Православное священство как духовная опора власти

Сергей Лелеко
           Книга Т.Г. Леонтьевой  - биография в документах «Священник Иоанн   Белюстин» ( Издательство СФК-офис, 2012 г.)  -  щедро документированное исследование быта, интеллектуальной жизни и духовных исканий русского православного духовенства конца 19 века,  на первый взгляд, имеет мало общего с современностью, ролью и местом РПЦ в  духовной жизни людей России 21 века. Очень похоже, что это так: и люди не те, и жизнь совсем другая, да и ценности в нашей жизни стали иными. Это на первый взгляд…

   Вчитываясь в документы, письма и статьи этого незаурядного, глубоко верующего священника, знавшего все важнейшие противоречия жизни провинциальной России 1830 – 1890 годов, когда он служил в приходах Тверской епархии, начинаешь понимать… большую актуальность его выводов, оценок и взглядов именно для нашего, не слишком простого для страны времени.

    Вспомним: то далёкое время – эпоха подготовки и проведения глубоких реформ всего уклада жизни Российской Империи. Отсюда масса противоречий, духовных и нравственных проблем во взаимодействии власти и общества.  Как же это напоминает наше время! Автор пишет – «Сердце его и разум протестовали против бюрократии Синода, но никому не удавалось одолеть её. (Добавлю от себя – бюрократии теперь, надо думать, гораздо больше, чем тогда, при Синоде). Его жизнь – пример борьбы за существование, в бедах и неустройстве, падения авторитета приходских священников – низового, самого близкого к верующему народу звена церковной организации».

    Точные наблюдения и пронзительно горькие выводы Иоанна Белюстина, крайне актуальные именно в наше «мутное» время, тогда многим открывали глаза на трагическую реальность момента. И вот главный вывод книги – «Духовная опора власти, основные проводники идеи церковного единения Самодержавия и народа -  русские священники, находились в таком бедственном состоянии, что ждать от них какой-либо существенной поддержки правительственным начинаниям было бы наивно и недальновидно…»

          Эти же выводы многим могут открыть глаза и сейчас: например, на отсутствие духовности вообще и духовной опоры власти. Ведь церковь сейчас не только отделена от государства, но и не призвана быть, например, блюстителем нравственности, патриотизма, любви к ближнему, родине, Богу. Присутствие первых лиц государства в Храмах ещё ничего не значит для общества. Никто никого не воспитывает в современной России, за исключением, может быть, военно-учебных заведений. Впрочем, их совсем недавно почти полностью прикончили «реформаторы» вооружённых сил – теперь их снова… восстанавливают. И в этом деле, безусловно, нужна именно духовная опора. Не вижу другой, кроме нашей Русской православной церкви. Значит, необходимо подымать авторитет приходских, в первую очередь, священников и сделать всё, чтобы РПЦ стала духовной опорой не только власти, а общества, в первую очередь.

        Тем же, что сейчас возмущённо заявит о том, что «священники зажрались и ездят на «Мерседесах», скажу  так: это многолетние грехи,  прежде всего власти, прежнего безбожного строя – они  и воплощаются иногда в людях, в том числе и рукоположенных. От таких служителей освобождается не только церковь. И ищет пастырей, сознающих свою ответственность перед Богом и страной за состояние умов и душ паствы, т.е. нас с вами. Так что это преодолимо. А вот нам стать нравственно чистыми,  уметь каяться в своих грехах, чтобы становится лучше, никто, кроме таких вот пастырей, как Иоанн Белюстин, живший и служивший  Богу и людям России в давние, но такие близкие времена, не поможет. Но было бы желание!