А воз и ныне там - газета Строитель

Вячеслав Ледовский
В начале года в нашей газете был опубликован цикл статей под общей рубрикой «Транспортный коллапс» о проблемах на красноярских дорогах.

Несмотря на ряд громких заявлений муниципальных чиновников о мерах по развитию общественного транспорта и ограничениям на частников, которые непременно снизят остроту ситуации, положение с тех пор скорее ухудшилось, чем улучшилось. Более того, автобусы, троллейбусы и трамваи в качестве средства передвижения ныне выбирают значительно меньше красноярцев, чем год назад.

– В последнее время наблюдается снижение общего объема перевозок общественным транспортом, – признал и.о. руководителя департамента транспорта администрации города Игорь Ким.

Конечно, в определенной мере это связано с тем, что ряд горожан, уставших терять в пробках и время, и здоровье, и деньги, занялись сокращающей пассажироперевозки индивидуальной «логистикой».

– Сейчас все стремятся минимизировать расстояния. В каком районе работают, там и квартиру покупают. Либо, если жилье есть, работа ищется рядом, – отмечает исполнительный директор Союза строителей Красноярского края Андрей Тихонов.

Но все же несравнимо большее число горожан пересаживается на личные автомобили, ежегодный прирост количества которых составляет порядка 10%. Подобное увеличение нагрузки на дороги ведет к очевидным негативным последствиям.

– Постоянно увеличиваются затраты времени на поездку по городу и интервалы движения. Это происходит в связи со снижением скорости сообщения транспорта и потери скорости транспорта из-за заторов. Снижение скорости оценивается не менее чем на 3% ежегодно, – считает Игорь Ким.

Не менее серьезными являются экологические последствия роста автомобилизации.

– Только за последние 7-8 лет выбросы от передвижных источников выросли более чем в 2 раза, – оценивает ситуацию губернатор края Лев Кузнецов. – В Красноярске уникальная ситуация – выбросы предприятий сократились на 40%, а выбросы передвижных источников выросли настолько же, и сегодня пропорция примерно 50 на 50%.

– А экология волнует всех. Транспортный коллапс как таковой, к примеру, затрагивает многих. Но уже не всех, поскольку не все в пробках стоят. А дышат все, – уверен Андрей Тихонов.

Конечно, многие уверены, что преференции общественному транспорту перед личным отнюдь не улучшат ситуацию. А приведут к тому, что пробки придется пережидать не в относительно комфортном пространстве частного автомобиля, а в тесноте и давке автобуса либо троллейбуса. Но опыт многих мегаполисов доказывает: только всемерное развитие общественного транспорта способно разгрузить дороги и ускорить перемещение пассажиров из одного конца города в другой.

Потому вызывает недоумение планируемое городскими властями сокращение муниципального парка автобусов, трамваев и троллейбусов.

– Количество подвижного состава, выходящего на линию, к 2016 году уменьшится на 5,7% и составит 857 единиц (ныне 908 единиц. – Ред.), – признал Игорь Ким.

И никакого обновления транспортного парка в эти годы не планируется. Это притом что средний процент износа красноярских трамваев приближается к 90%, троллейбусов – к 80%.

С другой стороны, проект программы развития муниципального транспорта общего пользования в Красноярске на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг., в частности, предполагает отдать приоритет движения общественному транспорту путем организации выделенных полос.

– Прочитал программу с карандашом в руке дважды, – отозвался об этом документе Александр Коропачинский. – Но никакой программы нет. Например, в рамках повышения качества перевозок запланировано управление работой пассажирского транспорта и оснащение остановок информационными указателями. Точка. Все повышение качества строится на оформлении информационных табличек. За три года планируется увеличить объем перевозок на 4% (при снижении автопарка более чем на полсотни единиц. – Ред.). Это предел погрешности измерений.

– Проведение зимней Универсиады позволит нам решить проблемы с транспортной инфраструктурой, – мечтает депутат Заксобрания Красноярского края Юрий Швыткин. – Думаю, будет решен вопрос по строительству метро.

А мэр города Эдхам Акбулатов делает упор на увязку транспортной проблемы в комплексе и взаимосвязи с градостроительными вопросами. В частности, на это нацелен перенос части административно-деловой нагрузки из центра Красноярска в Советский район.

– Участок земли, на котором расположено недостроенное здание крайкома КПСС, рынок, плюс пустыри, которые выходят на берег Енисея, – я вижу это отдельным административно-деловым центром, который даст работу большому количеству людей. И не надо будет перемещаться через весь город, – уверен Эдхам Шукриевич. – Сегодня Взлетка, по сути дела, спальный район, там нет рабочих мест. То есть люди каждый день должны выезжать на работу в другие районы города, а вечером возвращаться, и мы имеем в этой связи серьезные транспортные проблемы.

Однако все это планы далекого прицела, на годы или, вспоминая советские времена, пятилетку. А проблемы дорожного коллапса необходимо решать безотлагательно. Причем многие эксперты уверены, что серьезного улучшения ситуации можно добиться, неукоснительно требуя исполнения законов и постановлений.

– Нужно эвакуировать автомобили и штрафовать паркующихся не по правилам. А дорожная полиция заняла сверхлояльную позицию в отношении нарушителей, – считает главный архитектор «Красноярскгражданпроекта» Антон Шаталов.

Может, действительно, стоит с этого начать? Оснастить видеокамерами места массовых незаконных парковок, и пусть операторы выписывают нарушителям солидные штрафы, что пополнят городской бюджет… «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения», – сказал в свое время сатирик Салтыков-Щедрин. Но некоторые традиции явно не стоят того, чтобы их соблюдать.