Джон Гилл. Свободная благодать Божия

Инквизитор Эйзенхорн 2
СВОБОДНАЯ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ
в характере Апостола Павла
На смерть г-на Джона Брайна, баптистского священника (1765)

Но по милости Божией я есть то, что есть
1 Кор.15.10

Апостол говорит это в контексте важного учения о воскресении Христа из мертвых: он утверждает, что Христос воскрес в третий день, по Писанию, что, как Он предсказал, должно совершиться, и приводит свидетельства очевидцев о том, что это действительно произошло, а именно, что Он явился после Своего воскресения Кифе, то есть Петру, а затем двенадцати апостолам, а затем более нежели пятистам братий в одно время, после чего Иакову и, наконец, самому Павлу. И кажется, по его собственным словам, что он встретил Его больше чем один раз, начиная с его обращения, и апостол не только слышал голос Христа, но Он Сам явился ему, и сделал его служителем и свидетелем того, что он видел и слышал, и того, что в дальнейшем было дано знать ему, ибо он не мог, как он говорит, воспротивиться небесному видению (Деян.26.16,19), и если он был "восхищен до третьего неба, и слышал и видел вещи невыразимые и неизреченные", то подобное могло быть и во время его обращения;  он, несомненно, видел Христа в Его человеческой природе, Который в ней воскрес и вознесся на небо.  И после всего этого, когда он прибыл в Иерусалим снова, и молился в храме, он впал в транс, и говорил, что "видел Его" (Деян. 22.17, 18), то есть Христа, а также слышал наставления и указания, которые Он дал апостолу, когда тот был "одним из родившихся не в свое время", что не следует понимать буквально, и в естественном смысле, как если бы он родился раньше своего времени, на что нет ни намека,  но в переносном смысле: и намек здесь, либо, как думают некоторые, на рождение его после смерти своего отца, либо сравнение с мертворожденным, который никогда не видел солнца, и эта образная фраза объясняется тем, что следует далее, как он говорит: "я наименьший из апостолов", или, в другом месте, "меньше чем наименьший из всех святых" (Еф.3.8 KJV), ибо если  меньше чем наименьший из всех святых, то и наименьший из апостолов, хотя, когда он выступал против лжеучителей, он говорил и о высоком своем звании, и утверждал, что он ни в чем не ниже высших Апостолов (2 Кор.11.5, 12.11), хотя, как он добавляет и здесь, "я не достоин называться Апостолом", как, впрочем, и никто не достоин; никто не заслуживает быть членом Церкви и не заслуживает того, чтобы "иметь место и имя там лучше, чем у сыновей и дочерей", и быть даже обычным служителем Слова, а тем более быть апостолами Иисуса Христа. В качестве причины того, почему он так низко думал о себе, потому что он, как он говорит, "гнал Церковь Божию", и особого внимания Боговдохновенного историка удостаивается то, какова была благодать Божия в обращении апостола, ибо он был один из тех, кто бросал камни в Стефана, дал согласие на его смерть,  терзал Церковь, влача мужчин и женщин в тюрьму, дышал угрозами и убийством на учеников Христа и просил у первосвященника расширить его полномочия, чтобы он мог, найдя в Дамаске христиан, хватать их и вести в Иерусалим (Деян.7.58, 8.1-3, 9.1-2); и по его собственным словам, он отдавал свой голос за предание их смерти и наказание их в синагогах, хулил последователей Иисуса и преследовал их в чужих городах, будучи против них "в великой ярости" (Деян.26.10-11).
Смысл всех этих зол жил в его уме и остался с ним, и он хранил его во все дни свои, среди всех своих милостей, даров, достижений и польз. Таким образом, каждый святой имеет то или другое, что удерживает его в смирении среди пребывающего греха, искушений и поражений от мира, а затем сделать вывод из слов Павла: но по милости Божией я есть то, что есть; то есть кто бы я ни был, как человек, святой, служитель и апостол, я просто такой каков я есть, по воле и милости Божией. Я могу вывести отсюда две вещи:
I. То, что апостол был чем-то, а не ничем; у него была некая сущность с определенными качествами, которые  предполагаются и подразумеваются во фразе: я есть то, что есть.
II. Но все, что он есть, он есть по милости Божией.
I. Апостол был чем-то, он существовал и имел качества, которые нельзя назвать плохими. Есть смысл, в котором он действительно считал себя ничем, и об этом он говорит сам, что "я ничто" (2 Кор.12.11). Но не совсем так; он был человеком, имел неотъемлемые части человека, тело и душу, тело, состоящее из плоти, крови и костей, и хотя оно было земным, возникшим из пыли, и возвратилось в прах, но  также у него была разумная душа, обладающая интеллектуальной силой и способностями, бестелесный и бессмертный дух, стоящий больше, чем весь мир, "ибо какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мтф.16.16).
Но в сравнительном смысле он был ничем,  то есть по сравнению с Богом, Который есть вечное Я Есмь, Источник бытия, бытие всех существ есть ничто, так же как некоторые вещи в сравнении с другими, неизмеримо более превосходными, являются ничтожными; поэтому земные богатства, по сравнению с прочным, твердым и существенные богатством благодати и славы есть ничто (Притч.23.6), и подобным образом, длительность творения ничтожна в сравнении с вечностью Бога: жилище мое, говорит Давид, ничто пред Тобою (Пс.39.5); что наши дни и годы рядом с Ним, что без начала, величайшие из людей не могут быть сравнимы с Ним,  и не только отдельные люди, но и "все народы пред Ним как ничто", и любая вещь пред Ним меньше чем ничто, как бы ни тщеславилась (Ис.40.17). Кроме того, апостол называет себя ничем по отношению к людям из мира, в частности к лжеучителям, в отношении которых он говорит, что "я ничто" по мнению лжеучителей, которые сурово критиковали его, и стремились сделать его презренным в глазах других, и этому тоже не следует удивляться, так как сам Христос был презрен и умален пред людьми, настолько, что Его уже не считали за человека, почему Он и говорит о Себе в Псалмах: "Я червь, а не человек", и и поэтому все Его последователи рассматриваются как сор для мира, как прах среди него. Добавьте к этому, что апостол считал себя ничем в своих глазах, он называл себя "первым из грешников и наименьшим из всех святых", и, вообще говоря, те, которые имеют наибольшую меру благодати и самые большие дары величайшей пользы, в то же время наиболее скромны и считают себя ниже всех. Так самые богатые ветви дерева склоняются ниже всех под тяжестью плодов.
Но несмотря на все это, апостол говорит: я таков, каков я есть, и не как лжеучителя, тщетно гордящиеся своими знаниями и дарами, которые думали, что они что-то, когда они были ничем, и рассчитывали знать что-то, когда они ничего не знали, как должно,  как Симон Волхв, который выдавал себя "за кого-то великого" (Деян.8.9). Он мог отлично знать многое, обладать большой силой и совершать великие подвиги, когда он был ничем в благодати,  ибо несмотря на свое исповедание веры, он был "в горькой желчи и узах неправды"; он ничего не знал о Божественных вещах духовно, на опыие и в дарах, а потому предлагал деньги, чтобы он мог обладать дарами Духа и силы, чтобы придать их другим. Но наш апостол был по благодати тем, чем он был; в нем существовал принцип благодати и святости, и обилие благодати было даровано ему; в нем было нечто доброе для Господа, Бога Израиля, и хотя в нем оставался корень зла, он не был ни медь звенящая, ни кимвал бряцающий. Он был чем-то в знании Божественном, духовном и евангельском; Он во многом знал Личность, служение и благодать Христову,   тайны благодати, и учения Евангелия, может быть, больше, чем любой простой человек, кроме него когда-либо живший; вы можете понять, говорит он, мои познания в тайне Христа (Еф.3.4), и ясно, что они были очень велики; в нем были и дары, и он был наделен сверхъестественными дарами, не имея ни в чем, ни в каком даровании недостатка против высших апостолов; подлинные признаки апостольства были явлены им в чудесах и великих делах (2 Кор.12.11-12), в обширной и полезной проповеди Евангелия, обращении грешников и насаждении церквей большем, чем у кого-либо другого. Я не осмелюсь, говорит он, сказать о какой-либо из тех вещей, которую Христос произвел во мне, в покорении язычников вере словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия (Рим. 15.18, 19).
Он был также очень высок в почтении у  Бога и Христа; он был избранный сосуд, чтобы возвещать имя Его пред язычниками (Деян. 9.15), и таковы же все верные служители Христовы, которых Он одарил дарами и даровал благодать, и сделал их   более или менее полезными и чем-то важным для Него, ибо они подобны звездам в Его правой руке; да и вообще все Его люди драгоценны в Его борьбе; они те, кем Он восхищается, супруга Его, Его драгоценность и достояние, Его доля и наследие.
II. Но все, чем апостол был и мог быть, он был по милости Божией, то есть по Его доброй воле и благоволению; именно в таком смысле эту фразу часто следует понимать как в Ветхом, так и в Новом Завете, когда Ной, как сказано, "обрел  благодать пред очами Господа" (Быт.6.8); смысл в том, что он наслаждался свободной благодатью и благоволением Бога, и был благоприятен и приемлем в Его глазах, и все отличительное благословение, что было у него, было по благодати и доброй воле Божией, а не через какие-либо его собственные достоинства. И также в Новом Завете, когда спасение во всех его частях усваивается  благодати Божией: "благодатью вы спасены" (Еф.2.8), это всегда должно быть понято как незаслуженная милость, суверенная воля и благоволение Божие, и в этом смысле мы должны понимать это и здесь. И далее я постараюсь показать, что все, чем апостол был, как человек, служитель и святой, все это было  по благодати и милости Бога.
Во-первых, все то, чем апостол был, как человек, было в силу доброй воли и благоволения Бога, и это так с любым человеком как таковым. Бог дает жизнь и дыхание, и любая тварь может сказать Ему:  Ты даровал мне жизнь и милость (Иов 10.12); все право на жизнь и бытие в этом мире мы имеем по милости Бога, и благодаря Его благоволению и радости. Дух Божий создал меня, говорит один из друзей Иова, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов 33.4); жизнь -  это дар Божий, и продолжение ее зависит от Его воли и благоволения; Его посещение сохраняет людей, Он хранит их души в жизни, и Им мы "живем, движемся и существуем"; и будь наша жизнь длиннее или короче, это просто по Его суверенной воле и благоволению, и Его крепкая рука хранит бытие всех нас в этом мире столь долго, сколь мы живем. Все милости и блага в нашей жизни от Бога, почему Он и назван Отцом милосердия (2 Кор.1.3); они многоразличны и постоянно повторяются, они обновляются каждое утро, и продолжаются весь день, и обновляются каждый день, и потому, имея пропитание и одежду, мы должны быть не только довольны тем, но быть благодарными за них, поскольку, как говорит старый Иаков, мы не достойны и крохи всех милостей, явленных нам, ни малейшего куска хлеба или лоскута одежды, которую мы носим, и разумевший Божию милость патриарх благодарил за это "Бога, что кормил меня всю свою жизнь до сего дня", Который  да благословит отроков (Быт. 32.10).
Некоторые имеют больше богатства и хороших вещей в этой жизни, чем другие, они имеют больше, чем они могут использовать сами по себе, и это дано им для помощи другим по мудрости Провидения. Когда Давид и князья его предложили все свое усердие для постройки Храма, царь признает, что все это было Божьим, все способности и усердие, богатство и слава от лица Твоего: "Кто я и кто народ мой, что мы должны быть в состоянии предложить так жертвовать! Ибо все от лица Твоего, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе!" (1 Пар. 29.13, 14). Богатства являются собственностью Бога, Он дает и забирает их в свое удовольствие, и Он делает это, чтобы явить Свой суверенитет; Он раздает величайшим людям от востока до запада все мирские блага по Своему благоволению и в один день может отобрать их; "Господь дал, Господь и взял" (Иов 1.3,21), все это по Его благоволению. Все природные способности ума людей от Бога; в человеке есть разумный дух от Бога, дар Его людям: "дыхание Вседержителя дает ему разумение" (Иов 32.8), что отличает людей от животных и дает им превосходство над ними, потому что "Он Бог, Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных" (Иов 35.11). Поэтому апостол знал, что он получил все по милости и благоволению воли Божией: он, конечно, был человек больших природных способностей и мощного ума, чему свидетели и его враги, называвшие его письма строгими и сильными (2 Кор.10.10), полными твердых рассуждений и  аргументов, на которые они были не в состоянии ответить.
Во-вторых, все, чем он был как служитель и апостол, было по милости и благоволению Божию; он не достиг этого сам по себе, своими достоинствами, ибо он говорит, что о не достоин даже называться апостолом, и не мог сделаться им, или служителем Евангелия, по воле человеческой, ибо это он отрицает: "Павел апостол, не от человека и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом". Все его призвание и устроение как таковое было не от людей, но от Бога; Евангелие, которое он проповедовал, доктрины, которым он учил, и все, чему он наставлял, не было от людей и не было получено через людей, но через откровение Иисуса Христа (Гал.1.11-12); это было не в силу его образования, хотя он воспитывался у ног Гамлиила, и прошел все возможное в те времена обучение, которое подготовило его как служителя Слова; но то же самое сделало его врагов более острыми и едкими врагами Христа и Его Евангелия. Всякий раз, когда он говорит о своей подготовке к служению, он усваивает ее милости и благоволению Бога,  вспоминая о Евангелии, добавляет он, "которого я сделался служителем по дару благодати Божией, данной мне, по действию силы Его мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово" (Еф.3.7-8). То, что он был выдающимся служителем, апостолом Христовым, он приписывает благодати Божией: "посредством Которого мы получили благодать и апостольство" (Рим.1.5), то есть благодать, сделавшую нас апостолами и позволившую претендовать на это; но и обычные служители Слова стали таковыми через дары благодати, которые Христос, их вознесенный Господь и Царь, дал людям, и раздает их по Своей воле, одним больше, а другим меньше, но всегла по благодати: таковы различные дары благодати, которая дается нам; "имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры" (Рим.12.6), или: "кто какой получил дар, служите им друг другу, как добрые домостроители многообразия благодати Божией" (1 Пет. 4.10 KJV);  и то же самое касается служителей, ибо все, что получил любой из них, он получил по благодати и милости Божией.
В-третьих, все, что апостол имел как святой, он получил , по милости Божией, так как каждый святой всем тем, что отличает его от грешника, полностью обязан благодати и благоволению Бога.
1. Апостол был избранный сосуд, не только чтобы проповедовать Евангелие, но чтобы обрести славу здесь и в будущем, и если он несомненно был таков, то он часто ставит себя среди избранных; поэтому, говоря о сосудах милосердия, приготовленных к славе, он добавляет, что это те, кого Бог призвал (Рим.9.24), и в другом месте: "как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (Еф.1.4); так святые избраны по милости Божией, так как они не избраны из-за любых добрых дел, совершенных ими или предполагаемых быть совершенными; избрание совершилось, прежде чем они что-то сделали, и  независимо от этого, ибо они "еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, чтобы цель Бога в избрании была не от дел, но от Призывающего" (Рим.9.11 KJV); поэтому добрые дела есть плоды и следствия избрания и, следовательно, не могут быть причиной его, ибо "мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2.10); к этому добавим, что они являются свидетельством избрания для других, и отсюда призыв апостола: "более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание" (2 Пет.1.10), ибо последнее свидетельствуется через первое, чтобы значение имело и то и другое, и, следовательно, должно быть  нечто третье, и это добрые дела, по которым дается уверенность, и не обязательно святым, но миру, и определенное свидетельство того, что святые есть, что они утверждают о себе, то есть избранные и призванные от Бога, и это лучшее доказательство, что они способны дать миру из всего, что они получили.
И не из-за святости людей, внутренней или внешней, они избираются к вечной жизни. Люди избраны не потому, что они святы, но для того, чтобы они должны были стать святыми и непорочными, они избраны через "освящение Духа" (Еф.1.4); поэтому они избраны к определенной цели, а для нее к определенным средствам, данным в избрании. И это не учение, проповедующее распущенность, как невежественно клевещут иные, ибо оно является источником и корнем всей действительной святости, которая была в мире со времен падения Адама. Бог соблюл Себе остаток по избранию благодати, весь мир был, как Содом и Гоморра, в отношении для греха и наказания, там не было бы такого понятия, как святость среди сынов Адама. Люди не избраны вследствие их веры; их выбирают не за веру, а через веру истине, через веру во Христа, как Путь, Истину и Жизнь: вера есть плод и следствие  избрания, и она устанавливается и закрепляется в нем для всех, которые были предуставлены к вечной жизни (Деян. 8.48), поэтому их вера называется верой избранных Божиих (Тит 1.1), потому что она является следствием их избрания, и свойственна им. И им, как избранным, принадлежит все остальное, по благодати, милости и доброй воле Божией, и поэтому это дело Божие названо избранием благодати, о котором апостол утверждает самым сильным образом: "если по благодати, то это уже не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью"; благодать не есть благодать, если она не вполне свободна, и если нечто по делам, то "это больше не благодать, иначе дело не есть уже дело" (Рим.11.5-6), и смешать их вместе означает уничтожить их природу и применение обоих.
2. Был ли апостол принят Богом? Да, и это было по той благодати Божией, которая является благословением, следующим за избранием, согласно знаменитой главе Еф.1, где апостол причисляет себя к тем, которые предопределены к усыновлению как дети, и усваивает это доброй воле и милости Бога: "предопределив нас к усыновлению чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей воли" (Еф. 1.5). Никто не становится чадом Божиим из-за чего-то своего, потому что все по природе чада гнева, как и другие (Еф.2.3), нет никакой причины или мотива в них, чтобы приближаться к Господу, и чтобы Он поместил их среди Его детей, и мы не должны удивляться, услышав от Него: "как поставлю тебя в число детей Своих", если ты этого никак не достоин? Но поразительно, что следует далее: "ты будешь звать Меня Отцом Моим, и не отвернешься от Меня" (Иер.3.19). При гражданском усыновлении в принимаемом обычно есть что-то, что позволяет усыновителю сделать этот шаг; в Писании есть два таких случая, и я думаю, что они говорят о чем-то в этом роде. Одним из них является принятие Моисея дочерью фараона, когда о нем говорили, что он очень красивый ребенок, прекрасный видом, который привлек к себе привязанность принцессы, а также его положение и обстоятельства вызвали ее сострадание, другой же - это удочерение прекрасной Эсфири Мордехаем, когда он увидел, как она прекрасна; но в случае Божественного усыновления нет ничего прекрасного и любезного в принимаемом, но все наоборот; он как несчастный младенец брошен он в открытом поле, и возненавидели его в тот же день, когда он родился (Иез.16.5), а потому апостол Иоанн нарушает этот жалкий образ описанием удивительного благословения: "вот, какую любовь Отец дал нам, что мы должны быть названы сынами Божьими!" (1 Иоан.3.4). Вот незаслуженная любовь, свободная милость и добрая воля Божия во святых, каковы они по Его милости в предопределении, и это благословение, как мы уже наблюдали, связано с благоволением воли Его; и по милости Бога в завете, который является заветом благодати, наполненным всяким духовным благословением и милостями, обещанными Давиду, мы можем быть уверены,  что поток  благодати, милосердия и милости Божией во Христе, в Котором это благословение благодати, предусматривает и обеспечивает наше усыновление, и это совершается так, что не требует каких-либо условий:  "буду вам Отцем, и вы будете Моими сыновьями и дочерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор.6.18;. это также и через благодать Христа, Который искупил подзаконных, чтобы они могли получить усыновление детей, и тем, кто принял Его, то есть верит в Него, Он дает власть, право и привилегию, чтобы стать сынами Божьими (Иоан.1.12), и  по благодати Духа, что это благословение проявляется, применяется и свидетельствовано, и Он поэтому называется Духом усыновления (Рим. 8.15)..
3. Был ли апостол искуплен Христом? Без сомнения да, и у него была вера, обеспечивающая интерес в этом благословении искупления, которое стоит рядом с избранием и принятием, а где апостол ставит себя среди искупленных, говоря: "в Котором мы имеем искупление Кровию Его" (Еф.1.7), то это для него по благодати Божией; ибо, хотя искупление Кровию Христа, оно по богатству благодати Божией, хотя это стоило дорого Христу, стоило Ему Его крови и жизни, оно является бесплатным для искупленных, без денег и без платы для них. Это была свободная благодать Божия, при том условии, что Христос Искупитель и Спаситель был призван к Своему делу, предназначен  для него и ради этого были даны обетования, и все это по благодати Божией, которая была дана в полноту времени, чтобы искупить людей. Первый шаг к тому был сделан при Его воплощении, когда ангелы пели: "мир на земле и добрая воля к людям" (Лк.2.14); любовь, благодать, милость и благоволение - вот воля Божия, которая самым удивительным образом явлена в приходе Христа ради приобретения искупления для людей. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы Ему стать Спасителем людей, и в этом проявляется любовь Бога к нам, что Бог послал Своего Единородного Сына Своего в мир, чтобы мы могли жить через Него. "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (Иоан.3.16, 1 Иоан.4.9-10), и это благодать, милость и добрая воля Бога к людям, что Христос был предан за них в руки правосудия и смерти, и по милости Божией вкусил смерть за всех (Евр.2.9), то есть, претерпел смерть за каждого из сыновей, которым Он принес славу; Он не стыдится называть их Своими братьями, каждого из детей, которые даны Ему. Как Авраам явил свою любовь к Богу, не пожалев сына, своего единственного любимого сына, так Бог явил Свою любовь, милость и благоволение воли к Своим людям в том, что не пощадил Своего Единородного, Возлюбленного Сына,  чтобы Ему пострадать и умереть за них, для того, чтобы они могли быть искуплены, и это пример отличительной благодати, ибо те, которые искуплены, искуплены "из каждого колена, языка, народа и племени", так что по милости Божией, они такие, какие они есть.
4. Был ли апостол оправданным человеком? Конечно, но по милости Божией, не по делам и не по достоинствам своим; от этого он отказывается, "ибо хотя я ничего не знаю за собою, тем не оправдываюсь" (1 Кор.4.4); хотя он не допустил никакой сознательной неверности в своем служении, но это не было делом его оправдания перед Богом; более того, если бы даже он  сознавал все грехи, которые были в нем или которые он совершил, он знал, что он не может быть оправдан тем самым от бывших грехов, совершенных им, и поэтому он хотел быть во Христе, не имея своей собственной праведности, которая от закона, но с праведностью от Бога по вере (Флп. 3.9), с праведностью Христа, которая вменяется от Бога и получаема нами по вере. Если бы даже Авраам или любой другой человек  оправдался делами, они могли бы иметь похвалу, но любое хвастовство исключено в вопросе оправдания, делами ли закона или верой. Оправдание не может быть от дел, потому что они несовершенны, и если оправдывающая праведность была ими, смерть Христа была бы напрасной, и благодать Божия - разочарованной; но разумнее заключить с апостолом, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3.28), и таким образом всегда усваивать его свободной благодати Божией. В одном месте он говорит: "будучи оправданы по благодати Его", а также, как если бы это не было достаточно сильно выражено, в другом месте он говорит: "получая оправдание даром, по благодати Его" (Тит. 3.7), эта благодать явилась, когда Бог послал Сына Своего, чтобы принести вечную праведность, и через Христа сообщил ее Своему народу, не делами, но через веру, которою Его люди получают этот свободный дар милости, и если они получили дар праведности, то получили обилие благодати в Нем и с Ним.
5. Был ли апостол просто помилованным грешником? Об ином не может быть и речи; не по любым заслугам его, но по милости Божией, я и помилован говорит он, и это милующая помилования благодать и милость, хотя он был хулитель гонитель и обидчик, и он выражает обилие благодати, явленной здесь, когда добавляет: "благодать Господа нашего во мне обильно с верою и любовью, которая есть Христос Иисус (1 Тим. 1.13, 14). Прощение грехов его - через кровь Христа, которая была пролита за него, по богатству благодати Его он прощен и помилован, и не через что-то, что принадлежит ему, ибо он знает, что все одинаково согрешили и весь мир стал виновным пред Богом, и "закон произносит осуждение и смерть без пощады", если люди не будут помилованы по милости Бога через Кровь и жертву Христа, и здесь не имеет значения даже их раскаяние и самоунижение. Действительно добрые души смиренны перед Богом и, милостью Его, каются во грехах,  но это не является причиной их помилования, и хотя такие чувства являются наиболее подлинными и евангельскими, они вытекают из уже примененного прощения. Во-первых, души взирают на Христа верой к своему помилованию, хотя оно уже есть в Его Крови, и они оплакивают свои грехи, за которые уже дано удовлетворение, и никогда они не скорбят лучше и серьезнее, и более стыдимы и приведены в замешательство из-за своих грехов, чем тогда, когда они больше всего удовлетворены тем, что Бог умиротворен по отношению к ним за все, что они сделали, и это не из-за исповедания грехов и оставления их, которые приносили бы прощение. Те, кто получили благодать Божию в истине, исповедуют свои грехи и оставляют их, и таковые получили милость, но не по причине этого, но при помиловании милость Бога используется ими в качестве мотива оставить грех 2(Ис. 55.7). И хотя, когда люди исповедуют свои грехи, Бог, будучи справедливым и верным, прощает им их грехи, но это не по причине их покаяния, а за счет крови Сына Его, так что Его справедливость и верность проявляются в этом прощении.. Прощение грехов всегда связано с множеством милости у Бога, с милосердием Бога нашего, по богатству благодати Его, и с заветом Его благодати, в которой это благословение предоставляется (Евр.8.12, Пс.51.1, Лк.1.78, Еф.1.7).
6. Был ли апостол возрожден, призван, обращен и освящен? все это было по милости Бога, и таковы же возрождение, призвание, обращение и освящение каждого. Возрождение необходимо для спасения, именно таким образом Бог Спасает свой народ, а без него никто не может ни увидеть Царство Небесное, ни войти в него, и это ни от крови, ни от хотения плоти, ни от воли  людей, но от Бога, ибо это воля, сила и благодать Божия. Возрождение совершается по Его собственной воле и благоволению, когда Он рождает Своих людей словом истины (Иоан.1.13, Иак.1.18); действенное призвание - по благодати, и апостол усваивает его только благодати: "Когда же Бог призвал меня словом благодати Его" (Гал.1.15), и те, кто призваны, "призваны призванием святым не по делам своим, но "по Его цели и благодати, данной им во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2 Тим. 1.9). Обращение совершается не воинством и не силой людской, но Духом Господа, Его могущественной и действенной благодатью; люди обращаются, когда Он обращает их, и не раньше. Освящение Духом Божиим - не по воле человеческой; если мы участвуем в освящении хотя бы отчасти, то это по благодати Божией. Если в нас есть покаяние в жизнь ко спасению, то это дар от Бога, дар Христа, Который есть вознесенный Царь и Спаситель, дающий Израилю покаяние (Деян.11.18, 5.31), иначе нам не в чем было бы и каяться. Бог может дать людям время покаяться, но если Он не даст им благодати покаяния, то этого не произойдет никогда. Это не то, что достаточно само по себе, и  не самая большая милость, ибо, казалось бы, благость Божия ведет людей к покаянию через что угодно, но это не так: бывают суровые суды, голод, мор, меч, но несмотря на это люди не возвращаются к Господу (Ам.4.6-11). Самое действенное служение, как, например, Иоанна Крестителя, который проповедовал учение покаяния, не будет действенным само по себе, и если Бог по Своей могущественной и действенной благодати не отнимет сердце каменное и не даст сердце плотяное, ни один человек не раскается в своих грехах; вера во Христа есть дар Божий, а не дело человеческое, людям дается вера, без которой они не могут прийти ко Христу, то есть верить в Него, если им "не будет дано от Отца моего"; и надежда, если она благая, твердая, уверенная и глубокая, дается по благодати (Еф.2.8, 2 Фес.2.16), и то же самое можно сказать о многих других дарах благодати Духа, и обо всем освящении, которое начинается благодатью и заканчивается ею.
7. Чему Павел усваивает всю свою жизнь, слово, хождение и характер как апостол, служитель и святой? Все это по милости Божией, и ей он усваивает это; похвала наша сия есть, свидетельство совести нашей, что в искренности простоте и богоугодной, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, мы жили в мире, особенно же у вас подопечных" (2 Кор.1.12); и это благодать Божия, которая учит и дает святым, "отвергнув нечестие и мирские похоти,  жить целомудренно, праведно и благочестиво в нынешнем веке" (Тит 2.11-12). И если люди могут стоять в вере и святости до конца, это должно быть усвоено благодати и силе Божией, которой они сохранятся, будучи через веру соблюдаемы ко спасению. Одним словом, это по милости Бога святые таковы, какие они есть; по милости Божией у них есть, что они имеют, и по милости Божией, они делают то, что они делают. А потому:
1) Воздадим славу за все, что мы были, есть и будем, благодати Божией; ибо целью Бога во всем, что Он делает, в вещах духовных, и по отношению к нашему спасению, есть слава благодати Его (Еф.1.6), и нашей заботой, насколько это в наших силах, должен быть ответ на эту цель, и потому мы можем приписать любые наши дела и достоинства не самим себе, но благодати Божией во славу Его.
2) Давайте будем стремиться следовать учению о благодати так, чтобы поддерживать славу ее. У людей может не быть такой благодати (Евр.12.15), они могут удаляться от учения о благодати и отрицать его, ибо те,  кто ищут оправдания и спасения от дел закона, отпали от благодати (Гал.5.4), как и от истины о ней, отпали от любви Божией в сердце своем и от благодати, вложенной Им в сердца Своего народа.
3) Будем же заботиться о том, чтобы благодать Божия не была тщетно принята нами (2 Кор.6.1), то есть Евангелие благодати Божией, которое может быть получено и может исповедоваться напрасно, если исповедующие его не заботятся о том, чтобы украсить свою жизнь и хождение учением Бога и Спасителя, и тогда они обращают благодать Божию в повод к распутству и злоупотребляют ею для своих нечестивых целей.
4. Давайте же, если мы действительно стали причастниками благодати Божией, поощрять ожидание славы, ибо, кому Бог дает благодать, Он дает славу, они неразрывно связаны друг с другом: кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8.30), и если по милости Его мы есть то что есть, то еще не открылось, что будем, но мы должны с нетерпением, ожидать явления Христа, когда мы будем подобны Ему, и увидим Его, как Он есть (1 Иоан 3.2). 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn