Мои школы

Алена Алатало
Истории моей мамы
Мои школы

    Первая начальная школа имени Луначарского находилась в нашем доме.  Директор и четыре  учительницы, немолодые и очень воспитанные, они знали языки и, кроме уроков, обучали нас хорошим манерам.  Там же нас и кормили.  Наша мама часто работала на кухне, а еще она была хорошей портнихой (до замужества обучалась этому у француженок) и перешивала бедным ученикам одежду из того, что приносили родители.  Когда мы с сестрой пошли в школу, папа стал председателем «Совсод», - совета содействия, где решались вопросы помощи бедным.

    Когда я перешла в 3-ю «советскую» школу, там насчитывалось, наверно, девять пятых классов.  Школа находилась в огромном, красивом трехэтажном здании, расположенном буквой «Г».  Раньше, до революции, Ушинский создал здесь сиротский институт.  В школе имелось два спортивных зала в три этажа высотой и две мастерские для уроков труда.  Первая мастерская была столярная, и верстаков хватало всем.  Во второй стояли токарные станки для обработки дерева.  Специальные классы были предназначены для уроков физики, химии, биологии, там висели схемы и плакаты, стояли приборы, чучела животных, что и вспоминалось потом, при «кабинетной системе» 1960-х годов.


    Мы выбегали из дверей классов на перемены в просторный светлый коридор.  В здании школы находились еще актовый зал для собраний и большой зал со сценой.  По обе стороны большого зала на уровне второго этажа шли сплошные  балконы, а стены украшали четыре большие красивые кафельные печи.

   Огромный двор школы обрамлялся стеной зоотехнического института.  С проспекта  «25  октября» во двор  вели большие арочные ворота, а четвертая сторона двора выходила в парк и частично на стену типографии.

   В школе я особенно любила учительницу русского языка и литературы. Она получила образование в Сорбонне. У нас с ее сыном, который учился  с моей сестрой Тамарой, была очень интересная переписка. 

   Эти воспоминания о школах и учителях навсегда остались в моем сердце. 


   * Тамара Михайловна Ольдерогге – моя учительница русского языка и литературы.