Тропы Памяти

Страница Лифт
…Наше время иное, лихое, хоть вскачь ищи,
И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед,
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет….  Вл. Высоцкий.


ВНИМАНИЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ.
Заявки для размещения воспоминаний на "Тропах Памяти" подаются на страничке "Лифт. Это наша с тобой биография".


                Мнение Вадима ГАРИНА:
   Мемуарная литература - одна из самых интересных и познавательных. Последнее время вышли мемуары многих публичных людей и они интересны не только своими событиями, но и жизнью самих авторов. На нашем портале несколько иная картина: мы, как правило, люди, широкой публике неизвестные, но в нашей среде есть удивительно талантливые, трудолюбивые и интересные авторы. Ими проведены огромные исследования, которые бы сделали честь любому профессионалу. И главное: они были бесценными свидетелями многих знаковых событий нашей истории.
   Сегодня в обществе происходит удивительная метаморфоза: наши дети, внуки не знают русских и даже советских писателей, общественных деятелей, композиторов и т.д. Опросы, которые показывают по телевидению, информация наших сатириков на эту тему (Задорнов и др.) не просто удивляют, но озадачивают. И это не какие-нибудь иностранцы, а наши дети не могут назвать русских композиторов. В ЕГ пишут, что Пушкин - политический деятель и далее в таком роде.
   Я, работая преподавателем в ВУЗе, столкнулся с тем, что студенты не знают элементарных вещей из нашего вчерашнего советского прошлого. Смена ценностей - вот главная причина этому. Есть и другие: телевидение и особенно интернет. Из него берётся всё самое плохое, лежащее на поверхности. Социальные сети поглотили молодежь - ей не до писателей и композиторов. Они ПРОХОДЯТ в школе, а не читают. А школьные программы тоже не блещут...
   Если мы, свидетели не напишем о нашем прошлом, кто же это сделает?
   Пусть нас не знают, но мы жили в нашем советском прошлом, о котором рассказывают небылицы. Борзописцы и у нас и везде в окружении стараются переписать нашу историю, оболгать всё хорошее, продуктивное. А с Запада взять одну пену, в которой гибнет наша русская культура.
   Считаю, что такой проект просто необходим как воздух. Если прочтут воспоминания хотя бы одни наши молодые родственники - даже это будет большой победой и не надо забывать, что написанное пером - не вырубишь и топором!
   Приветствую это начинание ЛИФТА!                Вадим Гарин.


           Рекомендует Роман ЮКК:
Это записки маленькой девочки, пережившей самую страшную зиму в блокадном Ленинграде – зиму 1941-1942 года. Написаны они  бесстрастным языком очевидца, без пафоса и нагнетания «ужаса войны».
Допускаю, что кое-кому эти воспоминания покажутся  недостаточно героическими.
Но я уверен, что узнать о тех горьких годах от человека, лично пережившего их, то есть -  из первоисточника  гораздо полезней, чем из просмотра нового фильма Бондарчука «Сталинград».
Это уже история. Наша история, которую мы должны знать и не забывать…
Валентина Медведева. Предпоследнее письмо.
http://www.proza.ru/2010/05/09/1206

            Ирина Новикова 3 предлагает.
Меня потрясли  воспоминания Эдуарда Пасютина «Мальчишки со Староконюшенного,  или Дети Старого Арбата».  Это документальная повесть о судьбах выпускников 10 класса "Б" выпуска 1951 года Московской мужской средней школы № 59 (бывшей Медведниковской гимназии)
http://www.proza.ru/2012/09/06/1690

          Влад Вол. Из литературного дневника. 
«22 марта 1949 года, то есть в день Сорока Мучеников, в четыре часа пополудни, под знаком Овна, в забытом Богом селе Верхний Карабут Воронежской губернии, в крохотной крытой соломой хатенке, на глиняной лежанке русской печи, сам, без посторонней помощи, явился на свет я – ваш отец и просто человек...»
Именно так начинается повесть «Жил-был Я»  Александра Коржова.
Лично я склонен считать это повествование романом, но… не суть, автору виднее.
Помню, как меня сразу, с самых первых шагов, обезоружила форма повествования - обращение к детям. Монолог, предназначенный для них и, по определению, должный быть интересным исключительно им.
Подумалось, что именно такая форма… не гарантирует, но, по крайней мере, тяготеет к честности. К абсолютной субъективной честности, если к понятию «честность» применим столь пафосный эпитет. Оно и верно - а перед кем рисоваться, приукрашивая? Перед кем обелять свою, как ни крути, грешную сущность? Перед детьми? Да полноте…
Забегая вперёд, возьму на себя смелость заявить, что Александр в принципе далёк от кокетства.
Итак, как уже я сказал, поразился форме. Начал читать. И пропал. Утонул в замечательной прозе Александра.
Именно по этой причине я хочу предложить вашему вниманию «начало начал», самую первую часть. Понравится  –  пойдёте дальше, не глянется – ничего страшного... Поймали, есть немного, лукавлю, поскольку уверен - тех, кому понравится, будет большинство. Подавляющее, как любили резюмировать на собраниях и съездах.
История страны... Говорил, и сейчас не отказываюсь от мнения, что правд – их много. И лишь слияние этого множества способно вывести более или менее объективное, если усреднённость хоть какая-то родственница объективизму.
Если же никаких родственных связей не существует, самое правильное вернуться к тезису, что правд – много.
Взгляд на историю страны через личное импонировал мне всегда, предпочитаю такое любой публицистике. А поскольку читал немало, и было время, когда сознательно выискивал мемуарное, в голове моей нечто среднестатистическое уже сложилось.
Не знаю, но, может быть, по этой причине я могу себе позволить оценивать мемуаристику уже не с точки зрения добавления новых мазков на холст мироздания, расстеленный передо мной, но с позиций искренности, разумности и логичности.
Вы знаете, ничуть не погрешу перед истиной, если скажу, что всё это нашёл в «Жил-был Я». И не просто нашёл, а ещё и насладился найденным.
Великолепный язык повествования, пришедшийся как нельзя кстати к форме, любопытные выводы по тексту и сама история, в прямом смысле слова - потрясающая, масштабность повествования, равно как и личности, всё это вкупе оглушило меня. И повергло в восторг.
Подумалось, помнится - ах, как жаль, что мой отец не написал подобного. А ведь ему есть что рассказать. И рассказывал. Скупо, по привычке утаивая то и это - генное уже, в крови, а вдруг что? Сколько мне стоило сил разговорить его, к примеру, на предмет армейской службы в Будапеште, службы, случившейся в самый разгар «Пражской весны», где он и был ранен - вы даже не представляете. О прочем, более трагическом, даже говорить нечего. Клещами тянул. Тянул и негодовал - да что ж за история такая, частицы которой люди до сих пор скрывают, вольно или невольно? Не уголовники и прочая мерзота, заметьте, просто люди.
Как же искажено лицо этой истории... И увидим ли мы когда-нибудь истинное?
Впрочем, мы отвлеклись.
Не хочется пересказывать Александра, не хочется анализировать его выводы и сопоставлять со своими. Не хочется. Хочется просто внимать. Молча и с уважением. Как внимают отцу. И просто человеку.
Всё. Александр Коржов, «Жил-был Я» - http://www.proza.ru/2010/01/08/1008.
Рекомендую.

            Сергей Шрамко: Преступлениям Сталина –нет прощения!
Память людская – это не только светлые стороны нашей истории.Это и те трудные, а часто трагические страницы прошлого, в которых запечатлены народное горе, воспоминания о тех, кто был казнен по ложным обвинениям, те самые страницы, которые так хочется вырвать из летописи страны фальшивым патриотам России, с пеной у рта защищающим, по их мнению, ее национальную честь. Но такая «честь», возвышающаяся на костях миллионов жертв, возведенная с помощью обмана и сокрытия подлых и кровавых тайн, вряд ли поможет воспитанию гордости граждан новой России. 
По данным «Мемориала», ныне в России живы 800 тысяч пострадавших от политического террора. Это не только сами репрессированные, но и их дети, оставшиеся без родителей, скитавшиеся по лагерям.  Историки пишут, что масштабы репрессий в стране были в лесятки  раз больше. Многие документы Большого террора были уничтожены. Подсчитать, сколько  именно пострадало от сталинского режима, уже просто невозможно. Ясно лишь, что погибли  миллионы безвинных людей.
В день памяти жертв сталинских репрессий я уже представлял читателям рассказ Алекса Венцеля «Ликвидация»  http://www.proza.ru/2011/11/05/622. Он вызвал жгучий интерес людей и получил сотни откликов. Так же, как "Волков" http://www.proza.ru/2011/11/05/587, "Амнистированные" http://www.proza.ru/2011/11/05/619, "Страшные времена" http://www.proza.ru/2011/11/05/642 , "Мамочка, не забывай меня" http://www.proza.ru/2011/11/04/696, "Посёлок Западный" http://www.proza.ru/2011/11/04/1852,  «Ликвидация»  до сих пор обжигает нас силой и жестокой четкостью изображения. 
До знакомства с творчеством Алекса Венцеля я думал, что самое сильное произведение о сталинском аду, или об  эпохе «культа личности», как часто зовут один из периодов в жизни СССР, это «Колымские рассказы» Варлама Шаламова.
Алекс Венцель - автор  не менее значимого цикла рассказов о каторжном Норильске.    Расстрел восставших зэков,  широкая панорама сталинского Норильска, зарисовка мира воров в законе,-  все это изображено им скупыми точными штрихами, говорящими о мастерстве автора.  "Норильские рассказы"  Венцеля почти невыносимы для осознания, но они лишь с дотошностью протокола зафиксировали, насколько жестокой к народу была  власть Сталина и его наследников. 
Итак: Алекс Венцель,  «Норильские рассказы» - http://www.proza.ru/avtor/nablydatel2&book=12#12


                Ааабэлла рекомендует
Уважаемый Читатель! Ты становишься «уходящей натурой». Совпадение ли,  что на этом сайте ощутимую часть составляют люди в приличном возрасте (хотя бывает ли неприличный?))? Этим людям есть что сказать о жизни, но не все из них даже решаются выступить здесь, среди «писателей», нередко слушающих лишь самих себя или хвалу, со своим словом.
Некоторые смелей в личном общении. Так произошло с этим воспоминанием Любови Новиковой, которое она поведала Олегу Маляренко.
Тот оценил и разместил на страничке, где, в свою очередь его прочёл я и восхитился.
Так вышло, что «Лифт» предложил создать страницу любопытных мемуаров, о времени и о себе. Почему нет? – подумалось, и захотелось поделиться своим открытием с вами.
Судите сами  - http://www.proza.ru/2013/07/24/904

                Советует Кандидыч
Это не авторские мемуары. Но книга эта создана по воспоминаниям врача-хирурга.
Рекомендую. Думаю - с первых строчек Вас захватит и не отпустит.
Замечательный писатель - Татьяна Свичкарь. "Дело человеческое"
Удивительные судьбы разных людей  http://www.proza.ru/2010/07/22/1325


От составителей:
Если Вы одобряете идею выпуска этого сборника,
в своем отзыве нажмите, пожалуйста, зеленую кнопку.