Народный календарь, 14 - 20 ноября

Александр Мишутин
  14 НОЯБРЯ. КУЗЬМА-ДЕМЬЯН. КУЗЬМИНКИ.
  Осенние Кузьминки в отличие от летних - 14 июля. Чему только не покровительствуют эти святые бессребреники. И в первую очередь - кузнецам. Потом, что сами были кузнецами. В иных местах России их считали простыми работниками, которые нанимались молотить хлеб. Но ни за кузнечное рукомесло, ни за молотьбу денег не брали, а потому - и бессребреники. Уж если и просили чего, так это чтобы хозяева вволю накормили их кашей. Кузьма-Демьян - «кашники».
  В этот же день освящали курятники, а крестьянки носили кур в церковь, варили кашу и приглашали: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать!» Каши требовали и молотильщики овинного хлеба: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».
  Варили и ели кур. Но костей не ломали - цыплята будут уродливыми
В некоторых местах девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома: готовила еду, угощала: почетным угощеньем считалась куриная лапша.
  Каким-то непостижимым образом Кузьма и Демьян, кузнецы-бессребреники, по церковным преданиям, в народных обычаях превратились в покровителей брака. То ли по ассоциативной цепочке: кузнец - кольцо - счастье, то ли по нарастанию количества свадеб перед Рождественским постом, но девушки-невестницы были в центре внимания в этот день. И не только дома.
  Вечером этого дня молодежь собиралась в какой-нибудь большой избе на «ссыпку»-складчину, готовили пир до утра с «поцелуйными» играми. И если еды не хватало на всю ночь, то парни отправлялись воровать кур у соседей. И соседи... не обижались. (Не потому ли метили кур, чтобы «сдать» их парням с меньшим ущербом для хозяйства?) Так знаменовалось начало зимних женских работ. И выходило, что Кузьма и Демьян еще и покровители женского рукомесла. И приговаривали женщины, вплотную и надолго принимаясь за зимнюю пряжу: «батюшка Кузьма-Демьян, сравняй меня позднюю с ранними!" То есть дай не отстать от тех, кто начал раньше.
  Да, ещё домолачивают хлеб, еще скрипят телеги, вовсю свадебные гульбища, но... Но сели женщины за пряжу, жмутся синицы к избам, снег лег. Зима.
 
  18 НОЯБРЯ. МУЧЕНИК ГАЛАКТИОН.
  Девицы молятся о женихах. И не потому, что девицы верят в Галактиона; да и сам Галактион не имеет никакого отношения ни к любви, ни к браку. Мучаются девушки тем, что близок филипповский (рождественский) пост - с 28 ноября по Рождество Христово никаких свадеб. А что потом будет с милым-суженым - неизвестно: на кого потом он глянет - полная неясность. Вот и творит заговОр-присушку девушка, и свечу в церкви ставит и молится.
А на улице-то, на улице! Не она, горемычная, а другая в фате садится в сани со свахою. И тысяцкий с иконою в руках садится к поезжанам (участникам свадебного поезда), и ходит дружка вокруг санного поезда со свечою в руках, бормочет заговор, ограждая поезжан от колдунов и недобрых знахарей.
Торопись, милая!
  У кого кручина, а у кого и для праздника причина. За неделю до Михайлова дня, от самых Кузьминок обходит священник с помощниками свой приход: служит молебны и поздравляет с наступающим праздником. А приход -это несколько деревень, а деревня в 20 дворов - уже большая. Кто ковригу хлеба даст, кто яиц, а кроме того, деньги — от 5 до 15 копеек со двора. Не ахти сколько, но всё-таки... Церквей на Руси много, приходы церковные поэтому малы, доходы от прихожан мизерны. И не прожить бы попу, дьячку да пономарю, если бы не знали они крестьянского дела. По наблюдениям современников, Они зачастую были лучшими земледельцами, чем крестьяне.
Но служба есть служба. Идёт предмихайловская недели, щедрая, свадебная, с праздником и сытостью на Михайлов день.


  19 НОЯБРЯ. ПАВЕЛ И ВАРЛААМ.
  День святого Павла-исповедника и преподобного Варлаама Хутынского. И снова крестьянам ничего не говорят эти имена, и ни с чем они не связаны для них. Разве что сын родился да при крещении нарекли его Пашкой или Варлаткой, тогда день ангела, а так... Ружье в руки да на охоту. Снег прошёл, заяц наследил. Самое время его взять. Попутно обращали внимание: если снег в этот день прошел обильный, то быть зиме снежной, а если река замёрзла, то как? Грудами? Или гладко? Если грудами, то к урожаю хлебов («хлеба будут груды»): а если гладко, то будет не сладко. Но это будет потом: река еще не стала, а следы заячьи - вот они! Ну, заяц, погоди!


  20 НОЯБРЯ. ФЕДОТ-ЛЕДОСТАВ.
  Пора, пора быть морозам. И опять приметы о хлебе: «Если дорога бугром (замёрзла), то и хлеб должен быть бугром». Как стрелка компаса постоянно на «севере», так мысли крестьянина постоянно о хлебе. Как же без него! Были такие семьи, которым хлеба хватало только до Рождества Христова, И тогда - сумку через плечо и иди собирать кусочки по людям, А у кого запасы зерна кончались за месяц до «нови», нового хлеба, те крестьяне считались богатыми, зажиточными, Так что круглый год и приметы, и мысли о нём, о главном крестьянском Боге — Хлебе.


 
 С днем ангела, именинники недели! 
14  ноября:  Демьян,  Иван. Кузьма, Ульяна, Яков.
18 ноября. Григорий.
19 ноября. Александр, Герман, Клавдия.
20 ноября. Кирилл, Федот.