Об этнической карте Европы 2 тысячелетия до н. э

Георгий Тележко
    Проанализировав базовую лексику основных индоевропейских языков на предмет сохраняющихся созвучий слов с одинаковыми значениями, можно получить намёки на относительно долгие близкие отношения между некоторыми из носителей этих языков. Соседские отношения предполагают необходимость общения и поддержание некоторого взаимно понятного лексикона, то есть созвучий слов с близкими значениями.

    В результате такого сравнительного анализа получилась логическая задачка со следущими условиями:
    - литовские и готские слова во множестве сходны друг с другом и тоже во множестве, сходны с латинскими словами;
    - русские и литовские слова во множестве сходны друг с другом и в несколько меньшем количестве, но тоже в заметном, сходны со словами санскрита;
    - литовские слова и слова санскрита сходны друг с другом и в несколько меньшем количестве, но тоже в заметном, сходны с латинскими словами;
    - латинские и готские слова во множестве сходны друг с другом, при этом латинские слова, хотя и в несколько меньшем количестве, но тоже в заметном, сходны со словами санскрита;
    - слова древнего вымершего языка хеттов, народа Малой Азии, чаще сходны со словами санскрита, латинского, готского и древнегреческого языков, нежели кельтских и балтославянских языков;
    - слова кельтских языков и древнегреческого языка обнаруживают лишь попарные сходства со словами других языков, как если бы в древности у кельтов и древних греков не было соседей, контачивших, помимо них, ещё с кем-то.
    Спрашивается в задаче: где, когда и кто с кем соседствовал, чтобы в описанной степени сохранялась общность базового лексикона?

    Нынешняя политическая карта Европы и Ближнего Востока не соответствует условиям задачи. Например, предки германцев могли бы контачить с предками литовцев на севере Европы, но не могли бы тогда иметь больше общей лексики с малоазиатами-хеттами, чем предки литовцев. Кроме того, предки германцев должны были бы иметь много общих базовых слов с предками русских, но и этого не наблюдается.

    Придётся допустить мысль, что этническая карта Европы и Ближнего Востока была 3 - 4 тысячи лет назад несколько иной, нежели сегодня.
    На что мы могли бы опереться? 4 тысячи лет назад хетты, достоверно, были в Малой Азии. Далее, у языка хеттов выявлена симпатия к санскриту - история, однако обнаружила в Закавказье носителей санскрита - ариев государства Митанни, восточного соседа царства Хатти, государства хеттов. Лингвист О.Н. Трубачёв "вычислил", что эти митаннийцы прибыли из области между Чёрным и Каспийским морями, населяемой племенами синдов и меотов, говоривших на санскрите.

    Предки славян и литовцев должны были обитать в этой древности по соседству с носителями санскрита. Поскольку дальнейшая история обнаруживает их к северу от Чёрного моря, да и с хеттами в базовом лексиконе у них мало общего, следует будущих балтославян поселить к северу от синдов и меотов.

    Тогда предкам латинов и германцев остаётся поселиться к югу от Чёрного моря, к западу от ариев Митанни, как раз рядом с хеттами. Поскольку их лексические связи с предками славян оказались существенно более слабыми, чем с предками балтов, предки славян должны были селиться к северу от предков балтов, то есть дальше от южных народов. Поскольку связи предков германцев с предками балтов были более сильными, чем с предками латинов, а с предками латинов - более сильными, чем с носителями санскрита, предкам германцев достаётся область к юго-западу от Чёрного моря, а предки балтов должны захватить область на Балканах вблизи Дуная. Предки латинов при этом окажутся между предками германцев и носителями санскрита.

    Чему в исторической этнической карте соответствует такое расположение носителей языков?
    Предки балтов отождествляются с фракийцами - группой племён, более тысячи лет кряду живших к западу от Чёрного моря.
    Предки германцев жили в окрестностях Трои, на территории позже возникшей Лидии, и были юго-восточными соседями фракийских предков балтов.
    Предки латинов жили рядом, в районе впоследствии возникшей Фригии.
    Хетты жили к востоку от предков латинов.
    К востоку от хеттов жили митаннийские арии (вперемешку с племенами хурритов).
    К северу от предков балтов обитали предки славян.
    Эта картина соответствует середине второго тысячелетия до н.э.

    Вторжение фрако-фригийских племён в Малую Азию в 13 в. до н.э. и последующая Троянская война с эллинами нарушили этническое равновесие в регионе. Начались переселения.

    Чем можно было бы подтвердить соответствие вышеприведённой умозрительной картины расселения носителей европейских языков и дальнейшие её изменения в сторону ныне наблюдаемой картины расселения? Южные связи санскрита проявляются в созвучии имён мифических первопредков южных народов: Веды на санскрите говорят о "Законах Ману", прародитель фригийцев - Манес, прародитель германцев - Манн, основатель I династии правителей Египта - Мен.

    "Книга захватов Ирландии" - сборник легенд об истории кельтов-гойделов - говорит о приходе гойделов в Ирландию от Азовского моря через Скифию, Египет и Испанию. Гойделы пронесли с собой слова алтайской семьи языков ("лошадь", "маленький") нигде не оседали по пути, поэтому и не имеют интенсивных языковых связей с другими народами, но зато имеют синтаксис такой же, как в древнеегипетском языке.

    Снорри Стурлуссон, средневековый исследователь древнеисландских саг, говорит, что давние предки скандинавов жили в окрестности Трои. Характерной фонетической особенностью германских языков является наличие звука [f] в тех позициях, где обычно в прочих языках имеется звук [p], например, готскому fimf соответствует древнекимрское pimp (слова со значением "пять"). Эта особенность является региональной малоазиатско-закавказской: в древнегреческих диалектах, в армянском и осетинском языках обнаруживается такая же замена. В лидийском языке было слово ciw, означающее "бог" - в древненемецкой мифологии именем Ziu звался один из верховных богов. В Малой Азии история обнаружила племена, исчезнувшие к концу прошлой эры, чьи названия, с точностью до фонетических соответствий, совпадают с племенами, именуемыми германскими в начале нашей эры: гутии-Gutones, германии-германцы, кадусии-Chatti, арии-Harios, кавконы-Chauci и др.

    Фонетические особенности малоазиатского субстрата коснулись и предков латинов. В лидийском языке не было звука [ b], ему соответствовал звук [f] - то же, в некоторых позициях, наблюдается и в латинском языке: бобёр - fiber, боб - faba. Фриги до переселения в Малую Азию называли себя бригами, по свидетельству Геродота. Возможную связь латинского quinque и армянского hing (тоже слова со значением "пять") с северно-кавказскими словами, имеющими значение "кулак" (напр., багвалинское hunk'a, акушинское Xunk', арчинское Xik'), отмечали С. Старостин и Вяч. Иванов.

    На севере Европы в конце прошлой - в начале нашей эры были обнаружены и этнонимы фракийского происхождения: треверы, трибоки и др. Как хотите, но и совпадение названия литовского города Тракай с названием болгарской области Тракия плюс совпадение названия фракийского города Пруса с названием западнобалтского племени пруссов плюс соответствие лит. kaukara "холм" (сюда же готск. hauhs "высокий") названию Кавказского хребта я не считаю случайными.

    О лексических связях балтских языков и албанского мне попался такой фрагмент:
    "Особенно впечатляющими представляются протоалбанские и протобалтийские связи, привлекшие к себе в последнее время особое внимание. Не говоря о важнейших фонетических изоглоссах, многие лексические соответствия выделяются своей характерностью. Например: алб. ligё -a f. «болезнь» «праалб. *liga), i ligё «больной; плохой» (< праалб. *ligas), i lightё «бессильный, слабый» (< праалб. *ligustas), ср. литов. lig'a, лтш. liga «болезнь», литов. ligustas «больной»; алб. mal, -i m «гора» «праалб. *malas), ср. лтш. mala «берег»; алб. mot, -i m «год; погода» (< праалб. *metas), ср. литов. *metas «время», мн. ч.: metai «год»; алб. i thjermё «серый, пепельно-серый» «праалб. *sirmas), ср. литов. sirmas, sirvas «серый».", А. В. Десницкая, "О проихождении албанского языка (Сравнительно-исторический и социально-исторический аспекты)". Эти языковые связи указывают на длительные контакты носителей балтских и палеобалканских языков, к мысли о которых мы пришли выше на основании сопоставления базовых лексиконов языков, без учёта албанской лексики.

    В конце прошлой эры среди типично славянских захоронений с кремацией на севере Европы стали появляться захоронения по южному обычаю - трупоположения, самые богатые из которых содержали парадные копья с родовыми метками известных сарматских кланов, свидетельствующие о начале переселения южных племён на север Европы - пожалуй, самый серьёзный довод в пользу истинности вышеописанной "вычисленной" лингвистически этнической карты.

    Есть и ещё доводы в пользу построенной этнической картины и её динамики.