Джон Гилл. Прощальная проповедь Павла

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПРОЩАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ ПАВЛА

 А теперь, братия, предаю вас, Богу и слову благодати Его, что может назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
Деян.20.32

Этот отрывок является частью последнего слова апостола Павла к старейшинам церкви в Ефесе, которых он собрал вместе перед своим уходом. Он был выдающимся примером Божией благодати, которой он был причастником, и дивным проповедником ее. Его дело было главным образом в языческом мире, большую часть которого он объездил, и, куда бы он ни пришел, он проповедовал Евангелие благодати Божией. Тысячи душ были обращены через его служение, и трудно сказать, сколь многие церкви были насаждены его руками. Завоевания, которые он совершил силою благодати, были гораздо больше, чем дела Александра или Цезаря,  а теперь он возвращается в Иерусалим, как триумфальный завоеватель, с успехом сражавшийся за Господа в далеких краях. И по пути туда он созывает старейшин церкви в Ефесе и объясняет им, почему он не упустил ничего, что им было полезно, не хитрил и ничего не скрывал из своих принципов, но делал все открыто и возвещал всю волю Божию, и так, чтобы это было ясно всем. Он делал это открыто и публично, призывая евреев и эллинов к покаянию перед Богом и вере в Господа нашего Иисуса Христа, и хотя он шел на любой риск для своей жизни, ничто не могло сломить его; при этом он не рассчитывал даже сохранить свою жизнь, и думал только о том, чтобы завершить свой путь с радостью, как и служение, которое он принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И  зная, что те, кому он проповедовал, и чьим душам он был полезным, не увидят больше лица его, он берет их как свидетелей его верности, и чтобы подтвердить свою заботу о них до последнего, он советует им внимать себе и всему стаду Божию,  и заверяет их, что после его отъезда придут лютые волки, не щадящие стада, и что возникнут некоторые даже между ними самими, что будут говорить превратно, дабы увлечь учеников, пришедших после них. И теперь, совершив дело служителя в доброй совести и не имея более возможности заботиться о них как верный пастырь, он предает их снова в руки Того, Кто сделал их Своими, и уходя, говорит им то, что я прочел:  "а теперь, братия, предаю вас, Богу и слову благодати Его, которое способно назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными". Здесь я вижу три вещи.
I. Ласковое имя "братья", которое он дает им.
II. Пример его отношения и привязанности к ним:  предаю вас, Богу и слову благодати Его.
III. Мотивы, которые побудили апостола к этому.
I. Он называет их братьями. Это был обычный и привычный способ говорить среди евреев. Всех, кто принадлежал к их стране и народу, они могли называть братьями, даже если между ними и не было уз кровного родства. Таким образом, апостол Павел призывает всех евреев, которые для него соотечественники, братья и близкие по плоти, о спасении которых его главная забота, хотя мы не должны полагать, что он ограничивал спасение лишь своим народом. Так же Стефан начинает свою речь таким образом: "Мужи, братия и отцы". Возможно, из этой  обычной манеры говорить среди евреев изначальные святые взяли это название, и усвоили его друг  другу. Иногда это обращение к верующим, которые являются только частными лицами в общинах, в отличие от апостолов и пресвитеров, как сказано: "апостолам и старейшинам, и братиям приветствие, братиям из язычников в Антиохии". Павел упоминает здесь старейшин либо потому, что они были причастниками той же благодати, к которой они были призваны вместе с остальными верующими, либо же по причине их служения, как соработников в винограднике Господа. И здесь можно наблюдать смирение апостола, который далеко превосходил их в дарах, служении и пользе. Его дары были, без сомнения, гораздо больше, чем у них,  его служение было исключительным, как апостола язычников, и его польза намного превысила их пользу. Но он не относится к ним надменно, а ставит себя на один уровень с ними, и называет их братьями, подражая своему Господу и Учителю,  Который, будучи той же природы с нами, не стыдился называть нас братьями, хотя  сам Он есть Господь всех.
II. Вот пример его отношения к ним, и привязанности к ним, которая проявляется в его высоком отношении к Богу и к слову благодати Его.
Мы не должны предполагать, что в этой похвале апостол имеет в виду только старейшин, но не всю Церковь. Она адресована как служителям Церкви, так и ко всем людям, способным воспринять то, что апостол хочет сказать им. Здесь есть три вещи, которые будут рассмотрены нами.
1. Люди, к которым обращена эта похвала.
2. Кому апостол предает их.
3. Чем вызвана благодарность апостола, которую он оказывает святым.
Во-первых, скажем о людях, которых он предает Богу и  слову благодати Его.
1. Они высоко ценят Бога, Отца своего; апостол же предает их Его милости, мудрости и силе. Его милости они приносят свои нужды; он же призывает их к исполнению каждой обязанности их. Такая похвала должна подобать и служителям, и простым верующим. Ибо первые, несмотря на все свое научение и дары, недостаточны для их работы без Божией благодати. А простым верующим, среди   всех своих испытаний и скорбей, следует обратиться с прошениями к Богу, сидящему на престоле благодати, чтобы Его благодати было достаточно для них и чтобы они всегда видели хотя бы в какой-то мере, что Он сделал доброго и благого для них. Именно такую похвалу вы можете найти в Деян.14.23-26. Они также высоко ценят Его мудрость и Его совет, которые направляют их во всех отношениях. Такая похвала является правильной и достойной и для старейшин, и для других. Старейшинам необходима мудрость, сходящая свыше, чтобы вести себя правильно в церквах живого Бога. Все верующие, кроме того, по самому своему состоянию не должны опираться на свое понимание, но доверяться Богу, Который обещал направлять их на всех их путях. Они должны принять Его слово, руководствоваться Его советом и Его мудростью, потому что путь человека не в нем самом, и не в его власти "давать направление стопам своим". Кроме того, святые хранимы силой Божией, которая спасает их. Ибо только так они вообще могут быть спасены, будучи слабы и склонны к падению. Поэтому они должны принять слово "Того, Кто способен удержать их от падения, и представить их безупречными пред престолом славы Своей". Именнно это они должны делать, чтобы Он удержал их от грехов,  ошибок и ересей, которые вновь поднялись сейчас. Они должны молиться вместе с Иависом, чтобы Бог сохранил их от зла, и им не терпеть горя: не только от зла наказания, но от зла греха, который приносит его, которым они бесчестят Бога и наносят раны своим душам.
Не следует думать, что мы в состоянии устоять сами, если нас уносит. Самый сильный верующий, который имеет самую большую меру благодати, если Бог уйдет и  оставит его, и не предоставит ему свежую меру благодати Своей, не сможет, со всей благодатью, которую он получил, противостоять козням мира, искушениям сатаны и повреждениям своего сердца. Мы всегда должны подозревать наши сердца, и не возлагать никакого доверия на них. Ибо кто может понять свои ошибки? Поэтому мы должны молиться вместе с Давидом, чтобы Бог очистил нас от тайных, и удерживать нас, чтобы лукавый не обладал нами.
Святые должны посвятить себя Богу, чтобы удержаться от ошибок и ересей, и святые, упомянутые здесь, так и поступили. Очевидно, что апостол имел это в виду в связи с тем, о чем он говорил в предыдущих стихах, а именно, что среди них появятся "лютые волки" и люди, которые будут "учить превратно", и они должны увлечь учеников за собой, а потому он предает святых Богу, чтобы Он удержал их от падения. Он взывает к Тому, Кто способен сохранить их в безопасности для их наследия, когда лжеучители и те, кто последовал их разврату, "навлекут сами на себя скорую погибель". Хотя избранные Божии не могут быть сбиты с пути полностью и навсегда, их тоже подстерегает обольщение и они могут потерять стойкость в учении веры, а потому они не должны, как дети, "бросаться туда и сюда, со всяким ветром учения", и слава Богу, если с ними это не так. Самые крепкие в учении веры святые могут полагаться на свои силы и считать себя стойкими, но пусть они, сознавая свою слабость, предоставят себя Богу, Который способен удержать их от зла и заблуждений, царящих в мире.
2. Апостол предает их слову Божественной благодати, под которым я понимаю не Евангелие, или написанное слово, но Господа Иисуса Христа, Который часто называются в Писании ;;;;;, или Слово. Иоанн упоминает Христа под этим именем или названием во всех своих книгах, в своем Евангелии, в своих посланиях, и в своем Откровении. Он использует его в своем Евангелии с самого начала: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Здесь он явно заявляет о Его Божестве, вечности и равенстве с Отцом, и что Он есть Личность, отличная от Отца, и мы не можем быть в недоумении, какое Лицо в Троице, ибо он говорит нам, что "Слово стало плотию, и обитало с нами". Также говоря о Христе под этим именем, Иоанн в своем послании пишет о том, "что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, и что осязали руки наши слово Жизни" (1 Иоан.1.1). Христос был от вечности с Отцом, но явился во плоти, и апостол сообщает нам, что это была не мнимая, а реальная плоть, которую Он взял на Себя. Это он доказывает против некоторых еретиков того времени, упоминая природные чувства, зрение, слух и осязание: они слышали Его слова, они видели, как Он ходит, ест и пьет, могли прикасаться к Нему, и таким образом, знали, что Он принял реальное тело, а не был призраком. Иоанн называет его Словом жизни, потому что Он и есть сама Жизнь, Автор и Творец ее. В 1 Иоан.5.7 он обращает внимание на Трех, свидетельствующих на небе, что они есть Отец, Слово и Святый Дух, и, что эти Три суть едино.  Так и в его Откровении он неоднократно говорит о Нем как о Слове: он говорит нам, что он свидетельствовал "слово Божие и свидетельство Иисуса Христа" (Откр.1.2), и в 19.13 он представляет Христа как триумфального Завоевателя, и говорит, что Его имя есть Слово Божие.
Причина, почему Иоанн использует это имя, ясна, потому что оно было хорошо известно евреям и часто использовалось в их Таргумах. Часто считается, что Логос - это термин, используемый Платоном и его последователями и выражающий нечто Божественное, и поскольку Эбион и Керинф, с которыми был знаком Иоанн, понимали философию Платона, он мог использовать этот термин в прямом значении, ради тех, от кого он получил его. О философе Амелии говорили, что, когда он прочел пролог Евангелия от Иоанна, он воскликнул: "Этот варвар имеет в виду то же, что и наш Платон, когда пишет: в начале было Слово".  Но я склонен думать, что истинная причина, по которой Иоанн использует его, другая, и она свойственна не только ему, но используется и другими вдохновенными авторами Нового Завета. Так Лука (1.2), упоминает Христа как Слово, когда он говорит об учениках как об "очевидцах и служителях Слова", которые с гораздо большей уместностью могут быть названы свидетелями Христа (2 Пет.1.16), чем Евангелия или письменного слова. И кажется очень уместным, что Лука, намереваясь написать историю жизни Христа и Его дел, должен в своем предисловии Феофилу напомнить о Его имени, деле и характере как о Слове. Апостол Павел также мог использовать это понятие в данном смысле в Евр.4.12: "Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные". Все это, я думаю, не так применимо к письменному слову, как ко Христу. Он ;;; ;;;;; ;; ;;;, живое слово Божие, или Слово Божие, которое живет, говоря буквально. Именно это Слово стало плотью и претерпело смерть.  Он был мертв, но, как сам говорит, "сейчас жив, и жив навеки". Он живое Слово, или Слово Жизни. Кроме того, Он может с полным основанием сказать, что Он слово живое и действенное, ибо в Своей смерти и страданиях Он  "силен, чтобы спасать", и теперь Он пребывает в Своем ходатайстве по правую руку от Отца. Он также острее всякого меча обоюдоострого, когда Он придет, чтобы судить мир в последний день. Так Он проникает  до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Затем Он осветит скрытое во мраке; и пусть мир знает, что Он есть Тот, Кто испытует сердца, а это, я думаю, не может быть сказано о письменном слове. Следующий стих, тесно связанный с предыдущим, являет Его еще более четко: "И ничто не сокрыто   в Его глазах, но все обнажено и открыто пред глазами Того, кому мы дадим отчет". Это явно Личность, а не вещь; Он всеведущ, и Ему  мы должны дать отчет в день суда; эта фраза вообще выделена - ;;;; ;; ;;;; ; ;;;;;, Которому мы должны дать отчет. Но Кому мы дадим его? Не письменному слову, но Богочеловеку и Богу. Так говорит апостол: "Итак каждый из нас даст отчет Богу" (Рим. 14.12). Как служители мы несем ответственность за нашу проповедь Слова, и слышание ее вами, но мы отчитываемся не перед письменным словом, но перед Христом, Живым Словом. Далее Он назван Первосвященником, Христос, Слово в нашей природе, и в ней Он принес Себя в жертву как наш Первосвященник, Который прошел небеса, и всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас. Апостол использует это в качестве аргумента для верующих "крепко держаться своего исповедания" и "приходить с дерзновением к престолу благодати", за тем, чего они хотят. И, как апостол использует его в этом смысле здесь, так, я полагаю, и в словах этого текста. Вот тому причины:
1. Потому что святые никогда не сами за себя, и не за других, в жизни и в смерти, но всегда в Божественной Личности. Это понятие предполагает взятие Другим лицом или предметом заботы о них, ответственности и защиты. Но никто, кроме Божественной Личности, не способен ни взять на себя заботу о святых, ни отвечать за них, и они не могут доверять никому более. Они предают свои души Богу, как верному Создателю, и пребывают в Нем в полном удовлетворении и покое, как апостол Павел мог сказать:  я знаю, в Кого уверовал, то есть Кому я доверяю свою бессмертную душу и вечное спасение, "и я уверен, он в состоянии сохранить мой залог на день оный" (2 Тим.1.12). Он знал, Кому он посвятил себя, и мог сказать об этом другим. Имея опыт заботы Христа, Его верности и могущества, он мог здесь высоко ценить Его с величайшей радостью и удовлетворением. И как в жизни, так и в смерти святые предают себя лишь Богу, в подражание Христу, который в Свои последние мгновения сказал: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой".
2. Поставить письменное слово на одном уровне с Божественным Существом не является достойным. Предание святых письменному слову наравне с Самим Богом есть умаление славы Его и усвоение слишком многого письменному слову, но это полность. подобает Христу, Живому Слову, ибо "Он, будучи Божиим, не почитал хищением быть равным Богу", и это выражает поклонение святых в равной степени  Христу, как и Богу Отцу, и это не умаление славы Отца и не воздание Христу более Его, или более того, что Он сделал, но это та похвала, которую делает само Евангелие.
3. Ибо никогда в целом книга Священного Писания, насколько я заметил, не почитается святыми так, как Тот, о Ком она. Письменное слово обращено к святым, но оно не заботится о них; они находятся в руках и в любви Христа Иисуса.  Мы часто читаем, что Бог дарует письменное слово святым и особенно служителям Своим (2 Кор.5.19, 1 Тим.1.11-18, 6.20, 2 Тим.1.14.2.2), но нигде святые не привержены самому письменному Слову. 
4. Ибо то, что здесь приписывается Слову, лучше подходит ко Христу, чем к Евангелию, а именно: что оно "способно назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными". На это можно сказать, что святые здесь предаются Богу как действующей и Евангелию как инструментальной причине их созидания в наследии; насаждаемое слово, как говорится, "в состоянии спасти нас", и вдохновенные Писания "в состоянии сделать нас мудрыми ко спасению". Следует признать, что Евангелие, в руках Духа, является инструментом созидания и возвышения святых. Но тогда Христос является величайшим Зодчим, Он строит храм, и Он несет его славу. Евангелие, действительно, суть карта, которая показывает нам, где лежит наше наследие, и указывает нам правильный путь к нему, но Христос Тот, Кто дает его, и вводит нас во владение им. Поэтому если мы понимаем Евангелие так, то мы понимаем Христа гораздо выше его, и по этой причине, наряду с другими, упомянутыми выше, я предпочитаю последнее. Эти слова могут применяться с помощью аналогии веры и иначе, на чем настаивают Гроций и другие; согласно им, они могут быть прочитаны так: "А теперь, братия, предаю вас Богу, Который, по слову благодати Его, может назидать вас". Но я не вижу никаких причин, или необходимости, предположить такую фигуру в тексте, когда он придает словам гораздо более благородный смысл и без всякой аналогии веры. Толкование, которое я даю этому тексту и некоторым другим уже упомянутым, не является новым, но приводилось и одобрено некоторыми лучшими богословами. Поэтому исходя отсюда, будет надлежащим узнать эти две вещи: почему Христос назван Словом; и почему Он Слово благодати Божьей.
1. Почему он называется Словом. Некоторые думают, что Он называется так, потому что Он есть Мысль, ;;;;; ;;;;; ;;;;;, рожденная от ума интеллектуально и сущностно, без страсти или движения, как  образ и представление ума, имея ту же природу с ним, и все же будучи нечто отличное от него. Так Христос рожден от Отца, сияние славы и образ ипостаси Его и имеет ту же природу с ним, хотя и суть иная Личность, чем Он. Но можно сказать, что это излишне любопытная аналогия, как, впрочем, и от других вещей в творении, хотя и выражающая дивную тайну благочестия. И, действительно, зачастую, когда мы потакаем своему собственному любопытству и даем волю нашим мыслям, мы сталкиваемся с путаницей и делаем только хуже. Ибо хотя, конечно, Христос действительно Бог и человек, и все же я боюсь, что наши идеи абстрагируются от Него как от Бога, рождающего отличного от Него Сына как Посредника, они часто приводят нас в лабиринты, и уводят наши умы от основных вещей, которые мы имеем в виду. Бог очертил границы вокруг Своего непостижимого и немыслимого Божества, когда Он   приказал приступить к горе Синай и, сойдя на нее, остерег чересчур любопытных от того, чтобы взирать на нее и погибнуть. Его воля, чтобы наше спасительное познание Его и общение с Ним были целиком во Христе и через Христа, славного Посредника. Этого для нас должно быть достаточно - того, что эта Божественная Личность, которая называется ;;;;;, Слово как Бог, пребывает с нами. Что касается тех, кто отрицает это, они не стоят к Нему ни в каком отношении, но  должны рассматриваться как враги Личности Христа и Его славы. Я скорее думаю, что он назван Словом, от некоторых действий, которые Он совершил и продолжает совершать. Евреи в Таргумах часто понимают слово Мемра,  которон они так часто используют, как Божественная Личность, и кажется простым и неоспоримым, что также именуетсся и обещанный Мессия. Я могу привести здесь лишь одно место из многих, где так говорится: "но я помилую дом Иудин, и спасу их в Господе Боге их" (Ос.1.7); по Таргуму так: "Но я помилую дом Иудин, чтобы выкупить их по Слову Господа их".
Теперь я полагаю, что ясно, почему Христос называется Словом.
1. Потому что Он говорил о Своем народе в совете мира, и заключил завет с Отцом о нем. Он представил Себя и, по сути, сказал: Я буду Поручителем за них, с Меня Ты взыщешь за них. И хотя Ты уверен, что они будут падать в глубины греха и страдания, и ввергнут себя в глубину зол, и заслужат Его кары, тем не менее Я принесу их Тебе и представлю во всей славе, в которой Я рассматриваю их в зеркале Твоих вечных указов, и вину их возьму на Себя навсегда. Когда в этом древнем совете способ спасения человека был согласован, Сын обратился к Отцу Своему, и изъявил готовность в соответствии с Его волей: "Жертвы и приношения Ты не восхотел; к всесожжению и жертве за грех не благоволишь". Как если бы Он сказал, что воля Твоя такова, что человек не может спастись ничем, кроме Жертвы Его собственной жизнью. "Тогда сказал: вот, Я приду (в начале книги он написано о Мне) исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10.5-7), весь завет благодати, который является одним вечным указом обо всех вещах, и, конечно, сей завет был заключен в Нем, так как Он есть Слово. Он высказался за каждое благословение, и каждое обещание благодати, в этом завете со Своим народом, и заключил завет со Своим Отцом о спасении его. У нас есть текст (Агг.2.4-5),  который говорит о Христе, как Слове, с Которым Бог заключил завет, где Господь через Аггея пророка увещевает Зоровавеля и Иоседека первосвященника, и весь народ земли к работе над восстановлением Храма, и в их поддержку говорит: "ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф", согласно Слову и завету, что Я заключил с вами, когда вы шли из Египта, "так дух Мой пребывает среди вас". Здесь упоминаются все Три Лица. Господь Саваоф есть Первое Лицо, что обещает быть с ними, вместе со Словом, Вторым Лицом ( в Вульгате - Cum verbo, quo pepigerum vobiscum), и это относится ко Христу. Также Дух Мой, Третье Лицо, "пребывает среди вас", чтобы совершить все это и подтвердить, что это хорошо, все, что Отец и Сын согласовали в завете.   
2. Он назван Словом, ибо сотворил все из ничего в первом творении. Моисей и Иоанн полностью согласны в их рассказе о сотворении, и для нас не будет тайной, почему Моисей так часто, в истории творения, обращает внимание, что сказал Бог: да будет так, и это было так. Ибо это был Бог Слово, что так сказал, как явствует из того, что говорит евангелист (Иоан.1.1-3), когда он говорит нам, что Слово было в начале у Бога, что все вещи были сотворены им, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Все Три Лица участвовали в создании вселенной, как ясно из Быт.1.1-3. Это Отец создал грубую неоформленную массу; Дух Божий носился над водами, и  это был Бог Слово, Второе Лицо, Который сказал: да будет свет, и стал свет. Об участии всех Трех Лиц в творении упоминает псалмопевец в одном стихе: "Словом Господним сотворены небеса, и все воинство их, и Духом уст Его" (Пс. 33.6, 9).  Здесь Иегова Отец есть Первое Лицо, Слово есть Второе Лицо, и Дух уст Его - Третье; и особое значение имеет то, что Христос есть "Тот, Кто сказал, и совершилось, повелел, и явилось", и Он назван Словом.
3. Потому что Он открывает нам ум Отца, говоря нашими словами (;;;;; ;;;;;;;;;;, prolatum). "Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил". Христос есть Слово, открывающее тайны благодати Отца и скрытые намерения сердца Его, и являет Его ум и волю сердца Его людям во все роды.  Именно Он есть Слово Господа Бога, голос Которого слышал Адам в саду, когда Он говорил ему: где ты, и то же Слово Господа продолжало Свою речь к нему, его жене и змию, и дало первое открытие благодати падшему человеку. Именно Слово говорило к патриархам и пророкам всех времен, раскрывая им все больше ум и волю Бога; но никогда так полно и ясно, как и когда оно стал плотию, и обитало с нами. Ибо тогда "Бог, многократно и многообразно говоривший в прошлые времена отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне"; Он как Слово возвестил Свой гнев и суд и дал самое ясное раскрытие  благодати Его, что когда-либо было.
4. Он Слово, что сейчас выступает за нас в суде небес. Он является в присутствии Бога  и ходатайствует за нас; Он  требует благословения благодати для нас, как плода Его смерти; Он молится за нас и отвечает на все обвинения. Его кровь говорит лучше за нас, чем кровь Авеля.
Именно по этим причинам Христос назван Словом.
(1). Потому что в Нем в высшей мере явлена милость Отца к бедным грешникам. То, что Бог соделал Его Спасителем и послал Его, Сына Своего Единородного, не пощадив Его, но предав в руки правосудия, выражает Его любовь ко грешникам и являет всепревосходящее богатство благодати Его.
(2). Потому что было благоугодно Отцу, чтобы в Нем обитала вся полнота благодати. Святые созерцают Его как Слово, полное благодати и истины, сттобы радоваться в Нем, и получить от полноты Его благодать на благодать.
Во-вторых, сам этот акт есть передача обязательство заботы, хранения и защиты Другому, со всеми Его силами и верностью. Таким образом, апостол предоставляет святых заботе Бога, Отца и Сына, будучи уверен в могуществе и верности Его. И он усваивает обоим Лицам не только равную силу и достоинство, но и равную заботу о братьях. Это следует рассматривать как молитву мудрого, как выражение желания души, что Бог, и Слово благодати Своей, возьмет их под Свою защиту и сохранит их в безопасности к славе. Или же это совет и направление, Кому они должны следовать и от Кого ожидать утешения, поддержки и безопасности. И это так похоже на советы, которые Павел дал Тимофею, когда он сказал: "сын мой, будь силен в благодати, которая во Христе Иисусе". Пойдем далее.
В-третьих, отметим мотивы, которые побудили апостола предать святых в руки конкретных Божественных Лиц. Это выражается в следующей части текста: что может назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Это может относиться либо к Богу, либо к Слову Его благодати. Я считаю, что скорее слова апостола относятся к последнему.  Я уже намекнул, что могло побудить апостола предать их Богу, а именно Его благодати, мудрости и силе, и не нужно добавлять, что Он также высоко чтит Христа, видя, что Он есть Слово благодати Божией в полноте ее. Вот две вещи, которые следует отметить как мотивы, которые побудили апостола предать их Христу, Слову благодати Божьей.
1. Потому что Он устрояет их. Служители являются инструментами в созидании святых. Они строят на основании Христовом.  Все дары и благодать Святого Духа, которые были на них возложены, даются для созидания Тела Христа, Церкви; и хотя они не имеют власти над верой людей, все же они часто благословляют их, приносят им пользу и споспешествуют их радости.  Святые также могут быть полезны друг другу, чтобы "созидать друг друга в своей святой вере"; они молятся и общаются вместе, и делятся друг с другом тем, что Бог сделал для их душ. Но Христос есть Великий Строитель. Он есть главный Зодчий Церкви, ибо "если  Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его". Он Зодчий и Он же есть Основание, на котором созидаются святые, и Краеугольный камень, что связывает их в единое целое, хотя они жили в мире в разные времена и в разных частях его, и даже в разных исповеданиях. Он Тот, Кто созидает душу и украшает ее благородной отделкой благодати. Он не только начал эту работу,  но и в состоянии закончить ее, и Он сделает это. Мы можем быть уверены в Нем, ибо Он есть Автор и Совершитель нашей веры. 
2. Другая причина, почему апостол предает святых не только Богу, но и Слову благодати Его. в том, что Христос в состоянии "дать им жребий с освященными". И вот две вещи, которые должны быть рассмотрены здесь: наследие, которое Он дает, и люди, которые ему причастны.
(1) Наследство, которое дает Христос - это небесная слава. Это наследство, о котором Петр говорит, что оно суть "нетленное, непорочное, неувядающее и небесное" (1 Пет.1.4). Это наследство не дается делами закона, оно вообще не по закону. Это правда, что мы читаем о награде наследования: но тогда это должно быть понято как награда по благодати, не по долгу. Ибо Христос дает наследство свободно. Он овладел им ради Своего народа, и Его люди, можно сказать, поставлены в распоряжение им. Он поставлен Наследником всего, и святые сонаследниками с Ним. Он дает им право собственности на него, ибо через оправдывающую праведность они получают Его достояние, и также доказательства и залог его, то есть Дух Его. Именно ради этого Он по Своей благодати дал удовлетворение за них, и вводит их в обладание им, говоря: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".
(2). Люди, среди которых они получат это - суть все освященные; это  сразу указывает на лиц, к которым они принадлежат, и обнаруживает их превосходство. Люди, о которых здесь говорится - это все те, которые освящены, то есть они поставлены отдельно благодатью Божией, и отличены от других суверенным актом любви, для осуществления этого благословения. Здесь используется то же слово, что и в Иуд.1, где апосто желает возрастания милости, мира и любви "избранным, которые освящены Богом Отцем и сохранены во Христе Иисусе, и призваны". То, чем они поставлены отдельно и отличены от других, есть избирающая любовь Отца, спасение их в руках Христа. Главы вечного Завета, несмотря на их падение в Адаме, и их многочисленные преступления, и призвание благодатью Духа ко всему, что приготовлено и предназначено для них. Или же освящены уже те, которые предназначены к освящению Духом Божиим, и это есть принцип благодати и святости, произведенный в них; через веру они соединяются со Христом, Его освящением и праведностью. По большей части святость верующего заключается в вере,  работающей во всей жизни и получающей от Христа благодать на благодать, и, следовательно, в другом тексте это наследие называется освящением верой. Именно такой смысл имеет по моему разумению этот текст в целом.
Итак:
1. Таким образом ясно, к Кому наши души должны прибегать в трудную минуту, то есть к Богу, и к слову благодати Его. Пусть только отсюда они ожидают помощи; только отсюда может прийти все, чего они желают.  Здесь они могут отдыхать в безопасности, полагаясь на Божие могущество и верность. Только здесь для них поощрение во всех их испытаниях. Ибо для них Бог есть Бог всякой благодати, неисчерпаемой полноты ее, живущей в Нем. Апостол знал, что делал, когда он оценил этих братьев так высоко, ибо их души пребывают в покое и полностью удовлетворены, если они в Его руках, ибо никто не может похитить их у Него.
2. Ясно, что те служители имеют наибольшую заботу о душах, которые препоручают их Богу и слову благодати Его, направляют их ко Христу и Его полноте,  не к своим достоинствам и делам, но к благодати, которая в Нем.
3. Именно такая похвала, скорее всего, встретится с успехом. Ибо лучший способ позаботиться о душах - это отдать их Христу и Его благодати, а не увещевать корпеть над своими достоинствами и обязанностями. Если служитель поступит так, что будет следствием этого? Они падут с мыслью: я не Христов, ибо я не сделал так и так; я не достиг того-то, скажет другой, поэтому работа благодати никогда не была начата во мне. Это будут слезы, муки и отчаяние, и отрицание самой работы Духа, а чего же можно ожидать другого? Но если души получили назидание, то они должны идти ко Христу и благодати  Его, и вся польза от служителей - что, таким образом, они должны направлять их к этому великому Источнику.
4. Восславим же безграничную благодать, то,  что у нас есть Бог всякой благодати, и Слово благодати применено к нам, и что у нас есть основания полагать, что дивный Богочеловек заботится о нас и отвечает за нас, и мы можем верить, что Он в состоянии удержать нас от падения,   чтобы дать нам удел среди всех, которые освящены.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn