37. Дружба дружбой, а служба службой

Сергей Маслобоев
37.ДРУЖБА  ДРУЖБОЙ,  А  СЛУЖБА  СЛУЖБОЙ.

   -Проскурин! Узнал в штабе, кто дежурным по части заступает?
   -Так точно, товарищ старший сержант.
   -Кто?
   -Капитан Пассика.
   -Ну, ёлки зелёные. Не было печали, так черти накачали,-
уж с кем, а с этим не только стоять наряд, но и встречаться-то лишний раз не хотелось. Завтра мужики должны со стройки вернуться, а тут, не дай бог, ещё пакость какая-нибудь произойдёт. Человек был уж слишком липкий. Подчиненные для него существовали лишь в том смысле, в каком можно на их спинах делать собственную карьеру. Начальство же он просто боготворил. Его официальная должность именовалась начальник штаба первого подразделения. Штаба в подразделении не было, а начальник штаба был. Можно себе представить такое? Умеют же устраиваться люди. Да и куда было его девать? К технике на пушечный выстрел не подпускали, потому что не только необразован, но и туп был до безобразия. Кстати, это – мнение самих офицеров РТЦН.
     Ну и хрен с ним. Пассика, так Пассика. Дело-то привычное.
     На инструктажах Татеев лютовать перестал. От Проскурина окончательно отцепился. Про меня и говорить нечего. Стариков он обычно не трогал. Пополоскав для порядка мозги солдатам, отпустил нас с миром.
     Сходили, как положено, в санчасть. Полковой доктор, как обычно, не взглянув ни на кого, экономил зелёнку, подписал акт о состоянии здоровья караула.
     И вот выстроились на развод. От штаба решительной походкой маршировал Пассика.
Я последний раз осмотрел своих бойцов и набрал побольше воздуха в лёгкие:
   -Штык! Примкнуть! Равняясь! Смирно! Для встречи слева на кра-ул!
Печатая шаг, пошёл навстречу. Не доходя до него двух шагов, остановился:
   -Товарищ капитан! Караул и суточный наряд на развод построены. Начальник караула, старший сержант Маслов.
     Начался тщательный осмотр каждого, стоящего в строю. В руках дежурного по части замелькала металлическая линейка, предназначенная для того, чтобы измерять и сравнивать с уставом расстояние от нижнего края шинели до земли. Неизвестно, сколько бы это могло продолжаться, но тут на плацу появились два полковника.
     Ещё с утра весь городок знал, что к нашему командиру полка с Дальнего Востока приехал друг, командир такого же зенитно-ракетного полка. Старшие офицеры подошли к строю. Пассика в позе прачки приставлял свою дурацкую линейку к шинели очередного солдата и, не заметив начальства, команду не подал. Я же промолчал умышленно. Для начальника штаба первого подразделения такой промах мог обернуться инфарктом. Но высоких командиров сейчас видно строевые условности не интересовали. Если наш полковник был в норме, то дальневосточник явно подогрет, как следует. Ну и что же? Дело обычное. Друзья встретились.
   -Вы – начальник караула?-
обратился дальневосточник ко мне.
   -Так точно! Начальник караула, старший сержант Маслов.-
Вытянулся я.
   -А как у вас, товарищ старший сержант, построена система паролей для смены в караульном помещении?-
у полковника было явно хорошее настроение.
   -Как обычно, товарищ полковник. Пароль и отзыв – название городов. Например: Одесса – Курск или Ленинград – Москва,-
вообще-то кому нужны эти пароли? Все начкары прекрасно знали друг друга.
   -Ну, это – консерватизм,-
повернулся он к дежурному по части:
   -Придумали бы что-нибудь новенькое, оригинальное, чтобы противнику разгадать было сложно.
   -Брось чудить. Пошли,-
потащил наш командир полка своего друга за локоть.
     Ну, пошутил человек и ладно. Так бы отреагировал кто угодно. Кто угодно, но только не Пассика.
   -Есть! Товарищ полковник! Подумаем,-
закричал он вслед начальству, прогибая спину.
     Творческая идея запала капитану в душу. Даже, так любимое им прохождение строем караула и наряда по плацу, на этот раз было скомкано.
     Сменив в караулке батарею, начали править службу и о разводе быстро забыли. Ночь шла, как обычно. Единственное удивляло, что до утра окно комнаты дежурного по части было ярко освещено.
   -Чего этому дураку не спится?-
пожимал плечами Проскурин, докладывая мне после каждой смены.
     Утром позвонил с вышки часовой:
   -Товарищ старший сержант, наши со стройки вернулись. Машины через КПП проехали. У штаба остановились. И тут же затрещал зуммер полевого телефона.
   -Лёха, Пассика к тебе направился,-
скороговоркой выдал дежурный по штабу сержант и сразу же повесил трубку. У меня даже не было времени поблагодарить за предупреждение. Раздался звонок. Мы с Проскуриным схватили оружие и выскочили на улицу. У ворот стоял Пассика. Рядом с ним раскачивался, безуспешно пытаясь сохранить устойчивое вертикальное положение, Андрюха без ремня.
   -Вот! Начкар! Принимай друга на содержание,-
злорадно захихикал дежурный по части.
     Заперев за сержантом Барановым дверь камеры, я положил ключ в карман и, проводив капитана до выхода, посмотрел, как он пошёл к штабу. Потом, быстро вернувшись, выпустил Андрюху, и мы вместе уселись в комнате начкара.
   -Где это ты так?-
не смотря ни на что, мне было приятно снова увидеть друга.
   -Когда ехали, у переезда застряли. Пивка попили,-
ему сейчас все люди были братья.
   -Да! Одним пивком тут не обошлось,-
смотреть на него без смеха было невозможно.
   -Чего прицепился? Лучше бы пожрать чего-нибудь сварганил,-
ему, наконец, всё-таки удалось принять устойчивое вертикальное положение.
     А через пять минут Андрюха, слопав мой доппаёк, выпив графин воды и укрывшись моей шинелью, храпел в комнате начальника караула так, что даже крысы перестали нас беспокоить.
     Караул уже подходил к концу, когда опять звякнул зуммер телефона.
   -Лёха! Пассику встречай,-
быстро проговорил дежурный по штабу и отключился. Я пинками поднял Андрюху с моего топчана и погнал в камеру. Он, подлец, по дороге успел осушить ещё один графин воды.
   -Товарищ капитан! За время несения службы в карауле происшествий не случилось,-
встретил я дежурного по части у входа.
   -Откройте камеру, товарищ старший сержант,-
прошёл он мимо меня.
     Андрюха со страдальческим лицом сидел на корточках в углу.
   -Баранов! Командир подразделения будет сам с вами разбираться. Сейчас приказано вас отпустить. И почему он только возится с такими разгильдяями?-
капитан зло засверкал глазами. Андрюха медленно поднялся, сделал шаг к выходу и вдруг во всю глотку заорал на меня:
   -Сволочь! Друг называется. Ни глотка воды! Ни крошки с утра во рту не было! Отопление в камере отключил!
Меня парализовало от такой наглой неблагодарности.
   -Я всегда знал, что старший сержант Маслов – принципиальный командир,-
уважительно посмотрел в мою сторону дежурный по части.
     Но приключения этого дня ещё не закончились. Через десять минут после того, как выпустили Андрюху, опять раздался звонок. У ворот в присутствии капитана Пассики два солдата держали под руки в хлам пьяного прапорщика Поперечного. Шинель на нём отсутствовала. От рубашки остались одни клочья. Ботинки были обуты не на ту ногу.
   -Коля! Родной! Где тебя так?-
посочувствовал я ему уже в камере.
   -Лёха! Бля! За женщину заступился,-
всё-таки узнал он меня, когда, засыпая, сползал по стенке.
     Вот и последний звонок. Нас пришёл менять караул второй батареи. Не успел я открыть дверь, как новый начкар сержант Гулиев упал прямо на пол в коридоре и забился головой о доски в припадке истерического смеха.
   -Да, что с тобой, Гулик?-
тряс я его за плечо. Но он не мог вымолвить ни слова. Потом, усилием воли как-то взяв себя в руки, протянул мне парольный бланк.
     Да! Ёлки зелёные! Не зря у дежурного по части капитана Пассики всю ночь горел в комнате свет. Думал человек долго и основательно. Чтобы можно было ощутить всю стратегическую широту полёта офицерской мысли, цитирую написанное на бланке дословно.
     ПАРОЛЬ: Вы здесь не видели бабушку с двумя мешками?
     ОТЗЫВ: Только что уехала на попутной машине.
Теперь настала моя очередь в припадке истерического смеха биться головой о пол.