А ты по жизни по моей прошел курсивом. Часть 4

Ариадна-2
      ДРЕБЕЗГИ
(из дневника Марины)

Бывает...отрекаются...любя...
и рвут все нити в лабиринтах  судеб...
Не расставайтесь с теми, кто вас любит,
Им в мире жить  с названьем  - «Без тебя»…

Когда внизу вы развели мосты,
им падать с высоты… уже без крыльев...
И долго-долго на дороге пыльной
Искать осколки раненой  души...
         С. Мезенцева–Фирсова

***

      Знаю по себе, что лучший способ освободиться от чего-то – высказаться или выплакаться. Выплакиваюсь сюда, в  этот целомудренно чистый лист, делюсь с ним  болью, твержу несказанные речи, озвучиваю безмолвное, вкладываю в бездушные электронные строчки всю свою нерастраченную  и тебе не нужную любовь. Пишу и отправляю в пространство. Лети! Отпускаю! Жду облегчения и освобождения. Не помогает!
      Яростной молнией мечется моя любовь в щёлковском небе, тихо сгорает падающей  августовской звездой, вспыхивает  в ночи далекими зарницами.

***
     ОСКОЛОК – 1

      «Поэма Конца» М. Цветаевой – роковая для меня вещь. Люблю ее со студенческих лет, многое знаю наизусть. Но тогда, в молодости,  она была не про меня. В моей жизни не случилось таких ситуаций и переживаний, как в поэме. И все-таки опасно с Мариной Ивановной дело иметь. Она много чего напророчила и себе, и, как оказалось,  читательницам своим. Мистическим образом сюжет поэмы  сбылся   в нашей с тобой истории. И хотя история была виртуальная,  но чувства и переживания оказались  реальными. Мы с тобой так же расставались, как герои «Поэмы Конца», долго, мучительно:
 
«…словно с праздника уведены»…
 
«вы женщине, как  бокал,
печальную честь ухода вручаете»… 
               
«Безбожно! Бесчеловечно!
Бро-сать, как вещь, меня,
ни единой вещи не чтившей 
в сём вещественном мире дутом!»...

«Союз сей более тесен, чем влечься и лечь»...

«хотеть – это дело тел, а мы друг для друга – души отныне»...

«Ладонь, наконец, и гвоздь!» 
Это же образ распятия у Цветаевой! Дружбу распяли! Любовь казнили! Зачем?

***

   ОСКОЛОК – 2

Март, 2012 . Из неотправленного последнего письма.
Ты говорил:
• Ведь не просто так мы вдруг встретились снова в этом мире (пусть и в виртуальном пока пространстве)… Я умоляю тебя: не вздумай на меня обидеться и перестать писать. Я всё же очень надеюсь на (хотя бы ещё одну) встречу. Я не просто надеюсь, я совершенно уверен, что она будет! 06.2009
• У меня больше нет сомнений - мы нужны друг другу! Да, именно в этой ипостаси, именно так, как нам определено. Я уверен: было бы не просто глупостью, а преступлением уничтожить из-за ерунды то, что нам подарено! 06.2009
• А что касается наших с тобой отношений, так у меня никаких намерений теперь их прекращать нет! 07.2009
• Какое счастье, что ты у меня есть! 02.2010
• Я всегда жду (сам, к сожалению, не всегда пишу, прости уж меня!) твоих писем! 04.2010
• ...не хочу их (наши отношения) прерывать -  это точно! Так что не бойся - не исчезну! 10.2010
• Не собираюсь прекращать общение с тобой.03.2011
• ...очень рад тебе! 07.2011
• ...от общения с тобой отказаться не могу! 08.2011
• ...мне тоже очень нужно общение с тобой... 09.2011
    Это не упрек, Сережа! Это сожаление о том, что  всё проходит, всё течет и изменяется! Жаль, что иногда не в лучшую сторону изменяется …  и что ты мне больше не рад и уже не дорожишь нашими отношениями ... Очень больно, что ты отказался со мной общаться.
      Цветаева чтила «закон протянутой руки, души распахнутой». Вот бы и нам научиться  это ценить... и не поворачиваться спиной к тем, кто протягивает нам руку и душу распахивает. Искренне! Бескорыстно! Безоглядно!

***

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ!

Романс жестокий был жесток. 
                Л. Никонова

      Всё перечитываю нашу переписку, пытаюсь тебя понять, оправдать, греюсь у потухшего костра. С ума схожу от твоих слов:  «люблю», «дорогой мой человек», «ты не знаешь, что значит для меня общение с тобой»... Зачем ты мне всё это говорил?  Зачем ты, такой скупой на признания, такой сдержанный в выражении чувств, был так неосторожен в словах? Зачем на слова не скупился?
 Слушаю В. Пономареву:
Мы не скупились на слова,
И хорошо, что не скупились,
Они в душе моей скопились
Словно целебная трава.
Они из света и тепла,
Они над крышей и под крышей,
Пусть ты ушел, а я все слышу:
«Люблю тебя, люблю тебя».
      Какой жестокий романс! Он звучал в моих музыкальных предчувствиях задолго до твоего ухода. Июль 2010-ого. Догорает наш костер. Еще тепло, еще сладко. Но уже тревожно: а что завтра? Пепел?! Зима?! И наши розы снова замерзнут?
Не отрекаются любя...  А если отрекаются, значит ... Всё слова, слова, слова ...? Почему греет, но не  исцеляет «целебная трава» твоих слов?

***

   ОСКОЛОК – 3

         Сентябрь, 2012. На каждом новом витке жизнь нам подкидывает повторяющиеся ситуации нравственного выбора, проверяет, учит.
         Сегодня твой второй день рождения. 20 лет назад в  Таджикистане ты спасся  и солдат своих спас от расстрела. Вы тогда вынуждены были  сдать "духам"  технику и оружие, но потом всё отбили, вернули. За это – орден «За личное мужество» на  твою героическую грудь.
          А сейчас  ты сдал меня,обменял  общение со мной на гарантии любви и верности со стороны жены (Бесплатно-то гарантий не давали?).  Но меня возвращать  не собираешься. Не видать тебе нового ордена, командир! В утиль мужество! Отвоевался! Капитулировал!


***

 ОСКОЛОК – 4

Почтовый ящик, - дрожь в руке, -
Но пуст, увы, - седой от пыли... 
Все пароходики  уплыли               
По выдуманной мной реке...      
                О. Комарова    
               
      В тысячный раз читаю наши  письма и диалоги.  И вновь почти в режиме реального времени переживаю всё то, что переживала в каждый момент нашего общения: радость, огорчение, нежность, сожаление, сочувствие, досаду, восхищение, уважение, обиду, боль, отчаяние ... Разочарование? Еще нет! Любовь? Еще да! Все так остро, так свежо, как будто наши отношения  уже не стали прошлым. Читаю и погружаюсь в свою другую, тайную жизнь, прекрасную и невозможную.  Она меня затягивает как трясина – не выбраться. И не хочу  выбираться! Мне сладко тонуть в этой несостоявшейся жизни.

***

    ОСКОЛОК – 5

      В Кунсткамере моей памяти каждая мелочь рассказывает  о тебе. Выхожу на балкон -  вспоминаю, как 4 года назад, стоя здесь, говорила с тобой по телефону, а из души рвалась ахматовская распахнутая радость от твоего признания,  что звонишь просто так, просто  потому, что хочешь слышать мой голос ... Иду на работу привычной дорогой: вот здесь, проходя мимо этой автобусной остановки,  сочиняла очередное письмо к тебе. Спускаюсь с библиотечного крылечка:  здесь ты мне радостно сообщил, что  согласен умереть со мной в один день, чтобы мы могли потом встретиться в "предбаннике" перед "распределением". А здесь, в гостином зале библиотеки, прижимаясь ухом  к  щеке своего мобильника, слышала твои признания в любви...  Как будто к твоей горячей щеке прижималась! И, сидя вот на этом диванчике,   вместе с тобой мечтала о встрече ...  Как давно это было! Но воспоминания, словно пчелиный рой, повсюду преследуют меня, назойливо жужжат в ухо, лезут в глаза, жалят в сердце. Когда закончится это наваждение?

***

 ТЫ МНЕ СНИШЬСЯ ПОД УТРО

Только б ты полночною порою.
Через звезды мне прислал привет.
                А. Ахматова

      Каждую ночь засыпаю с чувством отчаяния и обиды (Не нужна! Отрёкся! Вычеркнул! Забыл!) и  с твердым решением  больше никогда не появляться в твоей жизни, не стучать в закрытую дверь, не беспокоить тебя, благополучного и счастливого.
      Каждое утро просыпаюсь с верой, что не сможешь меня забыть, с надеждой на нашу будущую встречу, с любовью, которая (проклятая!)  никак  не кончается...
      Но ты мне больше не снишься. Снится что-то невнятное и мучительное, связанное с тобой,  что невозможно обозначить словом. Мое подсознание упорно держит тебя «за кадром» сновидений.
      Вновь и вновь, как заклинание, твержу ахматовскую строчку: "Обещай опять прийти  во сне!"  Приснись хорошо, пожалуйста! Очень хочется побыть с тобой рядом хотя бы в другой реальности, если уж в этой невозможно. И пусть там светит солнце, поет душа и сердце плавится от нежности. Обещай!
Но россыпь звёзд и серебро луны,          
серьгой повисшей, и ночные тайны               
несу тебе, и верю - не случайны               
такие встречи, и реальны сны...               
                (О. Комарова)

***

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ!

      Не знаю, что  ты  слушаешь сейчас, какая музыка звучит в твоем сердце. Возможно, тебе просто некогда предаваться праздности и сидеть у компа в наушниках. Семейные заботы. Суета. Проблемы. Работа. Все последние твои ролики, о которых мне известно, -  об оружии."Прекрасный оружейник" - так писали о тебе в одной из газет.  Правда, заметила, что появилась в твоем альбоме шуточная украинская песенка «Выгляжу нормально».  Значит,  всё нормально, и к тебе вернулось чувство юмора, с которым так долго были серьезные проблемы. Лирике же нет больше места. Лирику в твою жизнь вносила я. Меня не стало  - не стало и потребности в ней.
      А я снова слушаю «Эту женщину в окне» Б. Окуджавы и прихожу к выводу, что  неправильно я песню поняла. Как же легко выдавала желаемое за действительное! Какой потрясающий самообман! Женщина та неспроста «в платье розового цвета». Поверила в  сказку, в собственные фантазии поверила. А в реальности?  «Прекрасна, но напрасна»  наша дорога друг к другу.  «Всерьез» -  та, по которой мы идем по жизни  с другими. Точка!
      Но музыка звучит! Музыка боли, тоски, разлуки, ... мольбы...
Внутри твоих следов лёд расставания,
Но поверни, но поверни следы обратно,
Сквозь чуждые следы, сквозь расстояния
По собственным слезам,
по собственным следам.
      Пишу эти строки, слушаю очередную песню из своего альбома и - ... «о, как крупно, солоно в горсти» (М. Цветаева).

  А музыка звучит!

***

    ОСКОЛОК – 6

Несостоявшаяся встреча
Еще рыдает за  углом.
                А. А. Ахматова

     А ведь Анна Андреевна встретилась-таки с  сэром Исайей  через 20 лет! И было ей 76!
     Рисую в воображении нашу с тобой встречу когда-нибудь, где-нибудь. Сколько таких встреч я уже нафантазировала  за четверть века! Не сбылось! И вот опять... «Как живешь?» - спросишь ты. Помолчу. Сглотну ком в горле: «А как бы ты жил, если бы любимый человек тебя похоронил заживо?»
      

***

   ОСКОЛОК – 7

Надо снова научиться жить.
                А.А.Ахматова

      Прошло полтора года после твоего последнего звонка. Пытаюсь найти определение своему состоянию. Кома!  Чувствую себя подключенной к аппарату искусственной жизнедеятельности: дышу, передвигаюсь, готовлю, стираю, хожу на работу...  Пустая оболочка тела продолжает тупо выполнять свои обязанности. Всё ровно, стабильно, нейтрально, буднично.  Праздника нет.Радости нет. Забрал ты мою радость.  Отлетела птица-душа. Скитается  в пространстве бездомной бродягой,  бьется в твое окно. В кровь!  Вдребезги!  Закрыто!
      «Я не стучусь в закрытую дверь. В ответ я молча закрываю свою.  Я не навязываюсь. Мир огромен - и там уж точно есть тот, кто счастлив, получая именно мое общение, мой взгляд и мою улыбку», – внушает мне  Интернет, подсовывая высказывание Паоло Коэльо. Эх, хорошо бы научиться так жить, как сказано: так разумно, так достойно! Но как этой бродяге-душе крылья обломать и на цепь ее посадить? Научил бы кто-нибудь!
      Милый мой! Ты так настрадался в жизни. Пусть у тебя, наконец-то,  всё будет  хорошо! Но  почему для твоего семейного  счастья нужно было так со мной поступить? Бросила спасательный круг - ты выплыл, а меня... утопил.
      Господи, дай мне мужества всё это пережить, дай мне силы и мудрости простить!

***

    ОСКОЛОК – 8

Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами…
                А. С. Кочетков      
               
      С периодичностью 2-3 раза в месяц собираю все свои молчаливые слезы, спрятанные на дне души, и по достижении критической массы  разрешаю им пролиться, когда никого рядом нет: «Никогда, о, nevermore!»  Так нужно, чтобы восстановить эмоциональный баланс и освободиться от негатива. Открываю кран в ванной, смываю соленую влагу с лица.  Вода-вода, забери мою боль, смой мое отчаяние.
      Течет вода, несет по трубам мои слезы в реку, река - в море... А потом, подчиняясь  великому закону  круговорота, быть может, брызнет дождичком где-то в районе Щелковского шоссе.
      Почувствовав внезапный и необъяснимый приступ тоски и тревоги («Опять сердце пошаливает!»), ты остановишь свой автомобиль, выйдешь из машины, подставишь лицо дождю. Солоноватые струйки потекут по щекам, смочат побелевшие виски, обожгут  губы, проникнут за расстегнутый ворот рубашки туда, где хранит и согревает  тебя образок  Святого Сергия Радонежского, мой подарок... Но  тебе и в голову не придет, что это не дождь.

***

   ОСКОЛОК – 9

Прощение - это аромат, который фиалка
дарит   тому,   кто ее растоптал.
 
                Марк Твен

      Отправила тебе письмо. В Неизвестность. В Пустоту. Отчаянная попытка удержать ускользающую иллюзию и тот твой образ, который жил во мне столько лет.

      Сережа! 25 лет! Нам судьба подарила чудо встречи, а мы ... не уберегли. Эх, ты, командир! Сдал меня! Стёр! Не существую! Не знакомы!
      Возвращаю твои слова... Но если ты не лгал и тебе действительно дороги наши прежние добрые отношения и я дорога, то ... знай: я есть и  отвечу на твой привет,  сколько бы лет ни прошло, ... и еще раз прощу...  за то, что  выкинул меня из жизни как использованную и больше не нужную вещь ...  Отвечу и прощу (если не лгал), потому что между  быть и не быть  выбираю быть ... «пока еще слышим, пока еще видим, пока еще дышим». И пусть это сложно и больно, но  не быть больнее и обиднее!  Глупо шутить со словом "никогда": еще не известно, встретимся ли мы там, "где крылья раздают бесплатно". А здесь даже за невинную радость общения платить приходится ... Но я была готова платить, потому   что наше там зависит от нашего здесь ... Понимаешь?  Нет?
      Зачем пишу? Хочу знать: живая я или вечная мне память. Хочу  простить. Когда-нибудь ...  Нельзя уходить из жизни непростившим и непрощенным. 

***
      Нет ответа!
       
***

      ТЫ МНЕ СНИШЬСЯ ПОД УТРО

      Под утро в полусне-полуяви слышу, как «поет»  мой сотовый. Хватаю телефон, вижу высветившееся  на дисплее твое имя... Сердце останавливается. Лихорадочно соображаю, что делать: нажать «ответить» или «сброс»...
Просыпаюсь. Телефон молчит. А сознание выдает наш предполагаемый диалог:
- Привет!
- Привет!
- Мариночка, мы с тобой не можем больше общаться!
- ...
   
      Неужели я тебя придумала, а  на самом деле ты совсем   не тот, кого я так долго любила? Какая глупая сказка!  И всё-таки оставляю тебе шанс и до конца жизни буду надеяться, что однажды через пространство и время до меня долетит из Небытия твой голос.
    
      
***

А МУЗЫКА ...

      800  дней прошло после нас. Музыка умерла. Безмузычье! Лишь одна  нота еще ноет в раковине души, щемящая, протяжная. Протя-а-а-а-а-а...

***

   ОСКОЛОК – 10

 ...ни один не дал мне так много.
                Я. Вишневский

       Вопросы...Ответы...
       Зачем ты пришел в мою жизнь 25 лет назад?  Для того, чтобы я тебя забыть не могла и четверть века сожалела о потере?
       Зачем я нашла тебя через 20 лет? Жила бы себе спокойно, вспоминала бы о тебе светло и немного грустно, но не знала бы вкуса боли и обиды, не чувствовала бы себя преданной, оскорбленной, выброшенной ...  Может, для того нашла, чтобы, наконец,  расстаться с романтическими иллюзиями и начать жить с правдой?
       Как бы я поступила, зная, чем все закончится?   
       О, я бы повторила этот смертельный номер, этот «душой исполненный полет», я сказала бы  и сделала бы всё то же самое, что сделала и сказала. Иначе это была бы не я!
       Ты подарил мне такую радость полета,  такую остроту и яркость всех переживаний, такую глубину погружения в себя, в тебя, в мир, в поэзию, в музыку,  наконец, такое счастье взаимного чувства, которого у меня никогда не было. Так что  за все за это  я готова терпеть  любую боль.
      Спасибо тебе за крылья, за моё горячее бьющееся сердце! Спасибо за прекрасную иллюзию! Спасибо, что приходил! Сожалею, что ушел ...  Но из моей души, наверное, не уйдешь никогда. Это теперь на всю оставшуюся жизнь!   

***

   ОСКОЛОК – 11

      Дважды нас принес друг к другу ветер, соединил  на короткий срок, дав почувствовать притяжение родственных душ,  и дважды разлучил. Мы две потерявшиеся в пространстве и во времени, в суматохе жизни, в лабиринте обстоятельств, в оковах обязательств и обязанностей половинки, которым суждено  вечно скитаться в поисках друг друга и вечно тосковать о несбывшейся цельности. Неужели ты этого не чувствуешь? Ты считаешь, что я выдумала эту «сказку», этот свой «роман»?
      Мелькнул призрак взаимной любви и растаял «как сон, как утренний туман», оставив лишь  дрожащие капельки росы на моих ресницах.    В книге твоей жизни я оказалась всего лишь  страницей, эпизодом, героиней второго плана, просто прохожей...  Тихо прошла по краешку твоей судьбы, нежно коснувшись крылом ...Вырвал страницу! Сжег! Пепел по ветру развеял! Не было ничего!
       Не было?
       «А ты по жизни по моей прошел курсивом!»

***

ЭПИЛОГ - 1.  РОМАННЫЙ

Два эха в роще живут раздельные,
как будто в стереоколонках двух…
                А. Вознесенский

      Мы идем навстречу друг другу.
 -Здравствуй! -  говоришь ты без выражения в голосе.
- Здравствуй! - в той же тональности, как эхо,  отзываюсь я. - Ты не переживай: я на пять минут, так что твоя нравственность не пострадает.
      Протягиваю тебе флешку: «Здесь наш с тобой «роман». Тебе, как соавтору, полагается законный экземпляр. Распоряжайся им, как хочешь. Можешь и …  в мусор … Твоё право.А гонорар за "роман" нам Господь выпишет. По заслугам!»
      Моя протянутая рука застывает в воздухе, взгляд натыкается на стальное лезвие твоего взгляда. Когда-то на одной из фотографий видела у тебя такие глаза. Холодные, в душу не пускающие! Не любила эту фотку.
      Немая сцена.
      Кладу флешку на асфальт, шучу, скорчив гримасу улыбки: «Не бойся: не взорвется!»  Поворачиваюсь и ухожу, не оглядываясь, до крови закусив губу и впившись ногтями в ладони. Всё!
      Ты молча смотришь вслед.

***

ЭПИЛОГ  - 2 . МУЗЫКАЛЬНЫЙ

      Знакомый бард  Г. Б.  решил показать мне несколько песен, своих и чужих.  Сижу. Слушаю. Мило общаемся. Мое вдумчивое внимание, видимо, пробудило у него желание петь еще и еще.  И я услышала эту песню. Услышала впервые.  Песня всю душу перепахала! Горло перехватило. Предательские слезы сами собой покатились по щекам (Девушка, ну, до чего Вы стали сентиментальны!).  Все попытки прекратить это мокрое дело  были тщетны. Пришлось, нарушая приличия,   слушать исполнителя, отвернувшись. Деликатный человек, Г.Б. сделал вид, что ничего  не заметил.
       Отыскала потом эту песню в Интернете и подумала: «Вот она,  наша с тобой история! Коротко. Точно. Сильно. И не надо было никакого многотомного «романа»  городить: все за нас пропел В. Луферов: 
Долго ли длилось счастливое их забытье,
Кто же считал? Но одно достоверно и точно:
Видели люди, как шли они врозь и еще,
Как затерялись в толпе они поодиночке.

***

ЭПИЛОГ  - 3. МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ

Северная корона. Это венок Ариадны, забранный ею
с Крита, откуда ее, Ариадну, увез Тесей после
уничтожения Минотавра и своего спасения из Лабиринта.
(...)Очень  изящное созвездие в виде дуги звезд,
с яркой звездой Гемма в середине, действительно
напоминающее венок.   На небе он горит близ
созвездия Геркулес,  которое, между прочим, иногда
считают Тесеем.
        http://www.astromyth.ru/Constellations/CrB.htm

       Марины Н. не стало 4 марта 2012 г. В этот день в созвездии Северная корона, древнее название которого Венец Ариадны, астрономы могли наблюдать вспышку новой звезды.
       Сколько там, на небе,  нас, бескорыстно и щедро дарящих тихий свет своей любви заплутавшим в лабиринте жизни  путникам!                
***

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Любовь никогда не перестает.
                1Кор.13:4-8

      Три года не живу – с тобой прощаюсь и не могу проститься. Три года пишу этот «роман». Начала его,  когда  мы ещё общались с тобой. Но закончить и точку поставить боюсь. Это как смерть! Это конец меня той, настоящей, лучшей.  Нам ведь только кажется, что мы к людям привязываемся. А на самом деле мы привязываемся к той лучшей  части собственной души,  которую вложили в отношения,  отдали этим людям, и они унесли ее с собой. Навсегда? Мне эта часть собственной  сущности нужна для ощущения полноты жизни. Вот и не могу проститься … с тобой, с собой, с нашим «романом» …
      Верни мне мою душу! Зачем ты ее забрал? И тогда, возможно, я соглашусь с мудрой Ахматовой, любившей последнюю страницу в книгах:
...Когда уже совсем неинтересны
Герой и героиня, и прошло
Так много лет, что никого не жалко,
И, кажется, сам автор
Уже начало повести забыл,
И даже «вечность поседела»,
Как сказано в одной прекрасной книге…
      Видимо, когда «вечность поседеет»,  я смогу перевернуть последнюю страницу этой истории. А пока точки нет!

                2004, 2010-2013 (ред. 2014)

Возможное продолжение http://www.proza.ru/2015/08/02/657

Ссылки: 
1. В названии   произведения и глав используются цитаты из  произведений Е. Небылова, А. Вознесенского, И. Лиснянской, О. Комаровой, Н. Зиновьева.

2. Докучная сказка  — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь(...)По словам Андрея Синявского, докучные сказки, как и небывальщины, представляют собою пародию на подлинную волшебную сказку(...)К докучным сказкам относятся сказка про белого бычка и сказка о попе и его собаке.  - http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Марк Шагал. Прогулка  - http://www.marc-chagall.ru/chagall-104.php

4. Комарова, О. Отражаясь в твоих глазах: избранная лирика /Ольга Комарова. - Новокузнецк, 2012.- 102 с.

5. Тезей и Ариадна -