Дневник полковника. Отрывок 3

Татьяна Ибрагимова
В тринадцать лет, пройдя первую ступень своих «университетов», я вернулся в семью.
Наконец-то  дома! Среди любимых и любящих людей! 
Мать не могла скрыть радости и время от времени меня обнимала. Отец был по-мужски сдержан, но поглядывал с гордостью. Вот и ещё один его отпрыск получил профессию.
В ту пору два старших моих брата уже самостоятельно зарабатывали на хлеб.  Семнадцатилетний Виктор имел репутацию классного сапожника и год назад открыл мастерскую по пошиву мужской обуви. Пятнадцатилетний Вася обучился «в людях» кузнецкому  делу,  но выбрал для себя другой путь  –  решил пойти в подмастерья к Виктору. 

Отдыхать долго в нашей семье было не принято, да и я уже слишком хорошо понимал, что «даром» хлеб едят только младенцы, старики и больные.
Немного «расслабившись» и отоспавшись в родительском доме, пошёл наниматься в «Бийшвейпром».

Первым, кого я встретил в артели и к кому обратился с просьбой принять на работу, был закройщик Чеботарёв Мартин Степанович. Он мельком взглянул на меня и продолжил кроить на верстаке материю. Я молча встал рядом.
Чеботарёв повернулся,  демонстративно смерил меня взглядом и сказал: «Учеников не берём». 
«Я не ученик, а  Мастер!»  -  возразил я.
Наверное, он был удивлён наглостью малолетнего выскочки и, ухмыльнувшись, поддел:  «Это где же ты научился мастерству?»
Я ответил, что моим учителем  был  Денис Тихонович Гуньков. И для большей убедительности добавил: «Три
года!»
Его тон сразу изменился:  «Ну, это другое дело!  Считай, что ты принят».

Для того  чтобы определиться с моей категорией, Мартин Захарович дал задание: сшить брюки навыпуск.
Я выложил всё своё умение, и брюки получились  -  хоть на выставку ставь! 
Комиссия, состоящая из заведующего производством, члена правления и закройщика,  присвоила мне вторую категорию.  Чеботарёв настаивал на первой (самой высокой),  но остальные категорически возразили:  «Мы, опытные мастера, имеем первую, а тут какой-то «сопляк». Не бывать этому!»

Мартин Захарович оказался человеком принципиальным и, спустя две недели, поставил ультиматум:  «Не дадите Вениамину первую  –  закройщиком не буду!».
Категорию вынуждены были присвоить. Спустя пару месяцев я уже шил пиджаки и верхнюю одежду и «сидел» только на заказах клиентов, занимающих высокое должностное положение.

Помню, как-то поручили мне сшить костюм члену Алтайского губернского комитета РКП (б).
Увидев на первой примерке четырнадцатилетнего «мастера», он с возмущением набросился на Чеботарёва: «Вы, что, смеётесь надо мной?! Ведь он ещё мальчик!»
Тот спорить не стал и пообещал передать заказ в опытные руки.
Когда высокий чиновник вторично примерил уже готовый пиджак и узнал, кто на самом деле его сшил, только руками развёл: «Ай, да молодец! Вот так мастер!»  И похлопал меня по плечу. 

Основной моей целью стал заработок.  Почувствовав,  наконец, что такое трудиться свободно,  без  хозяйского принуждения,  получая за это хорошие деньги,  я начал в полной мере осознавать, что долг каждого взрослого человека  –  обеспечивать семью.  Теперь я приносил домой зарплату и в глубине души был горд собою. 
В то же время,  труд  портного казался мне монотонным, неинтересным и полного удовлетворения не приносил. Я мечтал о другой жизни, такой,  как у моего друга Германа Диамидова  -  молодого человека  из хорошей семьи, умного и образованного. 

С Германом я подружился, когда жил ещё у тёти Фоны и дяди Дениса.   Диамидовы  были их соседями.  Кто они и откуда появились в Бийске,  точно никто не знал.  Ходили слухи, что отец Германа,  Андрей Николаевич  -  дворянин,  и в Сибирь сослан издалека. 
Его жена,  Любовь Николаевна,  была учительницей, но не работала, а занималась воспитанием и образованием собственных  детей, которых в семье было трое:  дочь Елена  и два сына, младший из которых, Герман, и был моим другом.
Не знаю, что свело вместе мальчика из культурной и обеспеченной  семьи и меня, жившего  в «людях» неуча. Возможно, то, что были мы погодками и играли на улице в одни и те же игры.  Но факт остаётся фактом:  мы стали друзьями. 

По настоятельной просьбе Любови Николаевны, дядя Денис изредка отпускал меня к Диамидовым в гости. 
У них в доме мне нравилось всё: и как ласково разговаривает Любовь Николаевна, и как Андрей Николаевич красиво играет на скрипке, и  как,  затаив дыхание,  слушают его игру  дети.
Вместе с ними слушал и я незнакомую музыку,  мечтая задержаться как можно подольше. 
Герман видел мою «отсталость» и часто говорил: «Вена, тебе учиться надо…  Давай, буду помогать».
Конечно, это было невозможно, но мысль о том, что когда-нибудь я всё-таки начну учиться, зародилась именно тогда, в доме Диамидовых.

Время шло, но с Германом нас не разводило. Теперь я бывал у него даже чаще, чем в детстве, и дружба наша становилась всё крепче.   
В 1929 году Герман окончил среднюю школу, а шестого мая 1930 его не стало…  Он погиб от случайного выстрела в голову во время прогулки в лесу с бывшими одноклассниками…

Этот день стал не только самым трагическим в моей юности,  но и судьбоопределяющим.
Весть о несчастье  застала меня в мастерской.  Я был ошеломлён и раздавлен.  Перед глазами,  как живой,  стоял молодой, красивый, высокий, светловолосый парень  –  мой дорогой друг Герман Диамидов. Вспомнилось всё, до мельчайших подробностей:  наше знакомство,  детские игры, звуки незнакомой музыки, юношеские долгие разговоры… 

В тот же день, шестого мая 1930 года, я принял два важных решения:   об уходе из «Бийшвейпрома»,  в котором отработал пять лет,  и получении образования, как советовал  когда-то Герман.
Итак, в восемнадцать лет,  мне предстояло ступить на  путь, по которому уверенно шагали дети.



В тридцатые годы в стране проводилась политика, направленная на поднятие престижа рабочего класса. Повсюду, в том числе и в Бийске, открывались «Рабфаки».
«Рабочий класс перекуёт степную пыль!» -  вот один из памятных для меня лозунгов  тех дней. 
Означал он,  что перед пролетариатом широко распахнулись двери образования, а для кустарей и тех, кто до седьмого пота горбатился на своей землице, они оказались закрыты наглухо.

Моё решение учиться было твёрдым, и для его осуществления пришлось пойти копать землю на строящийся завод.  Так стал я землекопом, то есть  –  пролетарием.
О строительной технике в ту пору никто и слыхом не слыхивал,  копали вручную – лопаткой.  Работа не из лёгких, требовала большой физической силы, ловкости и выносливости.
Нетрудно представить, насколько непросто копать глубокий (около трёх метров) котлован,  выбрасывая из него землю.  Бывало, в летнее время за восемь часов так набросаешься под палящим солнцем,  что лёг бы прямо на землю, да уснул тут же.
Но, слава Богу, силой и выносливостью я обижен не был, поэтому изнурительную работу не бросал.

Завод, на строительстве которого мне приходилось гнуть спину, открыл для рабочих школу малограмотных. Вот в неё-то и стал я ходить вечерами, устававший до умопомрачения, но  желавший во что бы то ни стало  – выучиться!
Ах, молодость, молодость!  Сколько в ней надежд и ожиданий!  Мечтал и я о новой жизни и, несмотря на трудности,  с радостью шёл навстречу своей мечте. 

Наконец, школа малограмотных осталась позади, и передо мной встал новый вопрос:  «А что же дальше?»
В «землекопах» к тому времени я зарекомендовал себя с хорошей стороны и был признан «Ударником». Получил от завода грамоту, хромовые сапоги и костюм.
Костюму и сапогам я, конечно, очень обрадовался, но куда больше радовало  меня почётное звание «Ударника труда».  Теперь ни одно среднее учебное заведение не могло отказать мне в приёме!   
Прораб знал о моём стремлении учиться,  и, с его подачи, мне написали прекрасную характеристику для поступления в Бийский лесохимический техникум.

Вот тут-то и выявилась вся моя чудовищная необразованность!
На первом уроке математики преподаватель Дмитрий Николаевич знакомился со студентами, вызывая их к доске и предлагая решить какую-нибудь несложную задачу или пример.
Дошла очередь до меня.  Дмитрий Николаевич предложил написать на доске формулу:  «А» в квадрате и «Б» в квадрате и ответить, чему «это» равно.
Мне тогда подумалось, что вопрос прозвучал именно так.  Что такое "формула", я не знал, но по школе малограмотных имел уже представление о некоторых геометрических фигурах.
Я быстро нарисовал на доске два квадрата, в которые вписал русские буквы «А» и «Б». Поставил между ними «плюс",  а в конце  -   знак равенства.
Чему «это» равняется, я не имел ни малейшего представления, но сделал всё так, как требовал преподаватель. 
И тут за моей спиной раздался громкий и дружный хохот.  Я повернулся, не понимая, что произошло.
Смеялись все, в том числе и Дмитрий Николаевич.  Он даже снял очки и начал протирать их носовым платком, а ребята буквально попадали на пары,  держась за животы.
Я растерялся и стоял у доски, как вкопанный.
Промокнув платком глаза и водрузив очки на переносицу, Дмитрий Николаевич спросил:  «Ты что окончил?»
Я ответил:  «Школу  малограмотных».
Он велел мне садиться на место.

Примерно таким же образом я показал себя и на других уроках.
На немецком, в ответ на предложение прочесть отрывок из текста, я просто долго молчал, пока преподаватель не обрушилась на меня с криками: «Ты что, оглох?». 
Я, конечно, не оглох, но чувствовал себя гораздо хуже, чем, если бы был глухим. 
Да и про диктант по русскому языку лучше не вспоминать:  моя тетрадь была сплошь перепачкана  красным карандашом.

Наверное, в другое время, меня бы с треском вышибли из техникума, но тогда…  Я был «Ударником»  и на учёбу направлен рабочим комитетом.