Кто он, маэстро Вольф Мессинг?

Зиновий Бекман
               
              Из цикла"Памятные встречи"               

      Начну с того, что к экстрасенсам, ясновидящим, магам и телепатам, заполонивших в последнее время  с лихвой, не только рекламные разделы газет, но и телерадиоэфиры, я отношусь весьма прохладно и с большим недоверием. Очень тонкая грань отделяет деятельность разного толка новоявленных  магистров оккультовых наук  от неприкрытого шарлатанства и мошенничества, основной целью которых является вымогательство денег и нажива на страданиях людей, отчаявшихся получить квалифицированную медицинскую помощь.
  Отдельной строкой в этой чреде стоит два имени, оставивших неизгладимый след в истории двадцатого столетия: это Ванга и Мессинг. Они ушли из жизни, унеся с собой,  неразгаданную тайну своего феномена. Оба обладали необычайным даром предвидения происходящих событий в мире и в судьбах отдельных людей. Их имена окутаны мифами и домыслами и теперь уже трудно отделить правду от вымысла.
    Я пишу об этом вовсе не потому, что хочу стать участником , развернувшихся в последнее время дискуссий  в телевизионных программах о правомерности деятельности новоявленных экстрасенсов и им подобным, а прежде всего потому, что в далеком 1957 году мне довелось не только познакомиться с Вольфом Мессингом, но и стать участником, проводимых  им  в концертных залах, психологических опытов. Именно так на афишах назывались его концертные выступления.
   В то время я служил в армейском ансамбле песни и пляски «Севастопольвоенморстроя».
Клуб военных строителей Черноморского флота, в котором базировался наш ансамбль, находился в городе Севастополе на улице Гоголя, рядом с военным госпиталем.  В этом небольшом, всего на 200 мест, клубе, иногда проводились филармонические концерты, на которые, естественно, у нас был свободный доступ.
   Тогда я впервые услышал это  имя - Волф Мессинг. Билеты на его концерты были раскуплены в первый же день. Какими только эпитетами не награждала его молва: великий маг и гипнотизер, непревзойденный телепат, экстрасенс и ясновидящий. Я был молод и, даже не понимал смысла этих слов и потому для себя решил, что сегодня в нашем клубе состоится концерт циркового артиста-фокусника, который на публике, как кудесник, будет изображать всевозможные чудеса.
  За два часа до начала концерта в  фойе клуба в сопровождении администратора филармонии, знакомого нам по концертам нашего ансамбля, быстрым шагом вошел  невысокого роста пожилой, худощавый мужчина. Он был одет в свободное демисезонное пальто. На голове у него была  широкополая шляпа, из-под которой, свисали курчавые, с проседью, пряди волос. С ним пришла женщина средних лет, большеглазая, с приятной и привлекательной внешностью. За ними следовали двое дюжих, спортивного телосложения, парней. В наше время их можно было принять за телохранителей, а тогда они всего-навсего оказались  рабочими сцены: расставляли реквизит и помогали артисту во время проведения им гипнотических опытов.
    В тот момент в фойе клуба находились только начальник нашего клуба капитан Вдовиченко Виктор Власович и несколько ансамблистов. Мы о чем-то оживленно беседовали. Увидев, входящего Мессинга, Виктор Власович пошел ему навстречу. Администратор филармонии представил его Мессингу, как начальника клуба, а нас, как артистов военного ансамбля. Вольф Григорьевич обнажил голову и поздоровался с каждым за руку. Затем представил свою спутницу Аиду Михайловну Раппопорт, сказав, что это его ассистентка и, улыбнувшись, добавил: по совместительству жена. Лицо его в тот момент озарилось мягкой и доброй улыбкой.
   Я успел  рассмотреть его: высокий лоб, испещренный продольными линиями морщин, на лице  с двух сторон по щекам к подбородку пролегли глубокие складки.
Выделялись глаза. Взгляд был пронизывающий, от которого невольно хотелось съёжиться. И ещё я запомнил, что в затылочной части его головы за ушами выделялись необычные утолщения, напоминающие шишки. Когда он заговорил,  меня поразил  его  необычный акцент. Будучи от рождения польским евреем, он, как характерно евреям, растягивал слова, одновременно смягчая их, как поляк.
    Перед началом выступления  Заслуженного артиста РСФСР Вольфа Мессинга Аида Раппопорт рассказала о его феноменальных способностях в области гипноза, внушения, ясновидения и отгадывания мыслей людей. В порядке примера привела несколько наиболее примечательных эпизодов из жизни маэстро:
    - в ранней юности, не имея билета, предъявил в поезде контролеру обычный клочок бумаги, который тот, приняв за билет, прокомпостировал его.
    - в порядке эксперимента предъявил кассиру сберкассы чистый лист бумаги и получил на руки 100 тыс. рублей наличными.
     В зале  начался хохот, прозвучали аплодисменты одних и легкая усмешка недоверия других. Люди по разному отнеслись к этому объявлению. Я сам к тому времени уже довольно успешно выступал на эстраде в жанре сатиры и юмора и не поверил в правдоподобность этих примеров, приняв их за юмористическую репризу.
   Вечер продолжался. Аида Раппопорт объявила, что сейчас маэстро Вольф Мессинг будет читать мысли людей, сидящих в зале. Но прежде необходимо, чтобы на сцену из числа зрителей поднялись по своему желанию пять человек, которые займут места членов жюри. Они будут принимать записки зрителей, отбирать из них наиболее интересные и в соответствии с указанными в них заданиями, контролировать действия артиста.
 Аида подчеркнула, что авторы записок, должны четко и кратко формулировать свои задания и сообщать номер ряда и места, указанного в билете.
Из зала одна за другой стали поступать записки. Жюри быстро отобрало несколько из них и ассистентка пригласила  на сцену артиста.
    Он вышел из-за кулис быстрым шагом в черном смокинге и белой рубашке с бабочкой. Поднятием рук успокоил, прозвучавшие аплодисменты. Зал затих и замер.Я обратил внимание на его руки. Они  напомнили мне руки знаменитого мима Марселя Марсо, пульсирующие и пластичные.
   Жюри пригласило на сцену автора первой записки. Вышла женщина, недоверчиво улыбаясь, несколько вальяжная и, как мне показалось, очень уверенная в себе.
Мессинг  предупредил её, что она должна думать только о том, что написано в записке, чтобы мысли её не раздваивались. Правой рукой он взял её за запястье левой руки, и они по ступенькам стали спускаться в зал: он впереди, а она за ним. Я сидел в третьем ряду, рядом с проходом, и слышал, как он ей тихо сказал: «Не думайте о том, угадаю я или нет. Только то, что я должен сделать. Теперь молодец!» И они уверенно пошли в середину зала, где он подошел к мужчине, расстегнул его пиджак и из внутреннего кармана достал шкалик водки. Когда члены жюри прочли записку, зал разразился не только дружными аплодисментами, но и гомерическим хохотом. Причем, смеялись все: зрители, члены жюри, ассистентка и сам Мессинг.
   Я тоже смеялся вместе со всеми, но посчитал, что это была хорошо разыгранная интермедия. Однако, но по мере выполнения им  очень сложных  заданий,  к концу первого отделения, моя уверенность постепенно сильно поколебалась. Я начал сознавать, что это далеко не цирковые трюки. Но что и как он их исполнял, представить было сложно.
   Во втором отделении Вольф Мессинг проводил различные эксперименты с помощью гипноза. Вначале он кратко рассказал о сущности гипноза, как явления, в основе которого подчинение воли и сознания одного человека воле и сознанию другого. Я помню, как он подчеркнул, что загипнотизировать можно, прежде всего такого человека, который обладая здоровой психикой и сильной внутренней волей, проявит непреодолимое желание подчиниться воле гипнотизера. Если же человек не проявит такого желания, а будет, наоборот, противиться воле гипнотизера, то загипнотизировать его будет практически невозможно. Маэстро вышел на авансцену и спокойным тихим голосом обратился к залу:
     - Все кто хочет подвергнуться гипнозу, примите в креслах удобную для Вас позу, расслабьтесь, сложите впереди себя руки и закройте глаза. Вы почувствуете, как все ваше существо пронизывает теплая волна, Вам хочется спать…спать. Ваши веки становятся тяжелыми, и Вы погружаетесь в глубокий сон…
    До этого вечера о гипнозе мне доводилось либо только  читать в книгах, или видеть в кино, а так наяву – впервые. И потому, не скрою, по-прежнему, с определенной долей недоверия, но с возрастающим интересом, стал наблюдать за тем, что происходит в зале.
 А в зале стало удивительно тихо, не слышно было шорохов и скрипа кресел, все замерли в ожидании чуда. Я огляделся и увидел, что рядом со мной женщина, откинувшись в кресле, спокойно спит. У неё ровное, типичное для глубокого сна дыхание.
В поле моего зрения попало ещё несколько спящих зрителей. Мессинг подошел к женщине и дотронулся до  её плеча. Она встрепенулась.
     - Вы помните, как Вас зовут?
     - Валентина.
     - Сколько Вам лет?
     - Тридцать.
     - Вы работаете на швейной фабрике?
     - Да!
     - А что Вы сейчас делаете?
     - Еду в троллейбусе в ночную смену.
     - А Вы не боитесь проспать остановку?
     - Боюсь.
     - Так проснитесь.
Женщина открыла глаза и недоуменно стала озираться по сторонам. А зал разразился аплодисментами…
   Вечером следующего дня состоялся второй концерт. Мне хотелось во чтобы то ни стало, проверить на себе действие гипноза. Дождавшись второго отделения, я следуя указаниям маэстро, устроился удобно в кресле, расслабился, сложил впереди себя руки, закрыл глаза и стал прислушиваться к спокойному, завораживающему голосу  гипнотизера. Очень скоро веки мои сомкнулись, и я почувствовал какую-то незнакомую  истому и тепло во всем теле. Мне, даже показалось, что лоб мой покрылся испариной.
     Но самое главное, я это ощущение хорошо помню, почувствовал, как из меня куда-то уходит мое собственное Я. Как будто я сам себе больше не принадлежу.  Мессинг подошел ко мне, положил руку на моё плечо и сказал:
    - Молодой человек, мы вчера с Вами познакомились, а со знакомыми людьми я  обычно стараюсь не работать.
    - Но Вы, даже имени моего не знаете.
    - Почему же. У Вас очень необычное и редкое имя. Не правда ли? Назовите его.
    - Золя.
    - Ну, что я говорил? Пожалуй, я для Вас сделаю исключение и поработаю с Вами. Знаете почему? Потому, что мне показалось, что к тому, что я делаю, Вы  относитесь с недоверием… Теперь откройте глаза и поднимитесь со мной на сцену.
     Это была сцена нашего клуба, на которой рождались и шлифовались все концертные номера нашего ансамбля .На ней на концертах я познал  радость творческого вдохновения и успех. Здесь все  было привычным и родным.  А сейчас, поднявшись на  сцену по воле гипнотизера, мне показалось, что я оказался на незнакомых подмостках, Я озирался по сторонам и не мог понять, где я нахожусь и, что со мною происходит. Сослуживцы мне потом рассказали, что у меня был довольно жалкий и растерянный вид.
      Подсознательно помню, что я сел на стул, лицом в зал. Мессинг задал мне вопрос:
     - На комсомольских собраниях Вы голосуете поднятием левой или правой руки?
     - Правой.
     - Поднимите её. Я поднял руку. Последовала команда:
     - Так и осталась. Я делал попытки опустить руку, но не мог, она не подчинялась.
     - Что не опускается рука? А теперь? Рука свободно опустилась.
     - Вам хочется вернуться в зал?
     - Да.
     - Но Вы не можете подняться со стула.  Все мои попытки встать  были тщетными. Я    как будто прирос к стулу.
     - Можете подняться. Я поднялся.
     - Проверьте, у Вас руки и ноги двигаются? Я пошевелил ими.
     - А теперь?  Руки и ноги перестали меня слушаться. Я как будто прирос к полу и превратился в ствол дерева. Мессинг обратился к своим помощникам:
     - Положите его горизонтально на спинки стульев. - Мне этого очень не хотелось, но я не успел опомниться, как голова моя оказалась на спинке одного стула , а каблуки сапог, на спинке другого. Ребята мне потом рассказали, что со стороны я напоминал гладильную доску…
   Когда закончился сеанс гипноза, и я под аплодисменты зала вернулся на свое место, меня не покидало чувство, что это происходило не наяву, а в каком-то  сне и не со мной.
За мое недоверие маэстро преподнес мне урок, который я запомнил на всю жизнь.
   Так кем же на самом деле был МАГ Вольф Григорьевич Мессинг, великим ЧАРОДЕЕМ или ВОЛШЕБНИКОМ? Это так и осталось для меня ТАЙНОЙ.




      

.

      
      

+