Гл. 4. Великая испанская революция

Андрей Пустогаров
Книга 4
Исход или Реформация

В этой книге под евреями времен Исхода понимается  торгово-промышленное сословие. В ходе событий, описанных в книге, это сословие превратилось в этнические группы ( или народ),  состоящий из различных сословий. Связывать  современных  евреев с каким-либо  определенным сословием – преступно. Гитлер тоже  говорил о «засилье еврейского капитала», а в результате были убиты миллионы евреев,  в основном,   не имевших  к этому капиталу никакого отношения. 

Глава 4
Великая испанская революция

1. Местная экономика и глобальные сети. 2. Исход и военная революция. 3. "И стали сыны Израилевы в боевой порядок" 4.Казни египетские или экономическая  катастрофа
5. Великий комбинатор Иосиф 6. Битва за колонии



1. Местная экономика и глобальные сети

Мои следующие рассуждения могут не понравиться тебе, читатель. Особенно, если ты считаешь, что послан в этот мир, чтобы умножать  в нем добро. Правда, если спросить тебя, читатель, что ты понимаешь под добром, то неминуемо выяснится, что процветание и размножение человеческого рода.  Вот мы и пришли к размножению. Как и у всякого биологического объекта, твоя цель, читатель, это размножение:  передача и распространение генокода с неясной для тебя самого целью. Для особи мужского пола это означает соперничество за женщин. Социальная структура накладывает на это соперничество некоторые ограничения, но суть  человеческой деятельности  остается неизменной.  В результате этого соперничества и происходит так называемый прогресс. Один из главных факторов в этом соперничестве  - удовлетворение женского инстинкта по обустройству безопасного гнезда для себя и своей семьи.   

К чему я завел этот разговор? Мы обещали поговорить о том, как аполлонийцам, то  есть местным,  в Испании 15 века удалось поставить под  свой контроль  меркурианцев-транснационалистов , называвшихся  тогда  евреями.

  Процесс это неизбежный и периодически происходит в различные эпохи и в различных регонах.    Возможно, впервые он случился как раз в Испании 15 века.  Все предыдущие «изгнания евреев»  в Европе представляются нам  стандартным «опрокидыванием» в прошлое событий 15-16 вв. – дескать, не мы первые, всегда так было.  Евреи при этом выглядят как болван в старом польском преферансе  - их  то изгоняют, то возвращают, как совершенно безропотный и на все согласный объект. Вряд ли это можно согласовать с тем, что мы узнали о евреях в прошлой главе.   

 Неизбежным такое изгнание делают два обстоятельства.
Первое. Стоящее на более высоком технологическом уровне сословие  меркурианцев  несомненно обладает преимуществами в соперничестве за женщин.  Что, естественно, вызывает недовольство местного населения  и желание изменить ситуацию.  Заметим, что в соперничестве за женщин имеет значение  лишь относительное превосходство : избранник, как правило,  должен быть лучше всех имеющихся в наличии претендентов без учета их абсолютного уровня.   
Вполне можно согласиться с изречением, приписываемым  Цезарю: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме».
В качестве примера можно привести  близкий нам распад Советского Союза: так называемые местные элиты изгнали из своих республик правящий слой   меркурианцев-транснационалистов (или интернационалистов),  по преимуществу русских. При этом  местные элиты   нисколько не испугало общее падение уровня жизни в их  новых государствах – главное, что они теперь стали первыми, а не вторыми. Подобный процесс произошел в Российской империи в результате Октябрьской революции, когда из страны был изгнан  или поставлен под контроль транснациональный капитал и власть перешла к местной большевистской элите. (То, что в ее составе были  представители этнической группы «евреи», ситуацию не меняло, поскольку в сословие меркурианцев эти евреи не входили.     Заметим, и что потомки аполлоницев-большевиков, взявших власть в России в 1917-м, в 1991-м выступали по отношению к местным элитам союзных республик уже как меркурианцы. Мы в очередно раз видим что категории аполлонийцы-меркурианцы не имеют прямого отношения к национальному происхождению их носителей).
               
Второе. Для развития своей коммерции меркурианцам приходится, соответственно, развивать аполлонийцев, создавая среди них структуры, обеспечивающие поставку товаров для обмена.
Мы знаем, к примеру, что в Африке такой обмен происходил (да и сейчас еще кое-где происходит) под  руководством    с местной стороны так  называемых  племенных  вождей. На наш взгляд, эти вожди и возникли  в результате появления европейских торговцев. Показательна  африканская работорговля:  часто  «рабов не захватывали силой, а покупали у местных вождей.… В 1442 г. Аитан Гонсалвиш привез в Португалию первую партию   африканских  рабов, всего десять человек. Некоторые из них пожелали выкупиться на свободу. Они заявили, что если их вернут на родину, то в  обмен  они доставят выкуп золотом и рабами. Португальцы решили попробовать: двое пленных были возвращены в Сенегал (или в Южную Мавританию), а взамен охотники за рабами получили от них десять чернокожих рабов и немного золотого песку и других товаров. С этих пор " благородные  идальго"  часто   практиковали   подобный   обмен ,  поощряя ,  таким   образом ,  местное   африканское   рабовладение»  (  Африка: встречи цивилизаций / под ред. В. Б. Мириманова. - М. : Мысль, 1970, с.244).  Вот вам и появление местных вождей.

А вот что писал о так называемых примитивных народах немецкий этнограф Юлиус Липс: «Институт вождей очень слаб или вовсе не существует. Более одаренный физически и умственно человек, конечно, может добиться в своей группе значительного влияния, но и он в конце концов зависит от общественного мнения. В тех случаях, когда на этой ступени культуры говорят о вождях и их функциях, речь по большей части идет о таких правах вождей, какие были искусственно созданы белыми, для того чтобы облегчить сношения с племенами (Липс Ю. 'Происхождение вещей' - Москва: Иностранная литература, 1954, гл.12, От племени к государству).




Обратимся опять к близкому по времени примеру Советского  Союза. Центральная московская администрация должна была волей-неволей развивать национальные республики, чтобы обеспечить развитие всей страны и, выражаясь современным языком, поддерживать ее конкурентноспособность  в глобальном соперничестве. В национальных республиках целенаправленно формировались местные элиты. В определенный момент, воспользовавшись кризисом Советского Союза,  эти элиты избавились от диктата центра и захватили власть.

Но этот пример, хотя и близок к нам, но далек по времени от  15-16  веков.  Нет ли чего-нибудь поближе?  Есть. К примеру, так называемая русская  опричнина и земщина. Даже ничего не зная об этих терминах и явлениях, можно сразу определить, кто тут аполлонийцы, они же местные, а кто меркурианцы, они же представители  разветвленной торговой структуры.  Мы уже не раз говорили о том, что опричные земли совпадали с  «зоной действия» в Московии  английской Московской компании, осуществлявшей через Архангельск вывоз товаров в Европу. Задачей польско-австрийской интервенции  1605-1618  годов было ликвидировать Московскую компанию, прибыль от деятельности которой позволяла Англии соперничать с Габсбургами за мировое господство.  Задача эта была успешно решена и в России был приведен к власти  прогабсбургский  романовский режим.  Режим этот одной из своих  задач видел в постановке под свой контроль и ликвидации монастырской структуры, осуществлявшей в доромановской Руси всю торговую и промышленную деятельность. Борьба эта шла вплоть до времен Екатерины Второй и завершилась разгромом монастырей и превращением их  в  заведения с чисто религиозными функциями, по которым мы сейчас и судим о монастырях. В борьбе с монастырями русские монархи опирались на  дворянство («местных»- поместных), которое  начало  складываться  с момента   польско-австрийской интервенции.

О сходных процессах в других странах мы поговорим в следующих главах.

На наш взгляд, это совершенно общий процесс, который сопровождает всю историю  человечества , а, возможно, и является ее содержанием: процесс взаимодействия глобальной и местной экономик.

С распадом Советского Союза и с утратой марксистской  философией государственной поддержки наблюдается, конечно, упадок  философской мысли во всем мире,  но никто еще все же не отменил закон единства и борьбы противоположностей. Взаимодействие между  местными структурами и объединяющими их в целое  глобальными сетями хорошо описывается именно этим законом.   

Я думаю, читателю не составит большого труда увидеть эти процессы в современном мире. При этом надо только принимать во внимание, что мировая экономическая и политическая структура многоуровневая,  в ней  существуют сети различного уровня, и одна и та же экономика  может выступать  как представитель  глобальной сети для структуры низшего уровня, и в то же  время  как представитель  местной  структуры  для более развитой сети.  Это, возможно, громоздко выглядит на бумаге, но разглядеть в реальности эти процессы, повторю, по-моему, не составляет большого труда.


2. Исход и военная революция

Вернемся, однако, в Испанию конца 15 века.

 - Хорошо, - скажешь ты читатель, - евреи сами породили местные  структуры, с которыми и взаимодействовали.  Местные мужчины были недовольны своим более низким статусом. Но каким образом местная структура могла взять под контроль более развитую  транснациональную? Вот в чем вопрос.

Действительно, монастырская структура на Руси в качестве торгово-промышленной была ликвидирована  в результате интервенции более развитых держав. Режим большевиков пришел к власти в России в результате 4-х летней Мировой войны, приведшей к гигантским социальным изменениям, во многом за счет тотального призыва в армию.

Но что же могло привести  к утрате доминирования в Испании евреев-меркурианцев, обладавших  непревзойденными знаниями и технологиями?  Кто, к примеру, мог вторгнуться в Испанию, которая была выше всего окружающего мира по уровню своего развития? Да мы ничего и не знаем о таком внешнем вторжении. 

Да, в связи с опережающим развитием Испании, должны были развиться и противоречия между аполлонийцами и меркурианцами, и возникнуть сама возможность конфликта и победы аполлонийцев.

Попробуем наполнить общую фразу о  диалектикой взаимоотношений  меркурианцев и аполлонийцев конкретным содержанием. Для этого обратимся к концепции "военной революции", предложенной в свое время М.Робертсом (Roberts M. The Military Revolution, 1560-1660 // Roberts M. Essays in Swedish History. L. 1967).;

При разработке  этой концепции  дата начала военной революции последовательно сдвигалась в прошлое -  до 1530, затем до 1500 года, затем  до 1450 (The Military Revolution. Military Innovation and the Rise of the West, 1500-1800, by Geoffrey Parker ,Cambridge University Press, 1988).   Но в любом случае эта  военная революция  неразрывно связана с появлением огнестрельного оружия, относимым  к началу 14 века.

Историки затрудняются ответить на вопрос, где же впервые появилось это оружие. Мы же рискнем предположить, что как раз в Испании - технологическом лидере тогдашнего мира с богатой металлургической базой. Во всяком случае, считается, что именно там в 1521 году появился мушкет, а  испанские ружья славились в Европе вплоть  до конца 18 века.

Возможность применения мушкетов  и, вообще, ручного огнестрельного оружия связана с зернистым порохом, пришедшим на  смену "пороховой мякоти". Применение зернистого пороха резко повышало  скорострельность (за счет уменьшения времени очистки ствола после выстрела и зарядки)  и мощность выстрела. Начало использования зернистого пороха относят ко второй четверти XV века.

К середине 15 века относят и появление фитильного замка, который сделал возможным применение ручного оружия одним стрелком (до этого требовался стрелок и наводчик).

Свидетельством этого технологического "огнестрельного"  прорыва, на наш взгляд,  являются "иерихонские трубы", разрушившие стены города   и тот артиллерийский "огонь", что  "вышел из Есевона, пламень из города Сигонова и пожрал Ар-Моав  и владеющих высотами Арнона" (Числа, 21, 28).

Появление индивидуального огнестрельного оружия привело к тому, что  победа в бою стала определяться численным превосходством,  а не  индивидуальной боевой выучкой воина :"сплоченный в тактическую единицу рядовой, плохо обученный боец оказался сильнее индивидуального, квалифицированного, тренированного с детских лет средневекового воина. Возможность использовать для боя... крепких физически, но не квалифицированных бойцов открыла  возможность формирования массовых армий в десятки тысяч человек, возможность, которой не имело средневековье...".(Свечин А. А. Эволюция военного искусства. Том I. — М.-Л.: Военгиз, 1928, гл.5).

До этого в Европе использовались  сравнительно небольшие отряды наемников, которые "работали" по контракту, то есть нанимались на строго определенный период для участия в определенном военном конфликте.

Вот как характеризуется ситуация в управляемых купцами итальянских городах в 14 веке:" в городах-государствах Центральной и Северной Италии правящие классы, которые должны были бы стать костяком армии, все больше и  больше погружались в свою  профессиональную деятельность и предпочитали прибегать к помощи наемников...Деловые люди Возрождения  "знают ...что в определенные моменты война настоятельно необходима для лучшего ведения дел и процветания города; они, не колеблясь, пользуются случаем, чтобы развязать войну, но  сами больше в ней не участвуют. Постоянные мобилизации слишком нарушают ход дел в этих компаниях, в этих фирмах, связанных со всем миром, где каждый должен заниматься своим делом... не разумнее  и не выгоднее ли платить наемникам, которые и будут воевать, в то время, как купцы у себя  в конторах будут зарабатывать деньги для их оплаты?" *(Ф.Контамин, Война в Средние века -Спб.:Ювента, 2001, с 176).

Так было в Италии. А как обстояло дело на территории, контролируемой Немецким орденом, который мы тоже считаем меркурианско-купеческой структурой?  "С конца XIV века в войске ордена быстро росло число наемников" (Х.Бокман, Немецкий орден, М:, Ладомир, 2004, с.158).. Не правда ли, наемники несколько странны для рыцарского ордена, если представлять его в духе рыцарских романов, а не как меркурианскую структуру?

В XV  веке в Европе стали появляться армии  другого типа -  постоянные массовые армии. Солдаты этих армий были связаны с территорией, на которой они постоянно проживали, то есть находились под контролем  "местных" аполлонийских элит.  "Испания в самом конце XV века ...сочла необходимым создать постоянную армию, которую ...Антуан де Лален в своем рассказе о путешествии Филиппа Красивого в Испанию (1501-1502 гг.) описывает следующим образом: у Изабеллы Кастильской "было три тысячи ордонансных (постоянных) воинов на ее жаловании и четыре тысячи воинов, пребывающих в своих домах и получающих половинное жалование, которые готовы, как только она их призовет, служить на войне за полное жалование" (Ф.Контамин, Война в Средние века -Спб.:Ювента, 2001, с 191).

Таким  массовым армиям, как отмечалось выше, уже не могли противостоять ни рыцарские ордена, ни немногочисленные отряды наемников.  Меркурианская же структура  по определению не способна обеспечить функционирование массовой армии, которая требует многочисленных казарм или военных лагерей, системы складов продовольствия, вооружения, боеприпасов, амуниции, оружейных и пороховых заводов и т.д.  Мы видели, что даже в 14 веке  купцы уже  были склонны не обременять себя участием в военных операциях, сосредоточась на торговле.   Создание массовой армии с разветвленной территориальной структурой, если бы купцы за это взялись,  неизбежно  превратило бы их из меркурианцев в аполлонийцев.

Как писал  М.Робертс,  "армия перестала быть ... обществом агрессивных одиночек-профессионалов, она стала хорошо устроенным организмом... Теперь только государство могло мобилизовать необходимые административные, технические и финансовые ресурсы, требуемые для крупномасштабных военных действий". Появились "новые административные методы...новая администрация, с самого начала королевская, централизованная..."  (Цит по В.Пенский "Великая огнестрельная революция" (М.- Эксмо, 2010, с.6).

Создав массовую армию и изгнав евреев из Испании, испанский король Фердинанд Арагонский и император Священной Римской империи Максимилиан I Габсбург начинают Итальянские войны (1494-1559), в ходе которых Габсбурги устанавливают контроль над всей меркурианской структурой Италии; Неаполем, Венецией,  Римом, Флоренцией, Миланом, Генуей.
Победы Испании принесла именно новая массовая  армия: "возникшие в ходе Итальянских войн так называемые испанские tercios (терции) стали грозой полей битв в Европе. Они состояли из каре пикинеров, прикрывавшего подразделения мушкетеров по флангам" (У.Мак-Нил. В погоне за мощью.Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках. – М.: «Территория будущего», 2008, с.116).

В целом,  "эта военная революция не могла не привести к серьезным переменам в политической, социальной, экономической и культурной жизни европейского общества... Начавшаяся в виде изменения в военной сфере. эта революция в конечном итоге, во многом ускорила процесс трансформации средневекового западноевропеского общества ... в государство и общество Нового времени" (В.Пенский, с.16).).

Иными словами,  доминирование купцов-меркурианцев .было ликвидировано и сменилось эпохой  абсолютистских государств.


3. "И стали сыны Израилевы в боевой порядок"


Очевидно, что  массовая  армия, вооруженная огнестрельным оружием, может эффективно вести бой лишь при соответствующем боевом порядке. Недаром одним из проявлений военной революции М.Роберс  считал появление линейных боевых порядков, то есть выстроенных в ряды солдат. Таких, к примеру, как испанская терция.

 В Библии есть указания на  появление военных порядков  в период, примыкающий к  Исходу. На начальном этапе Моисей предводительствует "обществом сынов Израилевых". В тексте на латыни слову "общество" соответствует "turba", что можно перевести, как "толпа". "И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей и пойди сразись с Амалкитянами" (Исход, 17:8-9). Все это не похоже на боевые соединения со слаженным взаимодействием. Также не являются боевыми соединениями и те "ополчения" (согласно современному переводу), разбившись на которые израильтяне отправляются в поход от горы Синай: "Исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их...от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополченмям исчислите их" (Числа, 1:2-3). Здесь разбивка идет по  коленам (родам), а соответствующее "ополчению" латинское "turma"  может обозначать (наряду с квалерийским соединением, чего, очевидно, нет у евреев) и просто скопление людей.
Нет речи о постоянных  боевых соединениях и боевых порядках и в описаниях дальнейших битв Моисея: «И сказал Моисей народу, говоря: вооружите из себя людей на войну»(Числа, 31:3). Иисус Навин также ведет в бой «весь народ, способный к войне». Поначалу и в книге Судей нет упоминаний о боевых порядках, как вдруг: «И выступили Израильтяне на войну против Вениамина, и стали сыны Израилевы в боевой порядок близ Гивы» (Судей, 20:20).
В описании битвы с сынами Вениамина постоянно упоминается боевой порядок: «и опять стали в боевой порядок», «и стали в боевой порядок перед Гивою, как прежде». Как будто сочинитель текста знает, что эта суперновая  деталь не оставит читателя равнодушным и повторяет ее на бис. Здесь же: «и выстроились в Ваал-Фамаре».  Напомним, что слово «порядок» происходит как раз от построения в ряды. В Библии  на латыни «боевому порядку» соответствует «aci­em direxe­runt» , где «direxe­runt»  - от « dirigo»: строиться в ряды, преимущественно военные.

На наш взгляд, это и есть фиксация появления  боевого порядка, аналогичного  терции. Напомним, что терция есть сочетание стрелков из мушкетов или аркебузов, копейщиков-пикинеров и щитоносцев -родельерос (от этих трех видов войск и происходит, на наш взгляд, ее название).  Копейщики прикрывали стрелков от  атаки во фланг вражеской конницы, образующие же первый  ряд по фронту родельерос прикрывали стрелков щитами, из-за которых стрелки вели огонь.  По нашему мнению, это и есть первый возможный боевой порядок.   

Сведения о том, что прежде, до широкого использования огнестрельного  оружия,  могли существовать боевые соединения, состоящие из одних копейщиков, не представляются нам убедительными. Общепризнано, что такое соединение крайне неуклюже в атаке. Действительно, его  может остановить и сделать бессмысленным, нарушив строй,  любая естественная преграда либо простейшее укрепление. Такое соединение могло нести чисто защитную функцию, ограждая, к примеру, торговый караван.

Нам, вообще,  представляются фантастическими все истории о массовых военных действиях в до-огнестрельную эру.  Грандиозные античные армии  и сражения уже достаточно критиковали и с точки зрения экономики,  и с точки зрения материаловедения и  истории технологий ,  и с точки  зрения элементарного здравого смысла и соответствия  реальной военной практике.

Добавим два соображения. Мы знакомы не по наслышке с так называемыми спортивными боевыми единоборствами.  Поединок даже «с голыми руками» и наказанием за контакт с противником – это сильный стресс. Если добавить к этому наличие у противников холодного оружия и почти неизбежные тяжелые телесные повреждения, то, на наш  взгляд, удержать  обычного человека от бегства с поля боя может только гарантированная смертная казнь за дезертирство. Такое гарантированное наказание за дезертирство возможно только при государстве, полностью контролирующем свою территорию и, кроме того, способном идентифицировать своих граждан.  Ничего этого в до-абсолютистскую  эпоху явно не было.

Наличие огнестрельного оружия, то есть оружия дистанционного, снижает  уровень стресса. Кроме того, стрельба, даже прицельная,  – гораздо более простой процесс по сравнению с фехтованием.
Поэтому мы считаем, что только огнестрельное оружие делает возможным наличие массовых армий.

И второе соображение. Обратимся опять к спортивным единоборствам. Размер площадки (татами), на которой происходит поединок, – 8Х8 метров. При этом соперники часто оказываются за его пределами. То есть для того, чтобы во время боя с применением холодного оружия, сражающиеся  непроизвольно не травмировали находящихся вокруг бойцов, в том числе «своих», между соседними воинами в линии должно быть по крайней мере 10 м.   Отсюда следует, что  при одновременной участии в бою  хотя бы по сто человек с каждой стороны, фронт растянется на километр.   Говорить о каком-то управлении боем в такой ситуации не приходится.  Скорее следует ввести вторую линию, которая бы препятствовала дезертирству бойцов первой линии. Правда, не понятно, что в свою очередь удерживало бы от бегства солдат второй линии. Наличие третьей?
Очевидно, что пора прекращать обсуждение этого абсурда.

На наш взгляд, все истории о сражениях в до-огнестрельную эру есть стандартное «опрокидывание» в прошлое опыта войн, происходивших  с применением огнестрельного оружия. При этом тесный  строй стрелков был заменен тесным строем воинов с холодным оружием без всякой корректировки на специфику рукопашного боя.  А взамен пушек и мушкетов  писатели  вручили античным армиям луки, пращи и метательные копья.  У всех этих видов вооружения есть , однако, принципиальное отличие от  огнестрельного оружия – от летящих стрелы, камня или копья легко защитится с помощью индивидуального щита, что делает лучников, пращников и копьеметателей бесполезными в наступлении и малоэффективными при обороне.

На наш взгляд, реальная история войн выглядит следующим образом: с возникновением огнестрельного оружия появились профессионалы, которых купцы нанимали для  решения с помощью военной силы тех или иных задач. В первую очередь, наверняка, для охраны купеческих товаров.  В Италии 14-15 веков они  стали известны под именем  кондотьеров (от condotta -  плата за наем). В дальнейшем  , как противовес купеческим наемникам-кондотьерам,  в 15-16 веках были созданы  постоянные массовые армии, использовавшие боевые порядки.



4. Казни египетские или экономическая  катастрофа

Итак, военная революция создала возможность для реализации аполлонийцами своего стремления к первенству. Однако возможность еще не означает воплощение. Вспомним, что Первая русская революция 1905 года потерпела поражение, а Октябрьская победила в условиях катаклизма, вызванного Первой Мировой войной. Как мы уже писали, военное вторжение в страну с передовыми технологиями - Испанию представляется нам маловероятным.

Что же послужило толчком?


Мы думаем, казни египетские.   

Вспомним, что это за казни,  и поразмыслим,  как они могли повлиять на обстановку в Испании.
Для начала заглянем в Коран: «Мы поразили уже род Фирауна тяжкими годами и уменьшением плодов… И мы послали на них потоп, и саранчу, и насекомых, и жаб, и кровь, как знамения ясные» (Сура 7, 127-130).
Итак, главное – это «уменьшение плодов», то есть неурожай. Все остальное – это знамения, хотя потоп, саранча и насекомые могут быть причиной или отягощающими явлениями при неурожае.

С этой точи зрения теперь обратимся к тому, что написано в книге Исхода

Первая казнь: «вся вода в реке превратилась в  кровь. И рыба в реке вымерла, и река воссмердела и  Египтяне не могли пить воды из реки» (Исход, 7, 20-21).
  Этому существует давнее объяснение, что вода что называется зацвела от размножившихся водорослей.  При этом «вода часто становится зелёного, но также может быть жёлто-коричневого или красного цвета, в зависимости от вида водорослей». Рыба при размножении водорослей, блокирующих поверхность воды, погибает от недостатка растворенного в воде кислорода. Понятно, что зацветшую воду нельзя употреблять и для питья.  Это явление, конечно, не исключительное, но  могло усугубить  тяжелую ситуацию. Еще заметим, что активное цветение водорослей происходит в сильную жару.

Следующие три казни: нашествие жаб, мошк и песьих мух. Неприятно, конечно, но не смертельно.

Пятая и шестая казни: моровая язва и нарывы. Как правило, голод сопровождается  распространением эпидемий среди ослабленных людей и животных. Вспомним, однако, что такое моровая язва. Это чума. Были ли в Европе вспышки чумы в конце 15 века? Да, были, причем непосредственно связанные с изгнанием евреев из Испании, то есть с Исходом. Изгнанные из Испании  евреи прибывали в Геную. Однако в январе 1493 года в Генуе вспыхивает эпидемия чумы и город запрещает испанским евреям высадку на берег. Генуэзцы, по всей видимости, сочли, что чума завезена из Испании. В этот же период вспышка чумы отмечена и на Канарских островах.
 

Седьмая казнь: град.  Вот это, на наш взгляд, уже ближе к сути дела – град вполне мог побить посевы на значительной территории.

Восьмая казнь: саранча.  Да, тоже серьезная угроза для урожая.

Деаятая казнь: тьма. В качестве объяснения этого явления  привлекаются такие природные явления, как  сильные туманы и пепел от извержения вулкана.  Но вряд ли  жителей Испании напугал бы  3-х дневный туман, а действующих вулканов в Испании (так же, как и в современном Египте) нет.
Мы полагаем, что это могло быть солнечное затмение. Заглянув в справочник солнечных затмений, мы увидим, что на протяжении 200 лет - с 1400 по 1600 годы - на территории Иберийского полуострова было всего 5 полных затмений: 16 июня 1406 г., 29 июля 1478 г., 18 апреля 1539 года, 21  августа 1560 года и 10 июля 1600 г. Поэтому столь редкое явление - более чем двухчасовая темнота среди бела дня -   могло произвести  на очевидцев сильное впечатление. Как мы уже говорили, дата Исхода была подогнана под 7000 год от основания мира (1492 от Р.Х.), поэтому не стоит требовать точного соответствия солнечного затмения этому году.
О том, какую дату Исхода,соответствующую солнечному затмению, мы считаем наиболее вероятной, мы поговорим в 4.11.10.   

Десятая казнь: смерть первенцев. При голоде в первую очередь погибают дети.

Итак, основная  казнь египетская – это «уменьшение плодов», в результате потопа, града, саранчи, порчи рек. Как результат, голод и болезни.
Хотя  вероятной причины неурожая могла быть засуха, за которой   последовали  град и наводнения.  Как это, к примеру, произошло осенью 2012 года, когда «засуха в Испании
сменилась наводнениями и проливными дождями».


5. Великий комбинатор Иосиф

Подобная ситуация уже была при Иосифе. (В очередной раз напомним, что ни в Торе, ни в Коране нет никакого Египта, который присутствует в современных переводах – в Коране это просто «населенное место», в Торе – страна теснин или ущелий)
«И наступили семь лет голода … и был голод во всех землях…и вся земля Египетская начала терпеть голод…народ начал вопиять в фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет… отворил Иосиф все житницы и стал продавать хлеб Египтянам… И не было хлеба во всей земле… Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской , за хлеб, который покупали… И пригоняли они к Иосифу скот свой, и давал им Иосиф хлеб … за весь скот их…И купил Иосиф всю землю Египетскую … И народ сделал он рабами  от одного конца Египта до другого» (Бытие, 41: 54-56, 47:13-21). 

Для этой блестящей операции Иосиф использовал зерно, которое он, очевидно, скупил  в урожайные годы по дешевой цене у тех же местных жителей. Правда, Тора говорит, что все это он сделал не для себя, а для фараона. Но мы позволим себе в это не поверить. Мы уже сталкивались с подобными ситуациями, когда  автор сочинения не может не упомянуть неприглядное событие, поскольку все вокруг о нем знают, но зато старается всеми силами выгородить «нужного» персонажа. Так что «положил хлеб в городах», по нашему мнению, означает «положил в гетто».

Вероятно, подобную операцию какой-то коллега Иосифа пытался провернуть и в «тяжкие годы» «уменьшения плодов» накануне Исхода.  Но то ли аполлонийцы  и так уже были доведены до крайности в правление Иосифа, то ли на этот раз запасенного хлебы не хватило, и  произошел социальный взрыв.


Кстати, именно неурожайные  годы   называют  со-директоры вашингтонского Центра по изучению климата и безопасности Франческо Фемиа и Кейтлин Уэррелл в качестве одной из причин недавних потрясений в арабском мире, получивших название «арабской весны»:  «Продовольственные цены ( их рост), косвенно связанные с климатическими изменениями, происходящими за тысячи километров, были одним из многих факторов стресса, который спровоцировал волнения в регионе» ("Арабскую весну" вызвала засуха, Росбалт, 17/05/2013). В частности, на долю Сириии « выпало пять крайне засушливых лет…засуха, которая случилась в Сирии за последние годы, была охарактеризована учеными как "самая ужасная засуха в истории человечества"… первые протесты в Сирии начались именно в сельских районах, которые больше всего пострадали от засухи. Выяснилось также, что в стране последние годы происходит массовый исход из сельских районов» (там же).


Кстати, в условиях социальных катаклизмов становятся не нужны «высокие технологии», как это, скажем, было в России в период гражданской войны и разрухи. Общество как бы отбрасывается назад в своем развитии и начинает  заново с какого-то промежуточного этапа. Так могло происходить и в Испании 15 века.   Еврейская культура и технологии стали не нужными на фоне поразившего страну голода.  Собственно, это общее место: жизнь  в Испании после изгнания евреев стала гораздо скупее и проще по сравнению с «мавританской утонченностью». Кроме того,  с середины 16 века в Испании отмечается экономический упадок. В качестве одной из его причин называют изгнание крещеных мавров – морисков. Как мы уже не раз говорили, на наш взгляд, испанские мавры  и испанские евреи – это разные названия одних и тех же людей.    

Итак, голод и последовавший за ним социальный взрыв аполне могли  привести к изгнанию евреев, тем более, что их по определению было гораздо меньше, чем остального населения. 


6. Битва за колонии

На общее стремление аполлоницев к первенству и военную революцию, давшую  возможность его осуществить, наложился еще один фактор, питавший схватку: борьба за доходы, получаемые от освоения Нового Света. Недаром так совпадают даты  трех   событий  испанской истории: изгнания евреев, победы над маврами и отплытия экспедиции Колумба.   Разделавшись с маврами-евреями, Изабелла и Фердинанд как бы тут же заявляют: это мы открыли Новый Свет, евреи тут не при  чем. Мы уже писали о том, что сразу после открытия Колумба и изгнания евреев Новый  Свет оказывается буквально нашпигован этими самыми евреями, которые ведут там свою торговлю и бизнес.  Возникает вопрос – каким же образом они туда просочились? И почему они вдруг массово рванули в совершенно не изведанные земли? Согласитесь, бизнес и торговля требуют аккуратности, а не безрассудства.   

В последние годы появился ряд публикаций  о том, что Колумб был тайным евреем, готовили и финансировали его экспедицию евреи, они же были среди ее участников.  (Об этом в изданной еще в 1940 году книге «Кристофор Колумб» писал Сальвадор де Мадариага). Взглянем на это с нашей точки зрения, согласно которой тогдашние евреи – это сословие купцов-меркурианцев.  А кто же тогда, кроме этих купцов, мог организовать экспедицию в Новый Свет? Вспомним то, что мы писали о Венеции 16-17 веков  - вся славная венецианская торговля велась евреями.  На наш взгляд, открытие Нового Света и его освоение началось еще до изгнания евреев из Испании. Поэтому в 16 веке в Новом Свете и оказалось столько евреев, которые  взяли в свои руки торговлю и промышленность – часть их находилась там еще до изгнания евреев из Испании,  к ним отправилась и часть изгнанных  евреев.

Рассмотрим и  ситуацию  с открытием португальцем Васко да Гама  морского пути в Индию  вокруг Африки.  Как сообщается, путь  на восток вдоль северо-африканского побережья Средиземного моря был перекрыт маврами. Что неудивительно, после их изгнания из Испании и Португалии.  Португальской торговле препятствовали также венецианские купцы («евреи» - как мы уже отмечали), заключившие союз с египетскими мамлюками. Добравшийся на четырех кораблях   вокруг Африки  до Калькутты (Каликута)  в 1498 году Васко да Гама «столкнулся в враждебностью мусульманских торговцев» (они же арабские, они же еврейские, см. 4.3.7 http://www.proza.ru/2013/11/06/1459).  Обстреляв город из пушек,  он был вынужден   убраться восвояси .  (До этого из пушек был обстрелян «арабский берег» в Мозамбике).  В 1502 году была послана новая экспедиция из 20-ти кораблей и португальцам удалось выбить из Калькутты «мусульманских» купцов.

Мы видим, как и на индийском направлении  аполлонийские династии, вступившие в союз с частью купцов,   устанавливают свой контроль над еврейской торговлей.