Обручальное кольцо

Юрий Рубцов
ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО.Или страдания счастливого студента.
   Прошло столько лет,а до меня так и не дошло,как мне удалось окончить четвертый курс и перейти на пятый.Столько сразу навалилось на мою бедную голову.В конце апреля была свадьба,я обзавелся самой красивой и любимой женой.Два дня весь физфак гулял на нашей свадьбе,ведь мы оба физики с разницей в три курса.Нам родители подарили однокомнатную квартиру в которой всегда было полно студентов.Еще возвращались из института уже присоседятся друзья и идут,как к себе домой.Одни уходили,другие приходили и так до поздней ночи.Из мебели унас был старый мамин холодильник Саратов,подоконник с магнитофоном,самодельный телевизор,мое детище,но с таким большим экраном,каких еще ни у кого не было.Этот экран я выклянчил из склада Голубого Экрана,да и то потому продали,что был не востребован.Еще был диван,который легко превращался в кровать и четыре тубaреточки подаренные кем то на свадьбе.Холодильник всегда был пуст,потому что если что то покупалось или приносилось родителями тут же съедалось и выпивалось.Ребята приносили новые анекдоты,бабины с модными записями,было у нас всем уютно и весело.Даже ночью всегда кто то оставался ночевать,даже парами.Ложились на половичке,под голову клали учебник,или чтобы было помягче-конспект.Между мальчишками и девчонками была атмосфера взаимоуважения смеялись,танцевали,пели,целовались,но никакого секса и в мыслях не было.Позже по нашему примеру и другие пары переженились.Когда приходили друзья жены,я ворчал.Если так будет продолжаться у нас и детей с тобой не будет...В мае экзаменационная сессия 5 экзаменов и два государственных.Разве можно подготовиться,когда каждый день банзуха?Как сделать шпаргалки?когда?на чем? и чем?На экзамены шел,как на плаху.Но ведь в каждой науке есть такие вопросы, на какие любой идиот ответит правильно.На всех экзаменах мне именно такие и попали.А вот по теории поля попал билет где я ни в зуб ногой...Я на нервной почве исписал три листа разными формулами,но не из той темы.Профессор ходил между столами отбирал шпоры и видел,что я писал и писал.Сел отвечать,он косо глянул в переполненные ересью листки и отдает мне зачетку.У меня ноги стали свинцовые,провал,остался без стипендии.Открываю зачетку в фойе ,а там отлично,сердце чуть не выпрыгнуло...Потом педпрактика,попал в школу,где директором мой тесть.Сколько пришлось выдержать любопытных взглядов учителей.Да еще со мной на практике три красотки с инъяза,вот где пошкодить,а нельзя.Но самые страдания начались в июле и августе.Уезжал на преддипломную практику в Казань на оптикомеханический завод.У меня бешенные деньги 170 рублей и билет на поезд с пересадкой в Куйбышеве.К августу от денег остается50 рублей,а еще две недели практики.Нужно экономить,но как,когда приглашают то на день рождения,то концерт в заводском клубе,то танцы. Да и в комнате общаги каждый день скидываются то по рубчику,то по два.Осталось две десятки,это в обрез на билеты назад.А у семейной молодой пары,чья дверь напротив ребенок заболел,рецепт выписали,а денег на лекарство нет .Да комендант общежития пришел больной умоляет,помогите,надо здоровье поправить.Все,выписался,вернули паспорт, домой,а денег 12 рублей.Собираю свой маленький чемоданчик брюки,две рубашки,белье,четыре пары носок,три носовых платка,в общих тетрадях дипломный проект,письма от жены и мамы.Сломан на чемодане замок.Перевязываю бельевой веревкой.Босоножки за дождливое лето растоптал,страшно посмотреть.Такой вид,что впору в бомжатню.Покупаю билет до Куйбышева за 5 руб 20 коп.остается чуть больше шести рублей.Из Куйбышева до моего пункта прибывания билет в общем вагоне стоит 18 руб.30 коп.А у меня денег хватает на билет только до Оренбурга.С таким билетом еду в общем вагоне,народу битком,зато сытно,все жуют и угощают.Приехали в Оренбург утром,дальше на душе не спокойно,теперь я заяц.До ночи все обошлось,в двенадцатом часу контролеры,целых трое.Посветили в мой билет фонариком,пройдемте,ведут меня в головной вагон.Я стараюсь объяснить-студент,с практики,нет денег.Они пугают сдадим тебя в Казалинске в железнодорожную милицию они тебя отправят бесплатно,только рёбер не досчитаешься.Я испуган,поезд на повороте сбавляет скорость,проходим,через тамбур,в котором болтается открытая наружу дверь,резко выбрасываю чемоданчик и спрыгиваю на ходу.Упал в густую сухую траву,даже не поцарапался. .
Больше четырех часов шел по просеке около путей и визг ветра в проводах и отдаленный вой шакалов и запах дегтя от железной дороги совсем не радовали,сердце билось,как автомат,мимо проносились длинющие товарняки.К рассвету дошел до станции Тюратам.Сильно хотелось пить,на плохoньком вокзале был только кипяток.Думал напиться в туалете,где уж, пол с дырками в выгребную яму так загажен,что ноги не поставить,даже умывальника нет.А чтобы набрать кипяток,нужна посуда.Ожидающая старушка,казашка,дала пиалу попил маленькими глотками.Изучил расписание проходящих поездов.Чурез два часа будет поезд Куйбышев-Джелалабад,на котором можно добраться до Ташкента.Пришел поезд с опазданием,стоянка 10 минут,бегал из вогона в вагон никто не пускает,ведь мой вид еще усугублен тем,что двое суток не брился.В хвосте состава женщина проводница ,лет пятидести ,спросила куда,до Ташкента,махнула залезай.Вагон был купейный,я стоял в проходе,проводница спросила деньги есть-нет,объяснил обстановку,обещал все делать ,что скажет.Ты ЗЭК,говорю,я студент,чем докажешь,показал паспорт,листала,а еще чем?Вспомнил про дипломную работу,показал, в разделе просветление оптики,задала вопрос,ответил,поверила.Поместила меня в подсобку ,где хранятся постельные комплекты.Первое,что сделал-побрился.Убирал в вагоне,разносил чай, топил кипятильник,на стоянках отправляла меня в магазин, притаскивал в мешке по 20-30 бутылок дешевого вина,которым она приторговывала.Она меня и кормила,а чай с сахаром вообще был в моем распоряжении.В Ташкенте,на выходе из вагона попращался и поблагодарил,Юрчик зайди и сунула мне деньги,это тебе за хорошую работу.Уже на перроне пересчитал 50 рублей,опять богач.На привокзальной площади в военторге купил жене за 43 рубля золотое обручальное кольцо и затем в кассе взял билет до дому...Прошло столько лет,а до меня так и не дошло,как я мог окончить четвертый курс.А моя жена носит это кольцо уже 48 лет!