Батюшка

Павел Лючинша
Жизнь отца Митрофана складывалась буднично, как у всех. Приход в местечке, котором он служил православным священником, был небогатым, но перспективным. Батюшка давно понял, что одними обрядами и пожертвованиями сыт не будешь, уж больно паства скупа и религиозностью не отличалась, потому всячески поддерживал бизнес объявившей себя мессией устроительницы местечкового женского скита, - сподвижницы Матрены.
  
 У истоков образования скита, прикрывавшего большой бизнес, стоял её муж. Чтобы не навлечь на себя гнева Господня, мы не будем о нём много говорить по той причине, что на момент описания этих событий, супруг её упокоился с миром, а о покойниках принято говорить хорошо. Коли нечего сказать в этом контексте, то более этично не упоминать его имени вовсе.
  
 Сподвижница Матрена сопровождала своего супруга во всех его начинаниях всюду и, став вдовой, продолжила начатое дело, в которое они вместе вложили не только много собственных сил, но и личных средств.
  
 Началось всё в начале третьего тысячелетия, в годы, которые принято называть нулевыми. Судьба забросила их в живописное алтайское местечко, с которым связано много легенд. Это местечко в разные времена посещали люди, оставившие свой неизгладимый след в истории страны и православной церкви. Практичный ум супругов увидел немало выгоды в наличии столь выразительных вех в местечке, с его неповторимой природой.
  
 Осваивать территорию они начали настойчиво, не обращая внимания на сопротивление аборигенов, которые были возмущены бесцеремонным вторжением чужаков в их веками сложившийся уклад жизни. Матрену с мужем не остановил пожар, неожиданно возникший во вновь построенном доме. Уже после того, как сгорел автомобиль, они задумались об идеологическом прикрытии.
  
 «Миссионеры» предложили Алтайской епархии образовать скит в памятном месте, откуда начал свою просветительскую деятельность митрополит Макарий. Епархия, охочая до расширения своего влияния, любезно согласилась, взяв на себя заботу о переговорах с властью, об отчуждении нужных земель под нужды бизнеса.
  
 Собственно бизнес тот не был каким-то необычным. В ларьках вдоль дороги к реке, приобщённых к церкви крестами на дверях и над ними, продавали чайные сборы из лекарственных трав, настойки кустарного изготовления, над производством которых трудились доверенные лица устроительницы Матрены. Торговля суррогатами была незаконной, но полиция не совалась в дела скита, боясь проклятия.
  
 Устроительница Матрена — персонаж выразительный. Сама по себе женщина мелкая, фигура напоминает перевёрнутый стакан, опирающийся на два карандаша в нём. Голову венчает парик из конского волоса. Характер вспыльчивый и хамоватый. Народу, привлечённого качественной рекламой, в местечке, в разгар сезона, бывает не счесть. Доход от продажи травы и метиловой отравы достигает нескольких сотен тысяч в день.
  
 То обстоятельство, что людей в окрестностях скита бывает тьма, - миряне стараются придвинуть свой бизнес близко к его границам. Именно это нахальство сильно раздражает устроительницу. Регулярные жалобы властям на соседей результатов не дают, поэтому она лично предпринимает набеги на не в меру обнаглевших предпринимателей.
  
 Словарный запас у неё небогатый, поэтому кроме матерных ругательств, наиболее употребляемой фразой является: «ты, наверное, ку-ку», при этом она энергично крутит указательным пальцем у виска, скалясь, выдвигает челюсть вперёд. На фоне чёрных, толстых волос парика, неестественно белые зубы протезов напоминают свирепый оскал карикатурного Сатаны.
  
 Отец Митрофан часто сопровождал Матрену в её «вылазках» против мирян, липнущих к толпам отдыхающих со своими услугами, в надежде, будучи востребованными, получить какой-то доход. Он вынужден это делать, так как являлся духовником скита, в котором устроительницей значилась Матрена. В доходе его прихода доля взносов от устроительницы была весомой.
  
 В одной из таких вылазок, когда Матрена исчерпала свой словарный запас (при священнике она стеснялась ругаться матом, поэтому речь была короткой), покрутив пальцем у виска, она сказала - «Бог с вами», что послужило сигналом для святого отца, и он провоцировал диалог, ради которого было затеяно это повествование.
  
 Батюшка! Возмущались гонимые. Почему Вы способствуете нашему обнищанию в угоду этой злобной старухе? Мы живём на собственной земле и не можем прокормить семьи, потому что гонимы церковными людьми!
  
 Вы заблуждаетесь, чем ввергаете себя в грех, тренированным баритоном возражал священник. Земли вокруг нас изначально были царскими и последний император завещал их церкви. Сейчас мы возвращаем отнятое вашими дедами.
  
 Но отец! В Библии сказано о торговле в храме однозначно отрицательно, но этот грех происходит ежесекундно в стенах храмов и под их основанием снаружи. Торгуют не только духовной потребой и её атрибутикой, но и вещами вполне мирскими, порой греховными. Травы и настойки употреблять для лечения телес грешных, без консультаций со специалистом, опасно для здоровья, и грех возможных осложнений, может затмить светлое имя церкви, используемое устроительницей в качестве бренда для своего товара. Благодаря чему её товар становится весьма востребованным у путешественников, и Матрена с этого имеет хорошие дивиденды.
  
 Заблудшие! Парировал проповедник. Вы не понимаете Святой книги. Под словом торговля, в Библии понимают просьбы прихожан о собственном материальном благополучии. Иными словами, когда молящийся покупает свечу и просит не о прощении грехов, а желает обновить жене шубу, это и есть грех библейский. Человек пытается купить у Бога материальные блага за копейки, отданные церкви.
  
 Почему копейки? Возмущалась паства. Церковные иерархи богатеют быстрее, чем олигархи! Отец Митрофан начинал понимать, что проигрывает спор, и торопился в скит, вспоминая, вдруг, что должен начать службу.
  
 Вскоре из-за высокого забора обители раздавались звуки колокольного звона. Служба была праздничной и послушница,- выполняющая функцию звонаря пыталась из подручных средств извлечь что-то весёлое, вместе с тем величественное. Со стороны это выглядело, будто послушницы в качестве звонницы используют сковороды.