Моби Дик или белый кит

Ухов Александр Сергеевич
Эпиграф: Это богохульство продолжать дальше нечестивую охоту (Ахав)

Прочёл роман Моби Дик или белый кит Германа Мелвилла. Объём, я вам скажу, зубодробительный, а зубы можно дробить кирпичём. Книга-кирпич и по объёму и по стилистике и по содержанию.
Но сейчас о главном - о смысле.Кртики и рецензий на эту книгу огромное море, широкое как море в котором плавал Ахав с командой  и Моби Дик. Поэтому постараюсь быть кратким и не навязчивым.
В книге очень много библейских аллюзий и символов: Моби Дик - кит Ионы; капитан Ахав - царь Израиля, который ввёл культ Ваала-Астарты в своём царстве (плохо закончил, как и капитан); Измаил-главный герой-рассказчик и единственный выживший после столкновения с китом; и много много других персонажей.
Качество интерпретация данного романа, на мой взгляд, определяется отношением критика ко всему этому нагромаждению слоёв и смыслов.
Интерпретация №1: приключенческий роман(имена и названия не имеют значения, главное - повествовательная фабула). Проблема этой интерпретации: сюжета кот наплакал, все главвные события происходят в последних трёх главах, а остальное - научный доклад о состоянии китобойного промысла в 19 веке, инкрустированное пространными философско-психологическими размышлениями автора и театральными монологами героев.
Интерпретация №2:научно-популярный труд(94% романа занимает скурпулёзное и нудное повествование о китах и китобойном промысле). Проблема этой интерпретации: психологичность романа.
Интерпретация №3: психологический роман(имена и названия имеют значение, но играют служебную роль. Главное - взаимоотношение природы и человека, естесственного и разумного). Проблема этой интерпретации:смотри проблему №1 плюс к этому роман слишком насыщен библейскими аллюзиями, чтобы ставить их  в разряд второстепенных.
Интерпретация №4 Символико-теологический роман(сюжет плотно переплетён с библейскими судьбами героев, а судьба Ахава и его команды - это судьба страстного человечества). Проблема этой интерпретации: неодноозначность и беспорядочность символических слоёв. И тут затерялась моя личная интерпретация, которая вмещается в рамки интерпретации №4. Я попытался увидеть тут самый глубокий - Евангельский смысл. Помните слова Христа? "...и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи". Белый кит - символ греха и адской участи грешного человека. Ахав - гордый человек, который сам своими силами, без Бога прокладывает дорогу в рай, понимая всю порочность собственного мероприятия. Об этом говорят его же слова: "то богохульство продолжать дальше нечестивую охоту". Белый цвет кита не случаен, он может символизировать инфернальную сущность греха, о чём нам говорит важная глава романа о значении белого цвета. Ахав - человек страстный и с помощью греха борется с грехом. Вспомним снова слова Спасителя: "Без меня не можете ничего". Ахав-это Мюнхаузен, который тащит себя из болота за свои же волосы.
Только Спаситель (Богочелоек) был способен войти в чрево ада и победить его для нас, для человеков. Поэтому наша победа над белым китом - это прежде всего отсечение собственных страстей ради единства с Победителем греха - со Христом.
Три дня продолжается погоня за Моби Диком и три дня Христос пребывает во аде. Мелвилл тщательно ведёт отчёт этим дням в последних главах и не зря. В свете этого Ахав выступает как антихрист, т.е. тот, кто заменяет собой Христа, пытаясь в трёхдневный срок победить ад. Антихрист он ещё и потому, что уводит за собой на дно команду(читай человечество). Плохой конец, смерть персонажа отражает отношение к нему самого автора. Этот момент общий для литературы 19 века. Вспомните Достоевского - смертью,помешательством, самоубийством заканчивают те, кто так или иначе претендовал на место Христа, отрицал спасение: Мышкин (Идиот), Шатов (Бесы),Свидригайлов (Преступление и наказание).  И - вот Ахав, осознанно и, в то же время, страстно и в состоянии умопомрачения, борется с адом, а в результате, борется с Богом.
Роман актуален на все времена. Его плохо читал Гитлер, Сталин и все мы со своими прожектами на каждый день, забывая о о том, что мы, по словам Спасителя, нищи и наги: " Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною"