Стихи евреев и не евреев о евреях

Сара Това Кунин
Стихи евреев и не евреев о евреях
     Теодор Рехельс
     Эта подборка стихов о евреях далеко не полная. В неё не вошли стихотворения
     таких замечательных авторов, как : М.Алигер, М.Рашкован, А.Галич,
     Е. Евтушенко, В.Высоцкий, Б. Слуцкий, В. Гафт, А.Берлин,
     Т. Кузовлева, Н. Сагаловский и многих других.
     Выбор стихов был абсолютно субъективен.

     Я рос тебе чужим, отверженный народ,
     И не тебе я пел в минуты вдохновенья.
     Твоих преданий мир, твоей печали гнет
     Мне чужд, как и твои ученья.

     И если б ты, как встарь, был счастлив и силен,
     И если б не был ты унижен целым светом –
     Иным стремлением согрет и увлечен,
     Я б не пришел к тебе с приветом.

     Но в наши дни, когда под бременем скорбей
     Ты гнешь чело свое и тщетно ждешь спасенья,
     В те дни, когда одно название «еврей»
     В устах толпы звучит как символ отверженья,

     Когда твои враги, как стая жадных псов,
     На части рвут тебя, ругаясь над тобою, –
     Дай скромно встать и мне в ряды твоих бойцов,
     Народ, обиженный судьбою.

     С.Я.Надсон
     ***
     Евреи,с вами жить не в силах,
     Чуждаясь, ненавидя вас,
     В скитаньях долгих и унылых
     Я прихожу к вам всякий раз.
     Во мне рождает изумленье
     И ваша стойкость, и терпенье.
     И необычная судьба,
     Судьба скитальца и раба.
     Отравлен я еврейской кровью,
     И где-то в сумрачной глуши
     Моей блуждающей души
     Я к вам таю любовь сыновью,
     И в час уныний, в час скорбей
     Я чувствую, что я еврей!

     И.Г.Эренбург

     ***

     Еврейского характера загадочность
     не гений совместила со злодейством,
     а жертвенно хрустальную порядочность
     с таким же неуемным прохиндейством

     И.М.Губерман.

     ***
     Я б унесся туда, где добро и любовь
     Прекратили раздоры людей,
     Из-за низких страстей проливающих кровь,
     Где бы стал моим братом еврей.

     ***

     Опять с цепи сорвалась свора
     Звероподобных темных сил,
     Наш древний Киев дни позора,
     Залитый кровью, пережил…
     И все нелепые преданья
     Веков, унесшихся давно,
     Терпеть обиды, истязанья
     У нас еврейству суждено!

     ***

     Темна Россия и забита:
     Тираны, войны, недород…
     К чему клеймо антисемита
     Тебе, страдающий народ?
     К чему свирепствовать, Россия,
     От хижины и до дворца?
     К тому ли звал тебя Мессия?
     Поводыря нет у слепца?
     Опомнись: нет великих наций,
     Евангелью не прекословь.
     Отвергни ритуал оваций.
     Когда громишь ты иноверцев,
     Стократ твоя же льется кровь,
     Так коль не разумом, так – сердцем.

     Н.А. Бердяев

     ***

     Собаки лаят где-то,
     Гремит пальба иль гром.
     Сосед мне по секрету
     Шепнул: "будет погром".

     Совет небрежно брошен,
     Чтоб прятался скорей:
     "Ты человек хороший,
     Но все-таки еврей".

     Жил человек хороший
     Да, вот беда - еврей,
     Клейменный словно лошадь
     На родине своей.

     Он верил идеалам,
     И думал все равны.
     Наивный этот малый
     Не знал своей страны.

     Мой прадед при погроме
     Погиб в расцвете лет.
     Семьей не похоронен
     Пропавший в гетто дед.

     На фронте стал калекой
     Отец в сорок втором,
     Но минуло полвека,
     Я снова жду погром.

     Жил человек хороший
     Да, вот беда - еврей,
     Клейменный словно лошадь
     На родине своей.

     Он верил идеалам,
     И думал все равны.
     Наивный этот малый
     Не знал своей страны.

     Был Родиной отринут,
     И долго горевал.
     Наверное чужбину
     Я Родиной считал.

     Теперь все это в прошлом
     Грусти или жалей.
     Жил человек хороший,
     "Но все-таки еврей".

     А.Державец

     ***
     Уезжают русские евреи,
     покидают отчий небосвод,
     потому-то душу, видно, греет
     апокалиптический исход.
     Уезжают, расстаются с нами,
     с той землей, где их любовь и пот.
     Были узы, а теперь узлами,
     словно склад, забит аэропорт.
     Уезжают.. Не пустить могли ли?
     Дождь над Переделкиным дрожит.
     А на указателе "К могиле
     Пастернака" выведено: "Жид"...

     Р.Казакова

     ***
     Под крики толпы угрожающей,
     Хрипящей и стонущей вслед,
     Последний еврей уезжающий
     Погасит на станции свет.
     Потоки проклятий и ругани
     Худою рукою стряхнёт.
     И медленно профиль испуганный
     За тёмным окном проплывёт.
     Как будто из недр человечества
     Глядит на минувшее он…
     И катится мимо отечества
     Последний зелёный вагон.
     Весь мир, наши судьбы тасующий,
     Гудит средь лесов и морей.
     Еврей, о России тоскующий
     На совести горькой моей.

     ***
     Над площадью базарною
     Вечерний дым разлит.
     Мелодией азартною
     Весь город с толку сбит.
     Еврей скрипит на скрипочке
     О собственной судьбе,
     И я тянусь на цыпочки
     И плачу о себе…
     Какое милосердие
     Являет каждый звук,
     А каково усердие
     Лица, души и рук,
     Как плавно, по-хорошему
     Из тьмы исходит свет,
     Да вот беда, от прошлого
     Никак спасенья нет.

     Б.Ш.Окуджава

     ***

     Во мне бурлит смешение кровей…
     Признаюсь, по отцу я чисто русский.
     По матери, простите, я – еврей.
     А быть жидом в стране родимой грустно.
     Разорван в клочья бедный организм.
     В какой борьбе живет моя природа!
     Во мне слились в объятьях “сионизм”
     навек с “Союзом русского народа”.
     То хочется мне что-то разгромить,
     то я боюсь, как бы не быть мне битым.
     Внутри меня семит с антисемитом,
     Которых я не в силах помирить.

     Э.Ф.Рязанов

     ***

     Ветхозаветные пустыни,
     Где жизнь и смерть – на волоске.
     Еще кочуют бедуины.
     Израиль строит на песке.

     Он строит, строит без оглядки.
     Но вот прошли невдалеке -
     Как хрупки девушки-солдатки!
     Израиль строит на песке.

     Грозят хамсин или арабы,
     Зажав гранату в кулаке.
     О чем, поклонники Каабы?
     Израиль строит на песке.

     Крик муэдзина, глас раввина
     Сливаются на ветерке.
     Какая пестрая картина!
     Израиль строит на песке.

     Где проходили караваны,
     Вздымая прах из-под копыт,
     Взлетают пальмы, как фонтаны,
     И рукотворный лес шумит.

     На дело рук людей взгляни-ка,
     Интернационал стола:
     Услада Севера – клубника,
     Япончатая мушмала.

     Что могут рассказать века мне
     На человечьем языке?
     Что мир не выстроил на камне -
     Израиль строит на песке.

     …Арабский рынок, шум базарный,
     Непредсказуемый Восток.
     Но, за доверье благодарный,
     Не рассыпается песок

     Ф.А.Искандер


     ***
     Я жизнь свою завил в кольцо,
     Хоть голову клади на рельсы.
     Я так любил одно лицо
     Национальности еврейской.

     Но всё прошло в конце концов.
     В конце концов я тоже гордый.
     Я это самое лицо,
     В лицо назвал жидовской мордой.
     ***
     Поцелуи, объятья-
     Боли не побороть.
     До свидания, братья.
     Да хранит вас Господь.

     До свиданья, евреи,
     До свиданья, друзья.
     Ах, насколько беднее
     Остаюсь без вас я.

     До свиданья, родные
     Я вас очень любил.
     До свиданья, Россия,
     Та, в которой я жил.

     Сколько окон потухло,
     Но остались, увы,
     Опустевшие кухни
     Одичавшей Москвы.
     Вроде Бабьего Яра,
     Вроде Крымского рва,
     Душу мне разорвало
     Шереметьево-два.


     Что нас ждёт, я не знаю
     В православной тоске.
     Я молюсь за Израиль
     На своём языке.

     Сохрани ты их дело
     И врагам не предай,
     Богородица Дева
     И святой Николай.

     Да не дрогнет ограда,
     Да ни газ, ни чума,
     Ни иракские СКАДы
     Их не тронут дома.

     Защити эту землю
     Превращённую в сад,
     Адонай элохейну,
     Элохейну эхад.

     В. Емелин


     C Уважением....