Тамара Костомарова - диалоги с Николаем Иваненко

Познавшие Вечность
Не помню, кто из нас первым зашёл на страничку друг к другу, да это и неважно. С первого взгляда на фото я поняла, что передо мной – добрый, искренний и порядочный человек. В его публикациях сразу же привлекла рубрика «Биографичное», ибо эта тема актуальна и для меня тоже, тем более, что я долгое время занимаюсь исследованием истории семьи моего прадеда. Я начала читать автобиографическую повесть (это было в декабре 2010 года) и не могла оторваться: настолько интересной и, порой, трагической оказалась жизнь автора. По мере погружения в содержание произведения, я поняла, что Николай – ещё и замечательный литератор с редкой способностью подачи реального жизненного материала в прекрасной литературной огранке.

По прочтении состоялся наш диалог:

- Очень ценные воспоминания, Николай, - написала я в отзыве на первую главу. - Действительно, раньше мы не задумывались о своих корнях, не принято было, – наверное из-за того, что во многих семьях были раскулаченные и репрессированные. Старшее поколение боялось и молчало, а младшее не расспрашивало. Теперь и я, заинтересовавшись этой проблемой, тоже пишу о ней. Пишу, что знаю. Только – так же, как и у Вас, – уже нет тех, кто мог бы пролить свет на белые пятна.

- Да, Тамара, нужно хотя бы свою жизнь описать, чтобы потомки знали, что они не безродные, - ответил Николай, и этот ответ сейчас звучит символично.

- В который раз убеждаюсь, - продолжаю я после второй главы. - Что у каждого из нас есть что сказать о собственной жизни. Ваши воспоминания – тому подтверждение. Они правдивы, как сама жизнь, написаны хорошим, литературным языком, воспринимаются легко, концентрируют внимание. Очень рада, что мы снова встретились на просторах Прозы ру.

- Литературный язык, о котором Вы упоминаете, – это в смысле правильный русский (государственный) язык. Это у меня со школьных времён. Но он у меня всё-таки не поэтический, не красочный, не насыщенный, как у других, настоящих писателей. (Скромностью Николая можно только восхититься!). Впрочем, кто как может. Меня тоже читают, и я этим доволен. Надеюсь, что мы ещё не раз встретимся.

- У Вас насыщенный реализмом язык, – яркий и образный, так что не умаляйте своих достоинств.

И далее – после прочтения пятой главы:

- Сколько же Вам пришлось пережить, Николай, – не приведи Бог...

- Тамара, спасибо за сопереживание! Как видите, я до сих пор жив и, Слава Богу, относительно здоров.

- Мне всегда были интересны мемуары, - пишу я в отзыве на 14-ю главу, - вот и Ваши прочла с интересом. Свои тоже есть, но не решаюсь пока выставить.

- Спасибо, Тамара. Мои мемуары ещё далеки от окончания.
А почему Вы не решаетесь написать о себе? - Пишите, не стесняйтесь, слишком острые углы сглаживайте.

- Я так и поняла, что Ваши мемуары ещё не окончены, поэтому жду продолжения. Мои воспоминания – те, что уже готовы, основаны на переписке с моим отцом (у него была другая семья), и по времени это, примерно, от 15 до 19 лет моего возраста. Но представят ли эти воспоминания интерес для читателей?..

- Дорогая Тамара! Я не задавался вопросом, будут ли интересны читателям мои мемуары, в особенности воспоминания маленького мальчика. Но, как видите, их читают и даже пишут приятные для меня отзывы. Вы напрасно мучаетесь. Успехов Вам на этой стезе!

Таким образом, мои воспоминания появились на странице, благодаря вдохновляющему и доброму благословлению замечательного, чуткого,  отзывчивого и прекрасного человека и автора Николая Иваненко.

В небольшой личной переписке, в 2011 году, я попросила Николая подробнее рассказать о себе: кто он, откуда. На что в шутливой форме он ответил:

- Я родился в России (Краснодарский край), родной язык русский, по
паспорту русский, живу в русскоязычном Крыму (Феодосия), но увы – подданный Украины. Что поделаешь?! Хохол Хрущёв приписал Крым к Украине, а "поддатый" Ельцин окончательно закрепил Крым за Украиной. Теперь и я стал Хохлом.:)))))

- Да Вы всё равно наш, советский!:), - ответила я. - По Вашей автобиографии я помню про Крым, просто подумала – может, переехали… Как-нибудь побываю у Вас и наверняка увижу продолжение Ваших мемуаров.

Продолжение неоконченных мемуаров Николая Иваненко я прочла уже после того, как его не стало. К сожалению…

В рубрике «Миниатюры и короткие рассказы» у Николая есть новелла «Немного о душе». Она и раньше произвела на меня неизгладимое впечатление, но сейчас… Сейчас каждое её слово вошло в моё сердце по-иному.

«Есть в жизни радость, – та радость, от которой душа расправляет ослепительно белые, лёгкие крылья. Тогда она заполняет все твои клеточки. Ты чувствуешь её присутствие во всем теле. Тебе всё по плечу – любые, недостижимые цели. Твоё тело легче пуха. Ты счастлив! Это чувство наивысшего состояния души известно каждому влюблённому. Значит душа – это любовь?..»

«Значит душа – это любовь...»  - откликнулась Тамара Брославская-Погорелова. - Человек большой Души – это непременно любящий, добрый, внимательный, отзывчивый человек. Спасибо Вам за тему, наведшую на полезные размышления».

Сегодня, 13 ноября 2013 года,  свой отзыв на новеллу написала и я.

«Говорю Вам СПАСИБО, Николай.

Спасибо за Ваши прекрасные и символичные слова, за их проникновение в наши сердца, за то, что благодаря доброму и чуткому СЛОВУ, Вы всегда с нами.

Верю, что Вы видите и слышите нас...»

Тамара Костомарова