Тени прошлого 5

Игорь Срибный
Екатеринбург. Российская империя.
12 октября 1903 года

     Члены боевого центра БОНВ собрались на квартире гласного городской думы Екатеринбурга присяжного поверенного Бибикова, который неоднократно представлял свое жилье для встреч революционеров-подпольщиков. Угрюмый Иехиел-Михл Залманович Лурье, носивший в подполье имя  Юрий Александрович Ларин, сын казённого раввина Киева Шнеера-Залмана Лурье, сидел на стуле у окна, выходившего на площадь, и следил за улицей. За большим круглым столом в центре залы сидели братья Кадомцевы, - Эразм и Михаил – известные на весь Урал боевики. Братья пользовались большим авторитетом у местных подпольщиков, поскольку в доме их отца – Самуила жила в ссылке супруга Ленина Надежда Константиновна Крупская. Дважды побывал с визитами к супруге и сам Владимир Ильич. Провалившись в огромном кожаном кресле, восседал Моисей Израилевич Губельман, по кличке Емельян Ярославский. Не было только главного организатора БОНВа – Янкеля Свердлова.

     - Ну, это переходит уже все границы приличия! – пробурчал вечно недовольный Лурье. – Мы ждем уже больше часа! Я предлагаю разойтись, товарищи!

     - Не для того мы в безделье просидели целый час, чтобы разойтись ни с чем! – пряча в карман золотую луковицу часов от Бурэ, произнес Ярославский.  – Ждем-с!

     Будто услышав его слова, в прихожей мелодично тренькнул серебряный колоколец, и в комнату, радостно потирая руки, вихрем ворвался Свердлов.

     - Прошу прощения за опоздание, господа! – выпалил он, плюхаясь в кресло. – Вы не представляете,  сколь напряженным и, вместе с тем, сколь радостным был этот день!

     - И что же такого должно было случиться, что ты продержал нас здесь, в центре города, на виду у всех полицейских ищеек более часа?! – желчно выдавил из себя Лурье.

     Свердлов мгновенно помрачнел. Его черные глаза полыхнули гневом.

     - Тебе, товарищ Ларин, я доложу! – отчеканил он. – Наш друг Максим Горький свел меня сегодня с выдающимся оперным басом современности – Федором Шаляпиным! Так вот, Федор Иванович пожертвовал на наше дело пятьсот рублей золотом и обещал оплатить поставку печатного агрегата, который вот-вот придет в Нижний Новгород. Вполне естественно, что я вынужден был уделить дорогим гостям время для беседы! Ты удовлетворен?!

     - Вполне! – буркнул Лурье и отвернулся к окну.

     - Эразм, Михаил! – продолжал Свердлов. – Пятьсот рублей ваши! Наконец-то вы сможете заняться  организацией боевых инструкторских школ на Урале, в Петербурге, в Киеве.  У нас есть теперь средства на создание технических групп для изготовления бомб и перевозки оружия из-за границы через Финляндию и Австрию. Эразм, тебе срочно нужно выехать в Киев для встречи с посланником из Англии  от Беньямина по поводу организации предприятий по добыче шрифтов, печатных станков, динамита, патронов. Он будет ждать тебя на старом адресе. Ты приготовил список всего, что нам необходимо?

     - Конечно! – отозвался Эразм Кадомцев, выкладывая на зеленое сукно стола бумаги. – Все, что мы оговаривали на предыдущем совете.

     Свердлов некоторое время внимательно изучал бумаги.

     - Да-с! Ничего не упущено! Когда ты сможешь выехать?

     - Мой фальшивый паспорт уже засвечен в даух поездках! – ответил Эразм. – Новый будет готов только через два дня. Его мы делаем официальными путями. Через господина Бибикова.

     - Это хорошо! – сказал Свердлов. – Теперь всех прошу к столу!

     Подпольщики расселись за столом, гремя тяжелыми стульями из красного дерева.

     - Беньямин передал мне послание от Якова Шиффа. Банкир согласен финансировать все наши предприятия! Но с одним условием!.. – Свердлов обвел тяжелым взглядом собравшихся.  Все молчали…  - Это условие – непримиримая борьба с царским самодержавием! Борьба без компромиссов! До победного конца!

     Вздох облегчения прошелестел над столом.

     - Не те ли же самые цели мы ставим сами перед собой?! – воскликнул Губельман-Ярославский. – Шифф будет платить нам за то, что мы сами избрали целью своей жизни! Это здорово!

     - Но это еще не все! – оборвал его Свердлов. – В секретной части послания ставится конкретная цель: Российская империя, как государство, должна в результате наших усилий прекратить свое существование!

     Стало так тихо, что слышно было,  как на улице кричит торговка: «Молоко! Молоко»!

     - А вот это нам уже не по силам! – наконец, сказал Лурье.  – Нельзя объять необъятное! Ты должен прямо сказать об этом Шиффу!

     - А я так не считаю! – Свердлов вскочил и забегал кругами по комнате. – Да, я допускаю, что первый бой мы проиграем! Но это будет проба наших сил и одновременно демонстрация нашей мощи! Нам нужно будет еще максимум пять лет, чтобы полностью овладеть ситуацией в России! И вот тогда мы дадим последний и решительный бой! За нами пойдут миллионы!

     - Да?! И чем же ты их приманишь? Наш народ не столь глуп, как тебе кажется, чтобы пойти на баррикады за каким-то пустомелей!

     - Наш народ?! – Свердлов остановился, будто налетев на стену. – Кто это такой – «наш народ»?!

     - Не кривляйся, Янкель! – Лурье тоже вскочил со стула. – Ты прекрасно знаешь, о чем я говорю!

     - Товарищи, товарищи! – Губельман поднял руки. – Это уже не конструктивный разговор! Давайте-ка сядем и поговорим по существу. Ларин отчасти прав, Янкель! Какими-такими особо-секретными способами ты сможешь всколыхнуть стоячее болото, именуемое Российской империей?!

     - Я только начал разрабатывать эти методы! – сказал Свердлов. – К следующему совету я буду готов представить их на ваше рассмотрение. Сейчас у меня есть только наброски…

     - Пока господин Шифф и иже с ним дают нам деньги на революцию, мы можем не утруждать себя философскими измышлениями! – язвительно проговорил Лурье. – Что нам?! Закупим оружие и пойдем убивать городовых!

     - До чего же ты несносен, Ларин! – Свердлов презрительно скривил губы. – Да, и городовых мы будем убивать тоже! Но это не будет основной нашей деятельностью, понимаешь?! 

     - А что же ты видишь в качестве основной нашей деятельности, Янкель? Какие результаты тебя удовлетворят?

     - Расстрел царя Николая II со всем его выводком!..

     Ларин поперхнулся слюной и тихо сполз по высокой спинке стула…

Продолжение следует -