Соло для часов с боем

Таня Устоева
Катерина Семеновна улыбнулась и отпила глоток коньяку. Однокурсник, что не видел ее давно, с момента окончания института произнес:
-А ты изменилась. Ты ведь не была такой.
-Изменилась. Не так давно. Я теперь рассказы пишу. И романы. Хочешь, ссылку дам?
-Дай.
Он позвонил  через неделю:
-Не ожидал. Я думал - это будут романтические дамские слюни. А ты жестко пишешь. По-мужски. Пожалуй, даже зло.
Катерина рассмеялась:
-Да, я вообще злая. Все считают меня доброй, но это иллюзия. Просто такая Персона. Я зла и неадекватна. Как и все люди.
-Что ты имеешь в виду?
-Помнишь такой спектакль МХАТ – «Соло для часов с боем»?
-Да, прекрасно помню. Я с женой его в театре смотрел. Как же они играли, эти мхатовские старики! Всю душу переворачивали! Моя жена плакала. Да и я тоже расчувствовался. Мы тогда только поженились, с родителями почти не общались. И вдруг вспомнили про них и пожалели, что не уделяем им того тепла, что те заслужили. Молодость эгоистична.

Катя улыбнулась:
-Ты прав. Молодость эгоистична. Так же, как и старость.
-Что ты имеешь в виду?
-Я тоже хорошо помню этот спектакль. По телевизору смотрела. И он меня поразил. Поразили эти самые «мхатовские старички», что взахлеб сами умилялись своей игрой. Меня удивило, неужели они, актеры с такой биографией, не понимают, что переигрывают. И что они выглядят не менее эгоистичными, чем молодые, а гораздо больше.
-Как ты можешь так говорить!

-А я никому и не говорила, кроме мужа. Он был со мной согласен, что очень часто старики редкие эгоисты. И готовы «вкусный кусок» вырвать изо рта внука. Тогда я думала, что я одна так отреагировала на тот спектакль. А на днях выяснила, что ничего подобного. Не одна. Именно так режиссер спектакля и задумал. Показать, что люди с возрастом не меняются. Как были дураками – так и помирают такими же. Меняются единицы. Единицы, а большинство нет, не меняется.

-С чего ты это взяла? Вроде Ефремов спектакль ставил и ничего такого не говорил.
Катерина расхохоталась:
-Да, все тогда думали, что Ефремов. А он был постановщиком. А режиссером  на самом деле был Анатолий Васильев.
-А кто это?
-Сразу видно, отстал ты от прогресса. Самый модный ныне режиссер. Или один из самых. Во Франции живет и преподает. Не поняли его тута, на исторической родине. Хотя часто приезжает и у нас  спектакли ставит. Часа на три-четыре. Или на пять. Не слыхал? Медею  ставил и Божественную Комедию. Интересно так ставил. Играют на одном языке, а поверху титры идут. И так часа четыре. Народ прямо в транс впадал.

-Ну, слыхал про это. Ну и чем он особенный этот самый режиссер?
-Да ничем особенным. Просто врать не любит. Также как и я. Знаешь, какая фраза у него мне понравилась?
-Какая?
-Самый большой враг актера сам актер. Это ведь и про человека сказать можно. Ты сам свой самый большой враг.