и сладострастия. И мужчины ее: уродливый Гефест-Вулкан и красавчик Арий-Марс. Что-то и у меня представления о мужской красоте сильно двоятся. То черноволосый красавец мысли занимает, то какой-нибудь прототип Фантомаса или Шрека. Я думала, что Фантомас – это слабость из моей космической истории. Голубоглазая яйцеголовая русоволосая девица без переносицы сейчас на Земле тоже не попала бы в идеалы красоты из глянцевых журналов или на конкурс «Мисс Вселенная».

Кстати, французский актер Жан Море сыграл одновременно и Фантомаса – инопланетного злодея, и охотника за ним земного красавца репортера Фандора. Снова два в одном! Вот, блин, белый и бурый медведь! Говорят, в странах с жарким климатом шерсть белого медведя темнеет. Может, поэтому образ Медведя – Моего Мужчины так со мною играет. И, похоже, меня ведет к нему сама Венера. Ни больше, ни меньше. А кто еще поведет языческую Ведьму?

Вновь в моей жизни раковина Венеры появилась в Наварре. Сначала я увидела этот образ на зданиях в Эстелле, городе, где я провела два месяца. Эстелла – Звезда. Когда я спросила у Антонио или Хесуса, что значит ракушка, нарисованная на стене, оказалось, что раковина -  символ дороги Сантьяго, святого паломнического Пути. По этому Пути в средние века шли верующие из разных частей Европы и Азии. Путь был проложен так, чтобы странник мог посетить мощи святой Веры, Марии Магдалены, святого Леонардо и других. Как знак Паломника, ступившего на этот Путь, на поясе или посохе болталась раковина, из которой появилась на свет Венера. Венера или Афродита, благословившая материнское молоко. И в народе дорога Сантьяго получил еще одно название – Млечный Путь.

Вот удивительное дело, в финале Пути паломников ожидали мощи Сантьяго или Святого Иакова, мужчины, а знак, что несли они на себе, – ракушка. Знак женского языческого Божества. Впрочем, у католиков ракушка появляется и на картинах светских художников, изображающих Деву Марию с младенцем. Иногда она стоит на раковине или полумесяце. Я видела это в Сарагосе в храме Пресвятой девы Марии де Пилар, покровительницы Испании. Истинное лицо Богини-Матери проступает через все наносные церковные догмы.

Мой первый путь по дороге Сантьяго лежал на тонкой ниточке баланса между Служанкой двух господ (Коммунистки и Антикоммунистки) и Уважаемой Учительницы-Королевишны. Ох, и труден этот путь. И я его прошла. И я могу теперь этим гордиться. Но я была тогда еще молода. Я еще не ведала, куда и зачем шла. На пляже Сантандера я нашла свою ракушку Венеры и отдала кому-то из детей. В руках у меня ее нет.

Третья моя встреча с рождением Венеры произошла после того, как я осталась одна. В Челябинске. В каком-то ювелирном отделе я увидела маленький золотой кулон – ракушка с жемчужиной в центре. Я смотрела на нее, как завороженная. Это моя и только моя ракушка! Но у меня не было денег, чтобы ее купить. Однако у меня было обручальное кольцо.

Обручальное кольцо подарила мне бабушка. Отдала свое после смерти деда. Отдала кольца мне и сестре. Мне, как старшей и незамужней, досталось обручальное с пожеланием выйти замуж и прожить, как она с дедом, до золотой свадьбы. Младшей и тогда замужней подарила простое с красным самоцветом. Кольцо лежало у меня несколько лет. Повода надеть его не было. Да и не смогла бы я его носить. Мало оно мне было. Не по размеру. Не по размеру пришлось мне бабушкино благословение.

Она благословила когда-то мой уход из дома. Она тоже молоденькой девчонкой уехала в Иркутск с Урала после техникума. Связистка. Работница телеграфа. Это потом она окончила Институт Связи в Петербурге и стала в качестве инженера связи проектировать. А дед так и остался связистом-монтажникам. Сколько он телефонных сетей по СССР на открытых и закрытых объектах проложил, не счесть! Оба они по стране поколесили. Странники.

Последний раз бабушка вошла в вагон поезда и посидела на полке купе в день, когда провожала меня на Урал. С тех пор на полках сидела я. И металась с Урала на Байкал и обратно. Ох, как погляжу, мои предки все состояли на Магнитной Службе. Прадед-обходчик в Перми железнодорожные пути контролировал, бабушка с дедом по связи спецы, мама гражданский строитель, отец – авиадиспетчер,  а я – переводчик-училка. Тоже связи между людьми устанавливаю.

Я всегда считала, что обручальное кольцо должен дарить женщине мужчина. Бабушкино кольцо – это благословение на женский Путь. Я продала его и купила на вырученные деньги Ракушку Венеры. Я надела Ракушку на шею и не снимала ее несколько лет. Пока, вернувшись домой в Иркутск, вдруг не перешла с золота на серебро. А теперь у меня остались только серьги. Можно золото, можно серебро. Что-то эти серьги значат. А что, пока не знаю. Но и у Весны моей в украшениях только серьги витые были.

Однако ракушка у меня есть. С жемчужиной. Только моя. Я ее считаю бабушкиным подарком. Маме носить не даю.
 
Когда-то я думала, что моя бабушка – Ведьма. Хоть и коммунистка раньше, хоть и верующая после развала СССР. Недобрая Ведьма. Но я ее всегда уважала и Силу ее ощущала. Разменяв обручальное кольцо на ракушку, я приняла то, что я ее внучка. Я стала частью и ее Рода. А до этого считала себя только частью Рода моей мамы. Сила по женской линии идет. А я собрала в себе два Рода. Вот и крутится во мне черно-белая Сила. Два Дара в один объединяются. Земная Сила от отцовской бабушки и Огненная от маминой. Маргарита и Агния. Цветок и Огонь.

Моя подруга Эльфийка стала Ведьмой раньше, чем я. В чем-то я ее ученица. Она дает мне такие книги, которые вдруг внутри меня выстреливают словно зенитные установки «Катюши». Я ее ученица и ее учитель. Она раньше начала, и многие этапы Ведьмовского Преображения прошла раньше. А я, случайно накопив силу и энергию с цветами, так рванула вперед, что обошла ее. Это уже я начала гореть и задыхаться, и только потом она.

Если бы я не описывала то, что со мной происходит, сначала только в письмах к ней, ей было бы реально страшно, когда она впервые начала хватать ртом горячий воздух при минусовой температуре на улице. За то, когда я билась в истерике и изводила ее своими дикими страхами и отчаянием, она давала мне такое спокойствие и стабильность, какой не мог бы дать ни один человек. Хотя вру. Мог бы. Мой Мужчина. Но, Крайон его знает, где он! Радует, что он есть.

Я понимаю, что у нас с Эльфийкой разные Дары. Мы словно дополняем друг друга. Мы идем по Священному Пути, но у каждой своя стезя. Как две скалолазки: то одна тянет в гору другую, держит, стиснув зубы, страховочный трос, не дает упасть и потерять Веру, то другая.
Книги Паоло Коэльо мне давно предлагали прочитать. И я не читала. Значит, было не время. Но вот Эльфийка подкинула мне «Бриду», а потом и «Ведьму из Портобелло». Ведьму из красивого порта! Ох, уж эти романские языки на Римском Пути. Что ж, благодаря Эльфийке и Ведьмам Коэльо я поняла, что я есть та, кто я есть. Ведьма. Теперь уже просто земная Ведьма. Преображение. Иногда нужно уйти в космос, чтобы вернуться на Землю. Ты хороший учитель, Юритас.

Есть две вещи, которые я постоянно угадывала в своем взаимодействии со Словом. Бог не мужчина. Бог обладает женской сущностью. И Ведьмы служат Богине-Матери. Хотя сейчас я ощущаю Другое. Я была связана с Крайоном и Апостолом Михаилом, ребята шутники и вояки, а теперь они передали меня Богине. Я Другая Ведьма. Я знаю, что Бог – это Мужчина и Женщина в их неразделимом единстве. Лгут те, кто отрицает Мужчину. Лгут те, кто принижает Женщину. Черно-белая энергия женского Земного Ядра соединяется с горячей стремительной энергией Солнца.

Вторая Ведьмовская Часть – это нечто, связанное со словом Roma. Roma – это Рим на латыни, основе всех романских языков. Древний Рим – Великая Империя Европы и Азии. И есть в их верованиях, унаследованных от Эллинов, истинное знание о Боге и Богине. Другая ветвь – Румыния. Румыны тоже происходят от смеси римлян и местных племен. Потому и Афина из Портобелло родом из Румынии. Но она не только румынка. Она цыганка. А как себя называют цыгане? Ромалэ. Цыгане попадают в мои сказки-рассказки тут и там. Первый космонавт – пес Цыган, цыган Ласло, цыганка с именем Солнечной Девочки. Ах, да, еще есть цыганенок Ильюшка. О нем я  еще как-нибудь напишу. И, наконец, я сама была однажды цыганкой на Новый год.

Я уже писала о своих новогодних ролях. Однако это были роли в спектаклях. А еще есть новогодние утренники. Туда, где нужен карнавальный костюм. В этих ролях я особенно не парилась. Конечно, совсем в детстве мама сидела над моими костюмами. Последний – Красная Шапочка в пятом классе. Мама сшила шапочку. Красную с двумя ягодками. Для утренника в «Гражданпроекте». Хороший костюм. Надел шапку – и уже в образе.

Шапочка задала моду не на один сезон. Дамы снимали выкройку и шили себе просто осенне-весенние шапочки. Не красные.

С цыганкой вообще без проблем: длинная юбка, бусы, распущенные волосы и деревянный конь двоюродного брата. Хотя это наш, гойский образ. Цыганка с распущенными волосами и непокрытой головой из дома не выйдет. Но цыганкой на Новый год я была. И заклинателем змей. Это совсем просто. Надела шаровары, сплела змею из нескольких ленточек, привязала ее к рожку, хрустальную вазу раскрасила в разные цвета. Вот тебе и вместилище для змеи, и заклинатель. Змею я, похоже, научилась заклинать.

Дело в том, что Путь Ведьмы –  это Путь Змеи, кусающей свой хвост. Она раздираема эмоциями и людьми, и только когда она подчинит себе и то, и другое, она обретет равновесие. И хорошо, что сомнения не оставляют ее. Пока сомневаешься, ты – Человек. И пока другие сомневаются в тебе. Как только сомнения у людей затмит слепая вера в тебя – жди беды. Либо возведут в Святые и начнут поклоняться, либо забьют камнями и запалят костер. Люди не умеют жить посредине. А серединный Путь, Путь неприсоединившихся, и есть Путь Другой Ведьмы или Ведьмака. Путь Познания открыт для всех. Нет деления ни по полу, ни по возрасту.

Ведьма становится Ведьмой, когда начинает создавать свои ритуалы. Когда ее творческая сила наполняет действо. В ритуал можно превратить все. И нужно сохранять тот удивительный баланс игры, когда ты одновременно веришь, в то, что ты делаешь, и не веришь. Именно пока ты ЖИВЕШЬ КАК ИГРАЕШЬ, ты живешь легко. Ты падаешь в пропасть тогда, когда ты понимаешь, что живешь всерьез. Но как только ты заигрался и перестал отличать игру от реальности, тебе пора на отдых. Можно к психиатру. Змею нужно уметь заклинать.

Я угадала все атрибуты Ведьмы: свеча, кинжал; все способы разгоняющие энергию и позволяющие соединиться с Высшим Я и своей Силой: музыка, танец, пение, ТИШИНА и ПАССИВНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ. Наш ум так привык скакать и прыгать, словно обезьяна, мы так привыкли занимать себя деятельностью, что любое состояние ничего неделания нас пугает. Мы ощущаем вину перед миром и другими за свою пассивность. Мы слишком активны. Но в момент, когда ты останавливаешься и замолкаешь, ты встречаешься с самим собой.

Да, я оказалась права, когда писала под «Крылом Ангела». Маги обменялись Дарами, но им еще нужно было научиться управлять и Даром, и телом. И то, и другое шалит. В Преображении меняется все. И Слово меня уводит от моей основной профессии. Порою мешает, подчиняя полностью. И тело.

Вот опять еда меняется. Словно дитя малое потянуло на творожок и молочные продукты. А на диетах себя насильно их есть заставляла. Суши, творожок, сырок. Ой, мое мясо! Пока хоть рыбка остается. Точно, из Тигра с мясом в зубах в Медведицу с рыбиной в лапах превращаюсь. Маг-Перевертыш.

Благодаря Коэльо я поняла, чем Ведьма отличается от остальных. Мы не ищем ни власти, ни признания. Мы не стремимся к мученичеству и служению ради служения. Мы не ищем Счастья, ибо счастье – это мимолетное состояние души. И трудно объяснить, что это на самом деле. Мы не ищем даже Любви, потому что Любовь в человеческом понимании – это борьба, это схватка между мужчиной и женщиной. Ведьма ищет Радость. То, что я так долго, целых три месяца не могла ощущать. Через это проходят все, если хотят пройти. Радость идет приливами и отливами. Но Равновесие удерживает Радость. Я притащила Радость во многие свои рассказы. Я Ведьма.

Что ж, раз Ведьма, значит, надо атрибутами обзаводиться. Пришлось купить себе кинжал, даже просто, чтобы спал в ножнах, и свечи. Свечи всякие пересмотрела и выбрала свои в форме красных маков. Вот кто бы знал, что это цветы Венеры-Афродиты! А еще я хотела себе купить стеклянный лотос. Был у меня такой, играл гранями на солнце. Я его Солнечной Девочке подарила. Хотела себе потом такой же купить. Не нашла.

А тут вместе с кинжалом и свечами увидела стеклянную раковину Венеры с жемчужиной. Разве я могла пройти мимо? Теперь у меня две ракушки. Золотая и Стеклянная. Играют на Солнце.
Ох, куда же ты меня Мать-Богиня заведешь? Только тебе одной известно. И, наверное, моему Высшему Я. А мне низшей, земной Ведьме это пока неведомо. И потому я пою и танцую. Вдруг в танце что-нибудь разгляжу?