Стихи Галины Харьковой

Михаил Васьков
                Г.Харькова
ЖЕСТОКОСТЬ


Днем осенним с тихим криком птицы
Пролетали стаей над землей,
Обещали людям воротиться
В их страну весеннею порой.

Кто-то в степь пришел с желаньем зверским,
Взвел курок безжалостной рукой,
И от стаи оторвавшись резко
Пал на землю трепетный комок.

« Дайте света, воздуха и воли!»
Бьется птица со стоном и тоской,
Умерла - вся воплощенье горя
И укор жестокости людской.

Полегло прекрасное созданье,
Сильный лебедь сник в густой траве,
В повороте головы - страданье,
Капли крови на большом крыле.

А в бездонном небе улетает,
Торопясь в далекие края
Без него, потерянного, стая,
Вольная и гордая семья.

В том высоком небе птица стонет,
Чуть от стаи белой поотстав,
Взглядом полным и тоски и боли
Ищет друга на земле средь трав.

Все стихает в мире необъятном,
 Вольный ветер по степи бежит,
Распростертый и с крылом подмятым
Мертвый лебедь в ковыле лежит.


Я СЮДА ПРИХОЖУ
                Г.А.Харькова


Я сюда прихожу отдохнуть,
От печалей,
Я сажусь,
Прижимаясь к твоему стволу,
В шелестящих ветвях
Твоей жизни начало.
Ты, береза моя, шепчешь мне наяву..

Ты не зыбкое счастье,
А создание щедрой природы,
Ты со мною всегда,
Я с тобою живу,
Протекают, бегут  зимы, весны, года,

И к тебе, я как к другу
Большому хожу,
И сижу под ветвями,
И воздух струится.
Перед взором поля и степей просторы,
Высоко,
Высоко заливается птица,
Я сижу и грущу,
Проходи, грусть скорей.




ВЕЧЕР
                Г.А.Харькова



Догорел закат, стемнело,
Все притихло, посерело,
С поля дунуло прохладой,
Освежила лист роса,
Все спокойно, миру рада
Задремавшая Земля.



О ПРИРОДЕ

                Г.А.Харькова

Как много мы не ведаем на свете,
Как многое постигнуть не дано,
Что мы на нашей маленькой планете
С природой неразрывное одно.

Возносимся, что многое умеем,
Громадой камня все загородив,
Живем, громим, ломаем, сеем, веем,
Кромсаем, загрязняем  этот мир.

Гордимся тем, что создали машины,
Что мы умны, пред нами меркнет бог,
Что покоряем горные вершины,
А в результате- оползни и смог.

Очнись от непомерных дерзновений,
Уйди за город на зеленый луг,
Вот колокольчик- нежное творенье
Но не твоих, не человечьих рук.

Не кичься тем, что ты герой и гений,
Тебе такого чуда не создать,
Мы можем жить на свете,
Коль сумеем
Гармонии природы не ломать.



МАДОННА
                Г.А.Харькова


Ах, о ней толкует полсела,
Марья –то в подоле принесла,
Баба, видно, спятила с ума,
Ведь не молода уже сама..

Кумушки глядят на всех мужчин,
Интересно, чей родился сын,
А она, счастливица, красавица
Лебедью плывет, на ладонях сын качается,
В звездный отправляется полет.

Не глядите, люди, с осужденьем,
За грехи не укоряйте зря,
Не гадайте в вечера весенние
С кем  ее под яблоневой сенью
Укрывала сводница заря.

Вспомните: сиротствуя и вдовствуя,
Горькою бобылкою жила,
Ни любви, ни счастья, ни спокойствия,
Ни двора родного, ни кола.

Женщина ребенка родила,
Так ее за радость не осудим,
Вот она несет парнишку людям,
Вскинув руки, будто два крыла.



ХЛЕБ
                Г.А.Харькова

Хлеб мой хлебушек, черный и сладкий,
Тот, что ели не часто в войну,
Вспоминаю, и слезы украдкой
С глаз рукой побыстрее смахну.

Помню вечер холодный, буранный,
Лед на стеклах в холодной избе,
Мать с котомкой, ушедшую рано,
Уж стемнело, но где она, где?

Ждем с братишкой, нам страшно, не спится,
Завывает буран за окном,
Где ж ты, мама? И в холоде снится
Тревожный нам пасмурный сон.

Только утром пришла наша мама,
Издалече в морозную рань,
Поморожены руки, устала,
В узелочке- ржаной каравай.

За дощатым столом хлеб до крошки
Разделили, держали в руках,
И дрожали худые ладошки,
Грусть была в материнских  глазах.

Хлеб мой, хлебушко, выросший в поле,
Где шумела колосьями рожь,
Я смотреть не умею без боли,
Как швыряла тебя молодежь.

Сбережем тебя, свежий, пахучий,
Плод людского труда и добра,
Ты источник той силы могучей,
Что нам с щедростью дарит земля.


ТОПТУН-_ТРАВА
                Г.А.Харькова


Овальные листочки
Лежат, прижавшись щечками
к земле,
В пыли дорожной вьются стебелечками
И стелются, живут, растут везде.

Где много ног людских
Бьют травку и дорогу
И. кажется, совсем под каблуком
Она измята, растоптали ноги,
Раздавлена она.

И вот потом
Откуда силы у травы дорожной
Берутся вновь? Она жива
На каменной земле, где невозможно
Расти - растет
И тянется она.

Нежна на вид, но так сильна в ненастье
Топтун-трава, кусочек жизни, счастье.

Я на вокзале, шум, полно народу,
У кассы очередь, конца ей будто нет.
Как жарко, и скорей бы на свободу,
На улицу скорей бы, взяв билет.

Как тянет руки грузный чемодан,
Пестрит в глазах от сумок
и платочков.
« А вы поставьте вещи ваши к нам,
Посмотрит, сохранит их наша дочка».

В глазах, взглянувших на меня, привет
И в голосе у женщины участье,
Лицо немолодо, на нем
Какой-то свет
Сиянья мягкого, иль грусти, или счастья.

На ней в горошек кофточка проста,
Глаза светлы, не ярко голубеют,
В них бесконечность, мудрость, простота.
И женщина как будто бы стара,
Но только вот такие, как она,
Со временем, с годами не стареют.

Есть сила выше старости и бед,
И мне в том зале шумного вокзала
О прожитых, войной задетых лет.
Она, доверяясь, просто рассказала.

Их семью так жестоко обожгла
Война в  ее краю многострадальном,
В глухом селе среди лесов жила,
Был муж на фронте, на дорогах дальних.

И четверо ребяток у меня,
Звонкоголосых, быстрых подрастало.
В ту пору часто провожала я
Людей в леса ночами к партизанам.

Кто предал, я не знаю
И пришли
В отсутствие мое враги лихие в хату,
Облили керосином и сожгли
Гнездо родное, маленьких ребяток.

Искала я кровинушек своих,
Рукой горячий разгребая пепел,
Не помню, как звала всю ночь родных,
Да только не откликнулись мне дети

Не ведая, как я тогда жила,
Какими дни бесцельными казались,
Работать надо было,
Шла война,
Дышать и жить, откуда силы брались?

Закончилась весной войны гроза,
Безногий муж домой к семье вернулся,
С мешком на деревяшке шел, хромал.
«Где детки, мать?» - «Погибли» и слеза
Скатилась в пыль, он тихо застонал,
И, пряча слезы, молча отвернулся.

Грустили на том месте, где прошли
Их дни и годы счастья молодые…
И в тот вечер мать с отцом ушли
Осиротевшие
В края совсем  другие.

На новом месте, в дальней стороне
Их встретили немножко настороженно,
Но в их глаза, запавшие в беде,
Смотреть без боли было невозможно.

«Я помню, как тогда мы подошли
К колхозному правлению несмело
Две пары рук, костыль и три ноги-
И это все, что с мужем мы имели».

«Найдите дело поскорее нам,
Мы с ним, возможно, справимся с бедою!».
Повел нас председатель по полям
К сараям, окруженным лебедою.

Сквозь дыры солнышка лучи
Убогость, грязь сарая освещали,
Три тощие, поджарые свиньи
В огромной луже с выводком лежали.

Муж подошел, с трудом раздвинул двери,
Ведущие в запущенный загон,
И вот мы с ним на этой самой ферме
Работаем бессменно до сих пор.

ды, появились дети,
Сначала Колюшка,
Потом родился Петя.
( Уже поднялись на ноги сыночки).

И вот на радость и в утеху нам
На свет родилась славненькая дочка,
Отрада и забота старикам.

Ее учить, поднять, вскормить, одеть,
Взлелеять - по душе нам это дело.
Никак нельзя сдаваться и стареть,
Болеть нельзя, мы будто молодеем.

Смеется и знакомит с шустрым дедом,
Со спутником своих нелегких дней,
Ждем поездов, опять ведем беседу
«Еще бы надо нам иметь детей,
Да, видно все, уже не те года « -

Сказала, улыбнувшись с сожаленьем,
В глазах заколыхалась синева.
Еще детей?! – смотря на них обоих с  восхищеньем,
Да разве скажешь, подберешь слова?

Бежать уже на поезд мне пора,
Желаю  им большого счастья просто,
Легко на сердце, всюду льется свет.
Они- само сиянье, доброта,

Два старика и девочка-подросток
С глазами ясными, как васильковый цвет.
А поезд быстро мчится сквозь поля,
И впереди вокзалы и тревоги,
Мне вспоминается  опять топтун-трава,
Стремящаяся к солнцу у дороги.



ПИРОЖОК
                Г.А.Харькова


Совсем недавно встреча та была,
Я рассказать о ней считаю нужным,
В кулинарию бабушка зашла
Купить чего нибудь на скромный ужин.

Всего лишь только этот пирожок,
Вот он лежит с морковною начинкой,
Цена- червонец! Сжала бадожок,
И покатилась по щеке слезинка.

Она ее шершавою рукой
Смахнула, всхлипнув и вздохнув глубоко,
Покинув очередь, пошла домой
По тротуару , сгорбясь одиноко.

За что такой удар на склоне лет?
За то, что жизнь свою в труде прожила,
За то, что сохранили мир и свет,
Зато, что фронт спасали и кормили.

И пропаганде лживой вопреки
Понять бы надо всей советской братии,
Что если горько плачут старики,
То грош цена хваленой демократии.



ПАМЯТЬ
                Г.А.Харькова
В домике, над речкою,
Там, где вяз растет.
Одиноко бабушка
Много лет живет.

Стала былью молодость,
Не хватает сил,
Был у ней единственный
Сероглазый сын.

Пробежало времячко,
Как в реке вода,
Нелегко, без радости
Прожиты года.

Сгорбилась, состарилась,
Соблюдает пост,
В церковь ходит бабушка
За двенадцать верст.

Поминать на паперть
Падает листок
Первым в списке значится
Он, сынок.

Зажигает старая
Свечу у икон,
Молится и слушает
Колокольный звон.

Ах, сердечко слабое:
Как болит оно,
Вспоминает с трепетом,
Что прошло давно

Тот далекий, солнечный,
Сказочный денек,
Как бежал к ней по полю
Русый паренек.

Торопился к матери,
И кричал и звал…
Через год на фронте он
Без вести пропал.

В доме, между окнами
Васенькин портрет,
Увеличен с карточки
Довоенных лет.

В майский день победный,
Стоя у ворот
Долго, долго старая
И грустит и ждет…

Прокружился снова год,
И пришла весна,
Нету больше бабушки,
Умерла она.


НЕ СХОДИ НА ХОДУ ТРАМВАЯ
                Г.А.Харькова


Как возьмет тебя жизнь в тиски,
(Знаю, этот момент наступает),
Не сжимай, не дави виски,
Не сходи на ходу трамвая…

Над тобою сомкнулась ночь,
И темно и беззвездно небо…
Надо все пережить, превозмочь,
Как бы день там тяжелым не был.

Пусто в доме, уже не придет
Тот, кто был для тебя всем на свете…
Та беда никогда не уйдет,
Но пройдут дни ненастные эти.

Знаю я, как сжимает в кольцо
Одиночество, боль и тревога,
Не считай эти дни концом,
Впереди еще есть дорога.

Проживи эти дни, промолчи,
Пусть никто о той боли не знает,
Миг отчаяния пережди,
Не сходи на ходу трамвая.



ЛЮБИМОЙ КНИГЕ
                Г.А.Харькова

Страницы тонкие листаю,
Не оторву от строчек глаз,
И долго, долго я читаю
Тебя не в первый книга раз.

Живу героями твоими,
Людьми прекрасного  труда,
Борюсь, мечтаю , строю с ними,
Смеюсь и плачу иногда.

За все, чему ты научила,
Что другом юности была,
Великое тебе спасибо
Я буду говорить всегда.



ОТВЕТ НОВОЙ РУССКОЙ
                Г.А.Харькова


Говорила знакомым
Дама солидная
Говорила негромко мне
Вещи обидные.

Не со зла мне сказала
Мысль довольно простую,
Что на свете мол я
Не живу- существую.

Знала я, что у дамы
Есть квартира, машина,
Дом полнехонька чаша,
Муж- практичный мужчина.

Говорила мне долго,
Все довольством блистая,
Говорила, как жить мне
Свысока, поучая.

Я молчала- что скажешь
Этой фее блестящей,
Не имея машины,
Ни ковров настоящих..

Дома- мебель простая,
На стене- видик с лесом,
Не имею ни блата,
Ни знакомых, ни веса.

Не ношу, не имею
Шуб больших и тяжелых,
Люблю платья из ситца,
И с горошком веселым..

Никогда не ловила
Женихов с положеньем,
На автобусах езжу,
Это- не огорченье.

Уезжаю за город
К речке, лесу и полю,
Вот оно, моё счастье-
Видеть это раздолье.



ЗА ОКНОМ ДЕНЬ СЕРЫЙ
                Г.А.Харькова


За окном день серый и сырой,
Глухо непогодь стучится в стекла,
Голая осинка под горой
От дождя озябла и промокла.

Как должно быть грустно ей одной
Над холодною и быстрою рекой?
Говорливой солнечной весной,
Что прошла так быстро, незаметно

Хрупкая, оделась ты листвой
В свой наряд, зеленый, пышный, летний.
А теперь печальная стоишь,
Об ушедшей радости грустишь.

Хрупкая, протерпишь  холод, ветер,
Пусть одна, пусть тонка и слаба,
Ты с мечтой о новом ясном лете
Переборешь бури и ветра.,
Только стой  над быстрою рекой
Ты с надеждой, светлою мечтой.

Я ушедшей солнечной весной
Тоже с светлой радостью жила,
А она в осенний день сырой
Далеко и навсегда ушла.

Мне, осинка  трудно в эти дни,
Ты меня, пожалуйста пойми!

Пусть я одинока, не сильна,
Пусть мне грустно осенью сырой,
Но, как ты, я выстою  сполна
С сильной, новой, радостной мечтой.

Верю я, что поздно или рано
Снова дни весенние настанут.
Сентябрь 1956


ДРУГУ                Г.А.Харькова


Слово светлое - озарение,
С ним пройди и других сдружи,
Руки тоже ведь откровение,
Продолжение твоей души.

Руки искренние - руки гордые.
Это ими прославлен труд.
Отвергаю руки недобрые,
И скупые, и те, что лгут.