Прекрасное ля для гобоя

Познавшие Вечность
ПРЕКРАСНОЕ  «ЛЯ» ДЛЯ  ГОБОЯ  -
 - ТАК  СЛЕДУЕТ НАЗВАТЬ РЕЦЕНЗИЮ НА ДВЕ НЕБОЛЬШИЕ НОВЕЛЛЫ  АВТОРА  ЭСТЕР  ДОЛГОПОЛЬСКОЙ    ИЗ  «КНИГИ  ИЛЛЮЗИЙ».
 
          Осознание окружающего мира начинается с детства. С детских игр, когда  всё «понарошке-поправде», когда  формируются первые осмысленные действия и первые навыки общения,  когда человек пробует свои силы и возможности, глядя на мир широко распахнутыми доверчивыми глазами: «А чайки большие-большие, летают туда-сюда. Это одни и те же или разные?»  Нет точного ответа на многие детские вопросы. Наверное, это одни и те же чайки, но всё-таки разные, у каждого свои.
   Игра продолжается, усложняясь. Вот «море волнуется». Нынешние дети наверняка не знают об этой игре, где надо успеть занять своё место, а если не успел, то проиграл.  Остался без места. Один. Страшно. Очень поучительная игра.
   Да мало ли игр у человечества? В конце концов  всё, чем мы заняты, вся наша жизнь - игра, испытание собственных сил и возможностей, а ещё это неизбывное желание быть первым, быть победителем…  Сначала в игре, затем и в реальной жизни. Хотя все одинаковы: и победители, и побеждённые. В выигрыше  только сама жизнь. «Вот же они, недоступные перлы…  Переливаются разноцветными красками и что-то нестерпимо режет глаза…  СЛАВА…  Ан нет! Это просто стёклышки от разбитой бутылки…» (из новеллы «Игры»).
   И снова о чайках. Большие-большие, они летают туда-сюда. Они одни и те же? Или разные? Как знать?
   Но кроме простых и действенных игр (обучающих, целевых, воспитательных),  существует и самая интересная изо всех – игра воображения. Искусство слова, красок и звуков, - мир искусства кажется иллюзорным, но он концентрирует в себе подсознательное стремление к идеалу,  свойственное  любому  человеку. Этот мир отвергает зло, в мире искусства нет места смерти, в нём всегда  торжествует высшая правда и справедливость. Именно в нём величие и сила человеческого духа  проявляется во всей красоте замысла. Без иллюзий прожить нельзя. Они так же необходимы, как воздух, вода и хлеб.  Они развивают креативные  способности человечества. Они неисчислимы во множестве вариаций.  Сослагательное наклонение (ах, если бы…)  всегда даёт толчок к размышлению.
   «Ах, это «как бы»…  Вот оно и завораживало. Завораживает всю жизнь, ибо и писать начинаешь, потому что не можешь так, как есть, а хочешь:  КАК БЫ ЭТО МОГЛО БЫТЬ…»
   Писательница Эстер Долгопольская  рассказывает о себе, о своём детстве, о первом впечатлении от посещения Театра (новелла «Предпочтения»).  Далее начинаются Книги, родительские чтения вслух, чуть позже Филармония и это самое «ля»  гобоя, которое в памяти навсегда. Чистое, голубое  как облако, всеобъемлющее. Прекрасное «ля» гобоя!  Оно почти совершенно, оно накрывает и томит, и требует завершения…  Возвращаешься к Книгам и книжкам, вновь погружаясь в этот иллюзорный, загадочный  и чудный мир путешествий человеческой мысли, в мир чувств и звуков, подвластных лишь СЛОВУ – всемогущему  божественному дару, что может созидать и разрушать, и порой достигать совершенства, и вдруг ясно осознаёшь, что вопрос о чайках пока не решён…
    Тем не менее, писательница  говорит не только о себе, она несколькими словами воскрешает целое поколение, определённую эпоху, которая в наши дни уже принадлежит истории. Кто знает, что лучше и что хуже?  Разве чайки не одни и те же?
    «Иллюзия Театра рождает писателя». Это как бы о себе, но не только, это обо всех пишущих людях. Но нет, не совсем так. Понимание мысли даёт ключевая фраза: «Ибо одна-единственная книга, написанная нами, есть ничто иное, как полная иллюзий и разочарований наша с Вами жизнь… Такая, какую мы прожили». И это абсолютно точно.
   Органично чувствуют себя в тексте новелл цитаты из Пабло Пикассо, Рамона Гомеса де ла Серна, Виссариона Белинского и Федерико Феллини, подтверждая универсальный характер человеческого мышления. Удивительным образом писательнице Эстер Долгопольской удалось в двух изящных новеллах «ИГРЫ» и «ПРЕДПОЧТЕНИЯ» вместить и свою собственную историю, и историю человечества, движущей силой которого являются иллюзии.
   «Вот так и человек – от иллюзии к иллюзии. Оставим его … Плыть».
   …Читаешь, вслушиваясь и вглядываясь, и размышляешь, и всем сердцем веришь, что чайки, такие большие-большие, одни и те же, хотя и разные, рождаются и живут, пока машут платки вслед уплывающему кораблю…

Светлана Лось. Торонто.
 2011-10-07