29. Тяжело в учении, легко в бою

Сергей Маслобоев
29.ТЯЖЕЛО  В  УЧЕНИИ,  ЛЕГКО  В  БОЮ.
 
     Когда действительно устали, боевой расчёт вывели на отдых. Шагали в городок охотно. Не пугал даже зам по тылу со своим липовым ракетно-ядерным полигоном. Лесная жизнь изрядно надоела. Хотелось цивилизации.
     За два срока, которые просидели мы на станции, в городке изменилось многое. Дембеля разъехались по домам. Распустили очередной карантин, и в подразделение прибыло новое пополнение. Когда мы ввалились с криками, они как раз шуршали тряпками, натирая кафельный пол. Казарма ходила ходуном.
   -Что там происходит?-
спросил я у Куска, сдавая карабин.
   -Порнуху по телику смотрят, черти,-
улыбнулся он. Пробиться в первые ряды было непросто. Со всех сторон сыпались двусмысленные комментарии. Наконец, поднявшись на носки, удалось хоть что-то разглядеть.
   -Тьфу ты, мать вашу,-
показывали фигурное катание. Я плюнул и вышел на улицу. В курилке никого не было.
Но остаться одному не получилось.
   -Товарищ сержант, разрешите обратиться?-
передо мной стоял худенький, наголо остриженный солдатик. Как и у всех лысых, его оттопыренные уши торчали в разные стороны. Шея была такой тонкой, что неумело подшитый подворотничок её почти не касался.
   -Чего тебе?-
папироса никак не хотела прикуриваться.
   -Рядовой Гибас. Меня в пятую группу назначили. Капитан Зеленин приказал к вам подойти,-
вытянулся он.
   -Ясно. Садись,-
я подвинулся на скамейке:
   -Зовут тебя как?
   -Валдас,-
как-то неуверенно присел он рядом.
   -Сам-то откуда?
   -Из Литвы.
   -Ну что, Валдас Гибас,-
мой сапог раздавил окурок:
   -Пошли службу править.
     Вытащив из тумбочки потрёпанный учебник, который мне когда-то подарил Рязанкин, я усадил Гибаса в ленинской комнате.
   -Валя,-
окликнул Я Чулкова.
   -Чего тебе?-
остановился тот.
   -Там в ленинской комнате боец науку грызёт. Не трогай его пока.
   -Ладно. А ты собирайся. Завтра пойдёшь в караул со мной разводящим. На лесоповал тебя посылать нельзя. Кусок говорит, что у зам по тылу от твоей рожи аллергия.
   -В караул, так в караул. Есть, товарищ старший сержант,-
мы оба расхохотались.
     Андрюха с Мишей проявляли чудеса трудового героизма под руководством толстого майора. Я же честно сторожил вверенные мне объекты. По ночам Чулков сам разводил караульных на посты, так что можно было даже поспать. Ну а день пролетал быстро.
     Через две недели мои друзья вернулись, и мы опять были вместе. Но пожить размеренной жизнью военного городка, как всегда не удалось.
   -Подразделение подъём! Тревога!-
вбежал утром в казарму дневальный. За окнами противно выла сирена. Двери оружейки уже были распахнуты. Солдаты разбирали карабины, хватали каски и выбегали на улицу.
   -Маслов! Ко мне!-
окрик заставил меня обернуться. У крыльца стоял Татеев.
   -Товарищ майор! Сержант Маслов по вашему приказанию прибыл,-
подбежал я к нему.
   -Тревога учебная. Народу на станции достаточно. Не суетись. Займись-ка лучше пополнением.
   -Есть,-
закинул я карабин на плечо и пошёл назад.
   -Подразделение! Бегом марш!
Солдаты рванули с места, затопав сапогами. Возле казармы, бестолково толпясь, хлопая испуганными глазами и пытаясь построиться, осталась молодёжь.
   -Становись!-
необходимо было помочь им придти в себя. Они разобрались по своим местам.
   -Равняйсь! Смирно! Вольно,-
я встал перед строем:
   -Совершаем марш бросок. Четыре километра. Ваша задача – не отставать от меня более чем на сто метров. Кто удержится, будем служить. Для остальных обещаю весёлую жизнь. Вопросы есть?
     Строй молчал, продолжая испуганно хлопать глазами.
   -Разойдись!-
я неторопливо уселся на крыльцо, снял сапоги и потуже перемотал портянки. Ослабив ремень карабина, повесил его поперёк груди. Противогазную сумку закинул за спину. Некоторые стали делать то же самое. Другие просто продолжали бестолково стоять. Подождав пока закончится возня, я махнул рукой:
   -За мной бегом марш.
     Погода стояла сухая. Тропинка хорошо утоптана. Только что пролетевшее тут подразделение своими локтями и коленями посбивало росу с кустов. Бежать было легко и приятно.
     Через три километра, выскочив на бетонку, я походил немного, восстановив дыхание, и стал ждать своих воинов.
     Через минуту из леса вырулил первый. Проскурин, кажется, фамилия этого паренька.
Весь истерзанный, как будто его пропустили через мясорубку, он, всхлипывая, тяжело дышал, вытирая кровь со щеки. Очевидно, хлестнуло веткой в лесу.
   -Не садиться! Вперёд шагом марш!-
присёк я его попытку повалиться прямо на обочине. Глаза зло сверкнули, но команду он выполнил, неуклюже засеменив вокруг.
     Начали подтягиваться остальные. О господи! Складывалось впечатление, что армия только что вышла из-под тотальной бомбёжки. Сбившиеся на бок каски. Страдальческие лица. Текущие сопли и слюни. У меня заболело горло от крика, пока предупреждая попытки усесться прямо на бетонку, удалось хоть немного привести в порядок и построить войска. Одного не было.
   -Рядовой Проскурин! Ведите подразделение. У КПП меня подождать,-
я опять шагнул в лес.
   -Есть,-
откликнулся уже отдышавшийся голос. За ближайшим поворотом на поваленном буреломом дереве рядом с тропинкой в диком кашле дёргалось распростёртое тело. Ко мне повернулось лицо с безумно блуждающими глазами.
   -Гибас! Родной! А ты неплохо здесь устроился,-
поприветствовал я его:
   -А где твоё оружие?
Глаза попытались принять осмысленное выражение, но у них ничего не получилось.
Я прошёл ещё немного вперёд, поднял лежащий на тропинке карабин и вернулся.
   -Встать!-
мне очень хотелось приободрить ослабшего товарища по оружию.
   -Не могу больше! Лучше убейте, товарищ сержант,-
голова опять безжизненно упала щекой на бревно.
   -Отчего же не помочь хорошему человеку,-
я передёрнул затвор и вскинул карабин. Гибас испуганно вскочил и ошарашено уставился на направленный прямо ему в лицо ствол.
   -Вперёд! Бегом марш!-
мне всё же очень хотелось поднять настроение бойцу.
     Он заплетающимися ногами засеменил по тропинке. Но уже через минуту, сообразив, что патронов-то в карабине нет, попытался опять упасть. Пришлось долго объяснять ему, что этого делать нельзя. От уговоров у меня даже портянка в сапоге размоталась. Так, дружески общаясь. Мы выползли на бетонку.
   -Товарищ сержант! По вашему приказанию подразделение построено,-
встретил нас у КПП Проскурин.
   -Держи воин. Вставай в строй,-
протянул я карабин Гибасу.
   -Товарищ майор! Усиление прибыло на объект. Сержант Маслов,-
доложил я Татееву уже на станции.
   -Ну, как пополнение?-
заинтересованно осмотрел он бойцов.
   -Орлы! Хоть сейчас на олимпийские игры,-
меня распирала гордость за свои войска.
   -Вижу,-
понимающе улыбнулся командир подразделения.
     С техникой дело обстояло и того хуже. Не было на свете более старательного ученика, чем рядовой Гибас. Объяснения он слушал всегда внимательно и с величайшим почтением к преподавателю. Но стоило попросить его повторить только что рассказанное, молчал, как партизан на допросе. Любимым занятием молодого воина было засыпать при первой возможности, уткнувшись носом в рязанкинский учебник. Который я ему подарил. Меня уже начинало охватывать отчаяние.
   -Иди, покури. Я сам ему всё объясню,-
подошёл как-то ко мне Миша.
   -Ты что? Если он через два месяца не сдаст на самостоятельное несение дежурства, командир группы с меня голову снимет,-
возмутился я.
   -Иди, иди!-
вытолкал меня Миша из дизельной.
     В курилке напротив казармы сидел Андрюха.
   -Дай папиросу,-
попросил он.
   -Ты чего такой нервный?-
я открыл пачку Беломора.
   -Будешь тут нервным, когда до допуска времени совсем ничего, а в группе полный абзац,-
раздражённо прикурил он. Дальше мы дымили молча.
   -А вы чего здесь расселись?-
остановился напротив нас командир моей группы.
   -Товарищ капитан, воздухом вышли подышать.
   -Вот объявят перерыв и подышите. Ну-ка бегом на станцию.
Мы с Андрюхой затушили окурки.
     Когда я вернулся, в дизельной висела непривычная тишина. Миши не было. За столом сидел Гибас и, обхватив голову руками, усиленно штудировал рязанкинский учебник. На лбу у него светился огромный фиолетовый синяк.
   -Ты что, ему штрехи отгружал?-
повернулся я к вошедшему Мише.
   -Немного, только для профилактики,-
отмахнулся он.
     Да! Ничего себе немного. Пальцы-то у каратиста Курбанова были железными. Мне ещё в карантине удалось это прочувствовать на собственной шкуре.
     Но как бы там ни было, а масло съели, день прошёл. Служба правилась. Через два месяца рядовой Гибас, успешно сдав экзамены по допуску, самостоятельно заступил в дежурную смену РТЦН.