Отъезд

Васильич
Еще в мае, перед вторым туром голосования, я заметил, выглянув в окно, проехавший грузовик – ЗИЛ, груженный досками. Я обалдел – не сон ли это! За четыре года жизни на острове я здесь не видел ни одной машины. У жителей главным транспортным средством были моторные лодки и снегоходы. У некоторых были мотоциклы – удобное средство передвижения по разбитым лесным дорогам. А тут настоящая машина! Я вмиг подумал, этот ЗИЛ увезет меня на Большую Землю. Уже стало понятно, что рано или поздно, а из острова придется выбираться: вырастет последняя малышня, школу закроют, а перспективы заняться другой работой – никакой. И моим детям надо было получать среднее и профессиональное образование. Я понимал, что если придется оставлять остров, то имущество придется бросить, так как нанимать машину из какой-нибудь компании – овчинка выделки не стоит. Там расценки по перевозке были такие, что легче было заводиться новым имуществом.
С такими мыслями я поехал на сдачу выборных документов. И на обратном пути решил зайти в Петрозаводске в Министерство образования, где взял список вакансий по школам Карелии. Тут же сел на поезд и приехал в поселок Харлу, в Северное Приладожье, где познакомился с будущим местом работы.
Возвратившись на остров, я нашел хозяина грузовика. Оказывается, дачник из Медвежьегорска решил достраивать свою дачу и привез стройматериалы на своем ЗИЛе, переправившись на остров на пароме. Я с ним быстро договорился о перевозке моего имущества. Предстоял путь в 500 километров.
И при завершении учебного года, я написал заявление об уходе, собрал всех учителей на прощальную вечеринку и стал собираться к отъезду. 7 июля, в Иванов день, машина подъехала к дому. Я нарастил борта из материала разобранной теплицы. Все жители дома помогали грузить вещи: хотелось забрать все, ведь и мебель, и холодидьник, и телевизор пригодятся на новом месте. Кто знает, как долго придется жить экономно в новых условиях!
Я сел с водителем, а мои жена и дети отправились в путь на теплоходе, а затем на поезде. Машина заехала на паром, и буксировочный катер медленно потянул нас. Мимо меня проплывало село: вот баня, построенная собственными руками, возле дома жители высыпали на берег и махали нам вслед руками, двухэтажная школа блеснула металлической крышей, а вот и Никольская церковь с отсутствующей главой грустно наклонилась, словно говорила: «Прощай!»
Через месяц в стране случился дефолт, и мы еще долго выбирались из долгов, устроившись на новом месте.

Время бежит

     На острове я проработал 4 года. Но память об этом удивительном месте не отпускает меня. Со многими островитянами я поддерживаю связь. Школа на острове проработала около пятнадцати лет. Выпустив последнего ученика, она прекратила свое существование. Теперь на острове живет около 35 человек. В здании школы находится гостиница, хозяином которой является бывший директор школы – Михаил Васильевич. Сюда не прекращается поток туристов, желающих почувствовать особенность островной жизни. Семья Саида уехала на родину – в Грозный. После установления порядка, туда стали возвращаться чеченские беженцы.
     И когда теплоходы проходят мимо острова, направляясь в Кижи,  пассажиры восхищенно рассматривают Никольскую церковь, на которой появилась новая главка…