Теория активной старости

Лена Муравьева
Теория активной старости

Трудно быть старым. Каждый день может оказаться последним. Как же жить в вечном страхе и не сломаться, не превратиться в «начинающего покойника»?

Многие люди к преклонным годам уже не ждут от жизни ничего хорошего. Годы, немощь, социально забвение…Но природа не терпит пустоты. И место хорошего занимает плохое. Благо поводов хватает, можно всласть ругать власть, рассказывать о чужих и своих страданиях, горевать о невозвратном прошлом, жаловаться на здоровье, кстати и некстати употреблять «…если буду жив»…Знакомая картина? Увы, многие из тех, кому за… капитулировали, сложили лапки, сдались и живут, хлеб жуют, ожидая своей очереди в мир иной.
Есть и другие. У них планов громадье, они не ворошат прошлое, не поминают к слову болячки, не злобствуют на политиков, олигархов, бюрократию и т.д. Они редко грустят, много двигаются, читают, думают. Но если над этим благолепием все же довлеет ограничение «в нашем возрасте…», то тренд определен. Просто в очереди в лучшую жизнь борцы стоят дальше капитулянтов.
*
Увы, избежать грустной участи не дано ни кому. Все там будем. Но зачем торопиться? Лично я хочу, разменяв далеко не первый десяток, прожить отпущенный срок так, чтобы не было мучительно больно. Ни физически, ни морально. А посему решила создать для себя теорию активной старости и готова поделиться своими соображениями с народом.
Но сначала немного о себе. Я считаю:
сдаваться никогда и никому нельзя (это мой «ответ Чемберлену» тем, кто собирается доживать свой век);
надо бороться, в любой ситуации надо сделать все возможное, невозможное и еще чуть, но при этом всегда думать, ведь лобовые атаки – далеко не единственный способ решения вопросов (так бы я сказала ярым борцам).
И, наконец, главное: самый большой друг и самый большой враг человека – он сам. Поэтому пункт первый и пока единственный моей гениальной теории: фильтруйте базар, господа. Проведите аудит своей идеологии, определите свое отношение к жизни и, если эти параметры, не способствуют долголетию, выработайте иную стратегическую директиву.
*
Вот как определили свое кредо некоторые мои респонденты.
№1. «Раньше жил, как придется. День прошел и ладно. Потом сказал себе: твоя жизнь – крепость, ты – командир, иди, защищай, вверенный объект до последнего издыхания, любые отклонения есть дезертирство, пораженчество и предательство. Для меня, военного, все сразу встало на места. Я мгновенно превратился из «начинающего покойника» в боевого офицера, собрался, сконцентрировался, пошел биться с врагом…».
№2. «Я – бизнесмен и предложил продать себя старухе с косой по самой высокой цене. Ведь дешевить – стыдно и глупо. Поэтому я исхитрился и договорился с собой»….
Удивительно, но несколько метких (попадающих в истинную цель) фраз реально способны изменить взгляды людей на жизнь и смерть. И если это происходит, народ перестает пассивно ждать траурного марша в свою честь, выбрасывает вон светлый образ старости, «зашитый» у каждого из нас в мозгу, и начинает искать варианты.
Военный начинает бороться с пораженческим настроением, отчаянием, пассивностью и превращает каждый день в Курскую битву.
Бизнесмен, разоблачив в себе аутсайдера, затевает игру своими стереотипами и исхитряется обмануть самого себя, выдавая, к примеру, за каждую достигнутую цель: выполненную зарядку, прочитанную книгу, эмоциональное равновесие – дивиденды.
*
Помните: «Победа куется в тылу». Это правда лишь отчасти. Победа, как и поражение, куются в наших головах. Залог успеха определяет идеология – система концепций и идей, выражающих отношение индивида к действительности. Поэтому каждому человеку нужно искать персональный подход к себе.
Военного взбодрило одно, дельца – другое Для какой-нибудь Марь Иванны, проторчавшей всю жизнь на заводе и света белого не видевшей от домашних хлопот, меседжем может стать идея, что без нее родные и близкие пропадут. Тогда призыв к совести, к родительскому началу, к инстинкту самосохранения своего потомства сможет пробудить стремление жить и сохранять активность с невиданной силой.
В общем же случае, подтолкнуть любого из нас к переменам, подвигам, предательству, покупкам, поступкам и прочему можно, создав мотивацию, основанную на нужной потребности.
Абрахам Маслоу – автор теория мотивации, ставшей библией бизнеса, вероятно, понятия не имел о маркетинге и полагал, что изучает человеческую природу. Попробуем и мы использовать пирамиду потребностей Маслоу в качестве рабочего инструмента теории активной старости.
На первом уровне пирамиды находится физиология, сон, секс, голод, жажда – потребности, в преклонном возрасте уже недостаточно убедительные, чтобы «рыть землю». Но нет правил без исключений. Возрастной мезальянс, чем не возможность провести старость активно и с удовольствием? Или эпоха перемен, заставляющая зарабатывать хлеб насущный к хлебу до глубокой старости.
А вот второй уровень, уровень безопасности, уже отлично работает сам по себе. Надо лишь слегка подправить меседж. Когда у человека угасает желание охранять собственную стабильность, нет возможности защититься, безразличен порядок, не возмущают ограничения, не трогают тревоги и страхи, что в старости – явление обычное, стоит сделать «перенос» и объяснить клиенту или самому себе, как сильно в случае его кончины пострадает окружение или то, что ему дорого и, таким образом, пробудить ответственность, которая сама уже активизирует резерв жизненных сил. Это случай Марь Иванны. Или старой матери сына-инвалида, которая думает: «Как я умру? А сын-инвалид на кого останется?»
Теперь посмотрим на третий уровень – потребность в принадлежности к группе и любви. Если сказать той же Марь Иванне, что без нее дом рухнет, близкие будут страдать, дальние злорадствовать, бабка встанет с больничной койки и со смертного одра, как миленькая. Во всяком случае, сделает такую попытку.
Так же срабатывает потребность четвертого уровня, дающая человеку возможность уважать себя, ощущать собственное могущество, адекватность, компетентность. Как-то одна женщина сказала старому отцу: «Папа, ты знаешь, сколько стоят похороны? Порядочные люди сейчас не умирают». И мужчина, полагавший себя человеком порядочным, ценящим в себе это качество, протянул еще семь лет, пока дочь не встала на ноги.
Кто-то возразит: бывают совпадения. Ну, сказала, ну, протянул, эти события между собой ни как не связаны. Отвечу так: хозяин – барин. Теорию активной старости я придумала для себя лично, исходя из базового постулата: каждый отвечает за себя, за качество своей жизни. Поэтому для меня связь очевидна и, как коммунист на допросе, я буду твердо стоять на том, что с помощью слов можно управлять событиями. Кто-то считает иначе? Ваше право.
Что касается пятой потребности, самоактуализации, то для начала хорошо бы уточнить сам термин.
Многие полагают, что «самоактуализация» – жизнь в согласии со своей внутренней природой, возможность быть самой собой. То есть, умеешь писать – пиши, умеешь рисовать – рисуй, или там занимайся музыкой, спортом…Однако кроме внешней социальной реализации, существует внутренняя, определяющая структуру личности. Кто-то, к примеру, любит рисковать, или умеет находить халяву, или вечно со всеми соревнуется. У каждого есть биологические, культурные, психологические качества, присущие человеку на протяжении всей жизни. Само собой, в старости многое нивелируется, гасится, но, если активизировать эти качества, то интерес к жизни вырастет обязательно. Поэтому опустившего руки борца надо заставить бороться, спасателя – спасать, прагматика – рассчитывать, хитреца – лукавить и, таким образом, научить/заставить иначе относиться к здоровью, болезням, жизни. Кстати, чтобы жить долго и счастливо надо сконцентрировать внимание не на болезнях и борьбе с ними (чем занята медицина), а на здоровье, которое можно наладить с помощью психосоматики.
*
Существует такое направление в медицине, исследующее связь между характеристиками личности и заболеваниями и предполагающее лечение при помощи психотерапии. То есть слов, которые не есть звук пустой, а, напротив, являются волшебным инструментом трансформации.
Слова творят чудеса.
Взять, хотя бы слово «болезнь». Задумайтесь над его смыслом. Но не обобщенным, из словарей, а персональным, личным восприятием.
«Для меня болезнь (определение однажды попалось в книге) – признак низкой физической культуры. Определение «физической» меня не задело. Не в пример «низкой культуре». Не желаю представлять собой образец низкой культуры. Мне нравится быть лучшей. Поэтому я здорова и останусь такой, пока буду стремиться в лидеры», – таково мое мнение. Я решила, когда вырасту, стану самой умной, самой красивой и самой бойкой бабкой на районе.
Вот примеры другого отношения:
«Я – особа амбициозная, из больно умных, потому, зная столько о старости и хворях, полагаю стыдным быть очередным сапожником без сапог».
«В нашем возрасте все болеют…»
Улавливаете разницу?
Не напрасно говорят: сначала было слово…
Слово – это не только обозначение предметов, действий, качеств. Слово обладает магической силой. Словами пишется картина мира каждого из нас. Правое и левое полушарие человеческого мозга воспринимают информацию по-разному. Правое фиксирует в сознании суть, воссоздает логику сообщения. Левое в подсознании рисует картинку и пробуждает эмоции. Причем восприятия эти далеко не равнозначны. Интерпретации подсознания, контролирующего более 90% мозга, в сотни тысяч, а может миллионы или миллиарды раз сильнее указаний сознания, и определяют поведение человека. Вот, к примеру, стол. По факту – обычный предмет мебели и только. Но ассоциативный ряд, стоящий за этим словом, куда сложнее. Это или три доски-пять гвоздей, нищета, большая семья, вечный голод или шедевр дворцового гарнитура, банкет, светская беседа, удовольствие.
Та же игра сутей и чувств заложена в слове «болезнь». По общему определению это нарушение нормальной жизнедеятельности. В персональном же восприятии любая хворь видится либо потенциальной катастрофой, либо кратким недоразумением. В итоге, получается следующее: один чихнет и внимания не обратит. Другой кашлянет и заподозрит воспаление легких. После чего, в подтверждение директивы, недуг либо исчезнет, либо разовьется. Вроде как: чихнут – чепуха, нечего чахнуть. Или вы хочете песен? Их есть у меня! Будет вам воспаление…
Увы, но в повальном большинстве люди охотнее рисуют в своем воображении негативные картинки. Особенно в ситуациях связанных со здоровьем. В этой сфере аргумент: «Вася простыл и помер…» обретает железобетонную непробиваемость. Между тем, совсем не обязательно опираться за плохие примеры. Есть хорошие. Миллионы людей поднимаются после простуды. И если кто-то один победил рак, значит, образцом для подражания должен быть он, а не другие, проигравшие битву за жизнь Васи.
*
Если задуматься, то нетрудно заметить, что отношение к болезням в нашем обществе радикально неправильное. Народ не считает болячки врагом, потакает физическим страданиям и даже испытывает в них потребность. Вспомните детство. Простуда, температура тридцать семь и два, можно не идти в школу, лежишь в постели, читаешь, смотришь телек, вокруг прыгают родные, кормят, поят, жалеют, заботятся. Красота. Так с раннего возраста формируется внутренне разрешение болеть. Потом с возрастом возникает стремление повторить понравившуюся ситуацию. И тут обнаруживается масса еще более приятных моментов. Страждущим не приходиться бороться за существование, нет нужды отвечать за безопасность, заслуживать любовь – все достается бесплатно, безвозмездно, на халяву от более сильных членов стаи. Но и это еще не все. С помощью болезни народ сплачивается, сдруживается, утверждается. Прислушайтесь, как старики, да и молодые, обсуждают свои проблемами со здоровьем.
«У тебя высокий сахар? – И у меня высокий сахар?» – Все! «Вот и встретились два одиночества. Развели у дороги костер». В этом костре ребята и спалят друг друга. Перед тем власть нагулявшись по третьему «этажу» (общение) пирамиды Маслоу.
«Представляешь, температура тридцать восемь и пять! Давление: сто девяносто на сто тридцать! Был под наркозом десять часов!» – Ура! Рекорд установлен! Честь и хвала чемпиону четвертого уровня пирамиды Маслоу (самоутверждение).
С помощью недуга можно забраться на самый верх пирамиды потребностей и даже достичь внутренней гармонии. Больной борец создает себе большую болезнь и меряется с ней силой. Спасатель с упоением спасает себя, создавая для того бесконечные поводы. Любитель все знать болеет интересно и увлекательно, познавая новую информацию. Натура эмоциональная отдается недугу со страстью, переживая столько, что любая мыльная опера меркнет и тускнеет.
Кроме того стоит учесть и внешнее влияние. Любая болезнь собирает массу зрителей, оваций, славы. Не говоря о близких, которые по определению должны окружить больного заботой и вниманием, задумайтесь, как одобрительно общество относится к больным людям. Тех, кто вырвался из цепких лап болезни, считают героями! Мучениками слывут те, кто страдал всю жизнь! Сколько пафоса вызывают годы, проведенные на больничной койке. И как мало уважения и внимания достается просто здоровым, бодрым, активным людям. Не мудрено, что люди болеют. И старятся. Ведь старость – та же болезнь. Которую теперь уже лечат. Но зачем лечиться? Давайте попробуем не болеть старостью.

Елена МУРАВЬЕВА