7. Эрмитаж - уединение. От лат. ermita - отшель

Владимир Горев
    
           На третий этаж Эрмитажа быстрее всего можно попасть, пройдя налево от великолепной Иорданской лестницы, через Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы, миновав Военную галерею, затем по не очень роскошной, но широкой  лестнице подняться на третий этаж…
       Пока поднимаемся, кое-что расскажу из истории. Надеюсь,  это не будет скучно…
    Итак, всё началось с таких, вроде мирных людей, как художники-пейзажисты… Они просто уехали в сельскую провинцию и стали писать природу. Не героически-древнеримскую, а родную французскую…
      Приютившая их деревенька называлась Барбизон и художников этого круга стали так и называть: барбизонцы. Первой, можно сказать, программной, картиной этого стиля стало небольшое полотно «Вид в окрестностях Гранвиля» работы Теодора Руссо. Картина написана на основании этюдов сделанных на природе, что также было тогда также новым и необычным.
      Ещё одна его картина, написанная в этот период:  «Рынок в Нормандии». По-правде - она мне больше нравится.
Подойдём поближе и рассмотрим вот эту  сельскую незатейливую повседневность. Под навесом старинного дома и  импровизированной палатки на небольшой, но центральной    деревенской площади, изо дня в день   происходит одно и то же неспешное  действо: кто-то продаёт, кто-то покупает плоды земли. Никакого сюжета…
       Но посмотрите -  эта нарочито неклассическая картина написана по строго уравновешенной композиции: сбалансированы старинные, из буро-жёлтого природного камня,  дома, расставлены неяркие фигурки - они тоже часть этого пейзажа. И только высокое небо напоминает нам о просторах остального мира…
       А вот картина Жана Милле «Крестьянки с хворостом». Тут  неба нет вообще, как нет просвета в тяжёлом, ежедневном круге крестьянского труда. И, тем не менее,  и композиционно и по цветовой, специально приглушенной гамме, картина безупречна. Можно утверждать, что монументальна,  настолько  хорошо она сделана.
        Еще один художник круга барбизонцев: Констан Тройон. Его картина «Осеннее утро. Отправление на рынок» помещена в конце анфилады, что очень выигрышно - посмотрите сами…
        Так... Сейчас только дождёмся, пока все наши немцы-французы-китайцы-японцы  уйдут  с прохода и можно будет посмотреть издали. Уфф… наконец-то… Какую трудную задачу поставил и великолепно решил этот живописец: построил всё изображение на контровом свете! И дальний туман утра, и блики на спинах животных, и протяжные тени к зрителю - это очень непросто исполнить!!! Покажу картину ещё раз - поближе: она не так известна, но стоит того!
        Известнейший художник на которого повлияли барбизонцы» Камилл Коро. Здесь, среди его картин  - «Крестьянка, пасущая корову на опушке леса». А вот ещё: Леон Рише «Деревенская улица».
К барбизонцам позже присоединились и другие художники, утомившиеся писать выдуманные «виды» пригодные для заднего фона героических полотен романтизма и академизма. Один из них Жан Добиньи. Вот его картина «Речная отмель».
 Ф.Васильев, И. Левитан, А.Саврасов, да и другие русские  художники, проявляли интерес к творчеству барбизонцев.
       В. В. Стасов сказал о барбизонцах, что они: «…ничего не выдумывали, не сочиняли более пейзажей, а творили с натуры, ничего не аранжировали, ничего не украшали и не подслащали, а передавали истинные формы природы, природы отечественной, французской, а вместе истинные свои собственные душевные впечатления».
        Получилось, в конце концов, что барбизонцы расчистили путь новому и интереснейшему направлению искусства. Название стиля было получено от названия первой такой картины: «Восход солнца. Впечатления». По-французски впечатление - impression. Отсюда и импрессионизм. Вот эта знаменитая картина Клода Моне. К сожалению, её нет в Эрмитаже.
        Вот мы и пришли в зал, где находятся картины, отнесённые с легкой руки французских критиков, к «импрессионистам». Так что же нового принесли в живопись эти французы?
        Художники стали писать свои картины «на пленере» - непосредственно на природе, но они пошли дальше барбизонцев. Это были не эскизы с последующей переработкой в мастерской-ателье, на улице писались уже сами картины: на живые, сиюминутные  впечатления не наслаивались последующие образы. Один из самых ярких художников - Клод Моне. Это его знаменитейшая «Дама в саду». А вот ещё «Берег пруда в Монжероне» и «Уголок сада в Монжероне».
       Обратите внимание: какие яркие краски и живые, потрогать хочется, картины! Не получалось так ни у кого до этих пор. Так  в чём секрет, что именно открыли импрессионисты? Для этого посмотрим живопись поближе, или, как говорят художники: «Понюхаем холст». Пройдём дальше  тут есть картина – «Луга в Живерни».
       Вот посмотрим саму картину,  уже понимаем, что её только издалека можно увидеть. А теперь подходим близко, совсем близко и… видим  мозаику мелких мазков. Вроде бы беспорядочно наляпанных… А издалека видим  зацветающий весенний луг. Обращаю внимание: краски на холсте не смешанные на палитре с другими -  это чистые,  прямо из тюбика, масляные краски.
       Так вот что ещё, кроме живописи непосредственно на природе, изобрели эти самые импрессионисты! Для получения эффекта свежести не надо смешивать краски. Зритель отойдёт немного дальше  и краски сами «смешаются» в его взгляде. Но при этом сохранят яркость и непосредственность. 
       Посмотрим ещё одно полотно – «Мост Ватерлоо. Эффект тумана». Моне вообще часто рисовал этот мост в разном освещении  и обстановке. Фиксировал  нежнейшие тона и переходы красок. А вот небольшой фрагмент этой картины: тончайшие переходы красок, даже не поймёшь, где кончается один тон и начинается другой.
       Всмотритесь - это не «мазня», это огромная работа, ведь каждый мазочек краски надо положить «в нужное место», затем отойти подальше и посмотреть, как он смотрится рядом с другими такими же крошечными мазочками. Так и складывается жемчужная мозаика этой картины.
       Ещё один мастер  -  Камилл Писарро. Его картина – «Бульвар Монмартр в Париже». Смотришь на эту картину и кажется, что даже слышишь невнятный гомон толпы и цокот копыт по непросохшей мостовой… И всё  мазочки-мазочки, а в целом - поток повозок и движущаяся толпа. Обратите внимание, импрессионисты вообще любили писать одну и ту же улицу, или мост, но в разное время суток.
      Ловили солнце и дождь, сумерки и  ясную погоду, всю жизнь оттачивали мастерство. Вот кусочек картины, как видите, это фрагмент нижнего левого угла. Так же, из мелких мазков составляется вся картина.
Если вам ещё не надоело, внимательно посмотрим ещё одну картину Камилла Писарро: «Площадь Французского театра в Париже». В отличие от серожемчужного колорита высыхающего дождя «Бульвара…», тут преобладают яркие зелёные тона не успевшей пожухнуть весенней листвы. Причём без всякого эффекта «3D», мы ощущаем объём и трепет листьев.
       Как обычно, посмотрим увеличенный кусочек холста: ясно видим объёмные, пастозные мазки, краски зелёных, синих, белых, серых, красных, чёрных     и коричневых  тонов, обрисовывающие форму каждого предмета  листа, окна, фигуры... Можно даже утверждать, что деревья, это знаменитые парижские каштаны.
       И опять такой приём накладки краски на холст даёт нам увидеть, и движение толпы, и весёлые тени на мостовой, и вагончики  конки, и толпу на посадке.
       Надоел я вам… Каюсь…  Но ещё одного художника никак нельзя пропустить - Альфред Сислей «Городок Вильеф-ла-Гаренн». Яркая и светлая - загляденье! И каждый мазок - как алмаз.
       Так… Вошла ещё целая толпа туристов… Сядем на банкетку под окном у стены - переждём… Обратим пока внимание на ярко-жёлтую картину в дальнем углу: Шарль Фрер «Похороны в Алжире» (Алжир был тогда колонией Франции). Она,  вроде как, и импрессионистическая и, вроде, не очень… Присмотритесь - на стыке стилей всегда бывает самое интересное!
В этих залах всегда много иностранцев-европейцев. Возможно, потому, что  в своё время на Западе не было понято это яркое и ясное, и потому  не несущее в себе сытой респектабельности,  направление живописи.
       И большое количество полотен импрессионистов просто покинуло их уютный, но душноватый мир - картины попали в Россию и, в конечном счёте, в Эрмитаж…   Теперь туристы-иностранцы наверстывают эту потерю, аж фотоаппараты накаляются.
      А  полюбили и оценили их,  вроде бы самые далёкие от искусства, но русской душой почувствовавшие искренность и добрый свет, излучаемые этими полотнами.
       Приобретали эти картины   неизвестных и оригинальных художников  русские писатели (И.С.Тургенев), купцы-предприниматели (С.А.Щукин, И.А.Морозов, М.П.Рябушинский) из России и аристократы (граф Н.А.Кушелев-Безбородко).
       Вообще, роль русского зажиточного слоя в развитии культуры и искусства недостаточно оценена, причём  не только искусства русского, но и мирового.
И если заокеанские скоробогатеи, набившие карманы после  мировых войн, приобретали картины скорее как вложение денег, то русские предприниматели были искренне увлечены именно самими картинами.

13.10.2013 г.