Донские притчи

Романов Евгений
Для историков, географов топонимика всегда представляла большой интерес. В последние десяти-летия наиболее важным в этой области являются ис-следования доктора исторических наук, профессора ВГУ В.П. Загоровского. В книгах «О древнем Вороне-же» и слове «Воронеж» (1971 г.) «Как возникли назва-ния городов и сел Воронежской области» (1966 г.) и «Историческая топонимика Воронежского края» (1973 г.) он рассматривает историческое развитие в происхождении географических названий в Воронежском крае. В его работах исследуются и названия населенных пунктов Богучарского района.
Интересна и работа по географической терминологии Центрального Черноземья воронежского историка – краеведа В.А. Прохорова, который в книге «Надпись на карте» (1977 г.) опубликовал большой историко-то-понимический словарь населенных мест Воронежской области. Среди географических названий (топонимиков), которые размещены на богучарщине, в книгах В.П. Загоровского и В.А. Прохорова упоминаются: г. Богучар, села Толучеево, Лофицкое, Луговое и др.
Между тем, за последние двадцать лет наука на-копила много нового в этой области, что значительно обогатило историю, языкознание и географию края. Каждая расшифровка топонимов иногда приводит и к научным открытиям. В основу исследования поло-жена история нашей местности, начиная с периода VIII – XIII веков, ее география – связь с местным рельефом и, конечно, языкознанием. Самым старым памятником топонимики, несомненно, для нашего края являются половецкие и скифские названия наших рек и местности. Это Каразеево (ранее Пасековские Дворики), Толучеево, Богучар и др. Первые упоминания в русских документах рек отно-сятся к XVI веку. Оттуда к нам пришли названия рек Богучар и Толучеева. Переведены они, могут быть как тюркско-язычными кочевниками во время татаро-монголь-ского нашествия, так и в более поздний период. Легко переводится с тюркского языка название села Каразеево. Очевидно, в период заселения этого места половцами слово звучало как «карасе», а уже позже оно дополнилось русским грамматическим суффиксом, обычным в топонимическом образовании России «ево», стало произноситься как «Каразеево». В переводе с тюркского языка «кара» означает черный (более древний тюркский – «кара» означает «земля», «се» – ручей, равнина). Действительно, в селе находится родник, который промыл сейчас большой овраг.
Раньше он был почти на поверхности. К сожале-нию, само поселение на месте села Каразеево  появилось значительно позже в XVIII веке. Поэтому его название принесли украинцы, которые пришли на это место из села Пасека. Первоначально называлось Пасековскими выселками.
Отдельные тюркские названия почти не измени-лись, начиная с 1571 года, когда впервые упоминается Тулучеевский  ухожей, река называется Тулучеево, но еще и до этого название менялось. Русские документы XVI века называют реку Тулучеевой, причём так называется и современная речка Толучеевка. Так, река Толучеева без русского суффикса называлась, возможно, Толучей или Талачей, что у Э.М. Мурзаева в «Очерках топонимики» объясняется в переводе с тюркского, как плоская равнинная река.
Почти то же значение слова «тала» употреблялось и в Индостане, т.е. равнина, а «чай» – русло временной реки. У многих народов существует слово, как правило «тул»  – название местности, к примеру, по-лезгин-ски означающей территорию, земельный участок, равнину, ровный участок в пересеченной местности.
Впоследствии село Старотолучеево стало отражать в названии старший возраст села по сравнению с расположенными в Воробьевском районе Новотолучеево и Верхнетолучеево.
В тюркских языках «тала» – это степь, равнина. Тюркоязычные народы (хазары, печенеги, половцы, татары) называли так речку, текущую от меловых гор по равнине к Дону.
Одна из труднейших задач, которую решали мно-гие ученые, историки, краеведы при изучении названия рек, а, следовательно, и города Богучара, не имели достаточно точного и весомого обоснова-ния.
Профессор В.П. Загоровский еще в 1966 г. в своей книге «Как возникли названия городов и сел Воронежской области» утверждает, что слово «Богучар» сначала звучало как «баурча», что в переводе с тюркского означает «речка, текущая по отлогому склону горы». В.А. Прохоров в книге «Надпись на карте», опираясь на исследования О.И. Трубачева, приводит доказательства, что составная часть «чар» происходит от древне – иракского «двигаться» обоснование же первой части «Бау» не дает. Ранее в книге «Вся воронежская земля» он опровергает В.П. Загоровского, что речка называ-лась «Баурча», так как это слово нигде не зафиксировано в документах, и нынешнюю реку Богучарку никак нельзя представить в силе горного потока. Здесь же он дает и такое толкование, что на иракском «баг» – веревка, «учар» – рынок, это утвер-ждение тоже неверное, так как первое слово Богучар появилось как боучар (упоминается впервые как название реки в 1595 г.) и лишь в конце VII века в названии реки добавляется буква «г». Хотя на всех иностранных картах как Boegoehar или Boegotzar. В последних трудах В.П. Загоровский (1973) пишет, что слово «Баучар», вероятно, тюркское. Есть и другое толкование слова бугучар, в переводе с монгольского языка оно означает олень. Охотник на оленей переводится как бугуч. Почему бугучар? Дело в том, что практически на всех старинных картах XVI–XVII вв. река, вотчина обозначена как Бугучар и нарисованы олени.  Подтверждением этого и многочисленные до-кументы этого периода, где упоминается Бугучар.
Известно так же, что когда в Монголии жили уйгуры, ханом их государства Хара-Балгасуне, был Богучар. Сын названного хана Богучар выступил на престол в 746 году и правил до 759 года, нося титул «хан, правитель страны, ниспосланной небом». Памятник этому хану, высеченный их камня, в настоящее время стоит у истоков реки Могай-гол.
Есть и много других толкований, бугу,  чар . Можно перевести название, как: река у холма. И все же это только предположение, точное происхождение слова Бугучар пока не выяснено. Несостоятельно и утверждение отдельных краеведов, связывающих название города Богучар с деятельностью Петра I, приписывая ему основание города, так как река упоминается в 1595 г., а Петр I проплывал здесь в 1696 г. и на берегу реки ночевал 11 сентября 1696 г. Мало того, именно по указанию Петра I был сначала заселен, а потом сожжен казачий городок в 1705 г. Все же название его тюркское и пришло к нам через века, почти не изменившись. В описании «Об уездах Воронежского наместничества» содержится богатый гидрони-мический материал, своеобразный каталог водных источников каждого уезда: «В уезде … 1 река Дон и 9 речек. Река Дон входит из Павловской округи и протекает чрез Богучарский уезд в земли Войска Донского. В него впадают из вершин в сем уезде речки: правая Богучар с вливающеюся в нее левым Богучаром, Сухой Донец, Бычок, да входящая из Саратовского наместничества Тулучеева, со впадаю-щими в нее из того ж наместничества Кривушиного, да из вершины в Богучарской округе Меловатка, а в нее впадает выходящая из земель Войска Донского Манина, а в сию из вершины в Богучарской округе Подгорная…».
Э.М. Мурзаев в «Очерках топонимики» (1974 г.) объясняет, что специфика как иракоязычного, так и тюркско-язычного слова такого, что оно может быть как двухсложным, так и трехсложным, то есть «Ба – уч - ар», а не двухсложным, как предполагалось до этого. В этом слове «ба» означает «большой» или «гор-ный», «уч» - «река» или «вода», «ар» является типичным тюркским суффиксом, который употребляется в случае единого наименования двух речек стекающих с противоположных сторон одного хребта и сближающихся. Вероятно, поэтому и у притока Богучарки нет названия кроме Левой Богучарки. Кстати труд Э.М. Мурзаева изучал лично и впервые предположил, что слово Богучар трехсложное. В своем ответе мне воронежский краевед, профессор В.П. Загоровский, которому изложил свой вариант происхождения названия города, согласился, что данная версия имеет под со-бой грамотное научное обоснования и имеет место быть. Впоследствии отдельные краеведы, публиковали ее без сноски на автора, что недопустимо.
Рядом с Богучаром располагалось две слободы Лысогорка и Песковатка. Обычно Лысогоркой называли крутой склон реки с обнаженными подпочвами или коренными породами. Песковатка – это местность, где почвы в основном песчаные.
Получается, что «Баучар» переводится с тюркского, как Большая река, состоящая из двух притоков, которые стекают с противоположных сторон одного хребта, что и есть в действительности.
Развитие топонимики края особенно интенсивно шло в XVIII веке. В начале века в южной части Острогожского уезда становится много поселений, сюда же прибыли и новые группы переселенцев Украины. Земли, на которых появились первые хутора, слободы по рекам Богучару и Толучеевой были в 1710 году отданы Богучарской сотне Острогожского полка. Большинство возникающих слобод и хуторов на территории будущего Богучарского уезда получили имена, фамилии, должности казаков и старшин Богучарской сотни.
Прежде всего, это такие фамильные хутора первопоселенцев как Твердохлебов – казака Леонтия Твердохлебова, Красноженов – казака Демьяна и Ивана Красноженовых (затем Радченское),  Данцевка – казака Ильи Данцева, Дубовиково – крестьянина Ивана Дубовикова, Расковка – украинского переселенца Якова Раскова. Несколько позже, в середине XVIII века появились слободы первопоселенцев с фамилиями казаков и впоследствии войсковых обывателей: Гадючин, Загребайлов (новое название Луговое получил в 1959 году), Дядин (на картах XVIII века обозначался как Дедин), Галиев (первое название хутор Марахов-ский), Дьяченков (на картах XVIII века обозначался, как Дъячков), и др.
Как писал историк-краевед Г.Г. Ткачев, в «Воро-нежских губернских ведомостях» (1864 г.), «… население более и более возрастало и являлись еще новые поселенцы, что первоначально населенные пункты или слободы были слишком многочисленны и малороссы стали уходить из селений в степь». Так образовались хутора, то же названные по первопо-селенцам Кравцов, Степанков (ныне Лебединка), Малеванный, а также более крупные, основанные помещиками, приказчиками. Сначала хутор, где разместила своих крепостных крестьян Варвара Пушкарева назывался Шубинкой, затем Пушкаревкой, в последствии Варваровкой по имени помещицы. Хутор Харин и Новохариново (с 1844 года – Шуриновка ) возник в конце XVIII века, называлось Новохариново, по имени владельца титулярного советника – Харина Платона Сте-фановича. Особенно много новых названий на карте появилось после 1906 года (в период Столыпинской реформы). Это названия таких хуторов и сел как Хрипун, Ново-Никольское, Марьевка. Интересно, что отдельные села в своем образовании обязаны Донецкому Успенскому монастырю.
Именно крестьяне, принадлежавшие этому мона-стырю, поселились в селах Абросимово (впервые Об-росимовский караул упоминается в государевой от-писке  за 1645 год, по всей видимости, казак Обро-симов был здесь в карауле), Донецкое (Монастырщи-на), Пасека (название по находившейся здесь пасеке монастыря), Архангельское (название церковное), Сухой Донец (название по пересохшему руслу реки).
Терешкин караул, перелаз и пристань, село Те-решково получили свое название еще в XVI веке. Интересно, что в Сухом Донце есть Попелушный яр, который расположен в юго-восточной части села. В яру находится глина рассыпчатая, попелушного цвета. Говорят, яр назван по цвету глины. К селу подходит и другой яр Дегтярный. По легенде разбойники вылили в яр деготь с ограбленного на дороге в верховьях яра купеческого обоза. Аналогично получило свое название село Красногоровка, по известному красногорью и крутым красноглиняным Донским берегам. Хотя местные жители предпочитают происхождение на-звания по большому количеству красных тюльпанов Шренка, которые покрывали всю гору у Дона вес-ной.
Есть предположение, что хутор Голый при яре Го-лом, получил свое название по месту стоянки ата-мана Голомо, который с Кондратием Булавиным участвовал в восстании казаков. Впоследствии – хутор Степной.
Село Полтавка или сначала хутор Полтавский по-лучил свое название по первопоселенцу Семену Пол-тавскому.
Недалеко от села Монастырщена расположена Арсенова (Попасная балка) гора. Называют её по имени дъячка Арсёна, который изготовил крылья, забрался на гору, хотел полететь, да только разбился. С тех пор гору прозвали Арсёнова. В селе Пасека была расположена Яшина мельница, названа по имени хозяина Якова. В его доме находится участковая монастырщинская больница. Старожилы помнят ещё дочь Якова – Капитолину Яковлевну, богатую и богомольную 1892 года рождения. Рядом в селе Сухой Донец Ягранина действующая мельница, названа по имени хозяина Яграни. Говорят, что каменная мельница строилась по проекту немецкого инженера.
Многие названия сел и хуторов уезда произошли от связи с местным рельефом, особенностями местности. К ним, в частности, относится село Журавка. Российский натуралист Самуэль Готлиб Гмелин, проплывая в XVIII веке мимо, записал в путевом журнале: «место, на коем она построена, славно было потому, что там водились во множестве журавли и вили себе гнезда, от коих она и имя себе получила».
Село Лебединка получило свое название уже в XIX веке. Название хутора Степанков было заменено на Лебединку из-за большого количества лебедей, которые гнездились в пройме притока реки Левая Богучарка. Наиболее устойчивыми оказались имена водных объектов и произошедшие от них гидрони-мы.
Это – Криница, Белый колодезь, Лиман, Залиман. Последнее село образовано в 1720 г. жителями слободы Богучар, жившими на острове, а затем перешедшими «за лиман». Некоторые названия про-изошли от особенностей речного русла. Например, Плесновка от слова, означающего плес – «речной из-гиб», когда-то протекающей протоки у хутора. В селе Белая горка есть местность называемая Омелькины бахчи. По легенде Емеля посадил здесь бахчу. Когда жители пригласили его на свадьбу, которая продолжалась три дня, бахчу «обнесли». Большая часть дынь и арбузов была съедена на свадьбе. Это поле и прозвали «Омелькины бахчи». По большому количеству комаров получил свое название хутор Комаривка. Первоначальное название хутор Свинухи (по гранитным выступам у берега Дона, на месте где сейчас расположен гранитный карьер), затем хутор Свинюхи, современное название Тихий Дон.
К сожалению, отдельные слова, в частности в пе-риод 30–50-х годов, были переименованы необдуманно. Загребайловка, название по фамилии казака Загребайлова, потомки которого стали помещиками, в 1950 году переименована в Луговое. У села Белая Горка есть поле, где расположены Дмитриевы колодезя. Жители утверждают, что там было пять или шесть колодезей хозяина по имени Дмитрий. Были попытки так же переименовать город Богучар. На III съезде богучарских партизан было постановление о переименовании города, так как он носит название контрреволюционное «Бог» и «Чара». Было даже предложено назвать его Радченск, но потом остановились только на селе Красноженово и назвали его Радченском. Было это в 30-х годах.