Историческая роль зайцев в развитии почты

I.Pismenny
Сказка  - для детей, бывших и настоящих

Мой юный читатель! В этой сказке есть отдельные слова и целые обороты, которые могут оказаться тебе непонятными. Поэтому советую читать ее вместе с родителями или ребятами, старше тебя. По крайней мере, в первый раз.

 

* * *

Не знаю, как сейчас, но когда рассказчик был маленьким, пассажиров, не имеющих билетов, называли зайцами. Было даже такое выражение «ехать зайцем», то есть без билета.

Рассказчик должен признаться, что в молодости изредка, не часто, но все же ездил зайцем.

Сейчас он вспомнил об этом и, в порядке компенсации за сэкономленные деньги,  решил докопаться, откуда у безбилетных пассажиров появилось такое название.

И вот что он узнал.

 

* * *

Хотите верьте, хотите проверьте, но были такие времена, когда не существовало не то что мобильных телефонов, айфонов, смартфонов и прочих – «фонов», но и вообще  - ВООБЩЕ! – никаких телефонов. Даже телефонов-автоматов. И если вы не записали в школе домашнее задание, то не могли позвонить никому – НИКОМУ! - из одноклассников и узнать, что нужно выучить на следующий день.

А уж о том, чтобы по дороге в школу или из школы, сидя в автобусе, можно будет болтать с подружкой или приятелем на другом конце города или совсем в другом городе, никто и мечтать не смел.

В те времена как было? Захочет мужик отправить приятелю письмо в соседнюю деревню, берет он большой камень, желательно круглой формы, привязывает к нему письмо и поднимается на высокую гору. Потом по компасу определяет нужное направление и пускает камень катиться вниз. А в соседней деревне, в свою очередь, тоже по компасу определяют, в чей огород летят камни, и передают письмо адресату.

Но такой способ доставки корреспонденции был хорош только для той местности, где были горы. А если рядом нет никаких гор, что прикажете делать?

 

* * *

Тут самый раз вспомнить о том, о чем я сказал в самом начале – о телефонах. Не сразу они стали мобильными, или беспроводными. Однако и телефоны, соединенные проводами, тоже не были первыми телефонами. Первыми были телефоны, соединенные веревками. У них даже названия никакого не было. Главное их достоинство – они, в отличие от современных, не нуждались в электричестве, о котором, кстати, тогда никакого понятия не имели.

Как работал такой телефон?

Один конец  веревки находился в одной  деревне, а второй привязывали к языку большого (чтоб слышно было!) деревенского колокола – в другой деревне. Надо послать  сообщение – дергай три раза за веревку, и колокол в соседней деревне звонит три раза, что означает: цена на пшеницу у нас на рынке в этом году три копейки за мешок, а у вас?

А те в ответ дергают три с половиной раза. Ну, и понятно, что у них три с половиной копейки за мешок, можно отправлять туда пару телег, груженых пшеницей.

Только часто возникала путаница: соседи дернут за веревку три раза, из другой деревни прикатит обоз с пшеницей, а окажется, что у соседей празднуют сразу три свадьбы.

Что прикажете делать? Ведь вы вырядились не на свадьбу, а для разгрузки мешков с пшеницей.

 

* * *

И придумали приспособить  к этому делу зайцев.

Шли в поле за деревню, ловили за уши зайца пошустрее, давали ему в зубы морковку (в качестве аванса - то есть платы за предстоящую работу), привязывали ему на шею сумку с письмами, объясняли, по какому  адресу следует ее доставить, хлопали ладошкой пониже спины, но не больно, и отпускали на все четыре стороны. Заяц тогда брал ноги в руки и доставлял письмо по нужному адресу.

С годами мужики старились. Им становилось все труднее и труднее ловить зайцев за уши. Тут им на помощь пришла наука. С прекращением русско-турецких войн и налаживанием торговых связей между государствами в Европу и её окрестности хлынул турецкий табак, в основном - контрабандный. Вот тогда-то ученые и обнаружили, что табак можно не только курить, но и нюхать. После этого открытия деревенские мужики стали использовать табак для ловли зайцев – подложат под капустный лист камень, насыплют на лист табак и ждут, когда заяц придет лакомиться  капустой.

Прискачет заяц в огород, нюхнет табак и чихнет. А как чихнет, то стукнется мордой о камень, предусмотрительно заранее подложенный под капустный лист. Тут надо заметить, что морда у зайцев – самое болезненное место. Поэтому, как стукнется заяц мордой о камень, то сразу же от боли потеряет сознание. Вот таких-то бессознательных (то есть потерявших сознание) зайцев и ловить не надо – ходи себе по полю, хватай за уши и бросай в мешок.  Так-то и обнаружилось, почему уши у зайцев предусмотрительно всегда были длинными и торчащими вверх. Именно для того, чтобы их сподручней было ловить. В отличие от кроликов, которые, как известно, никудышные почтальоны.

Телесные повреждения и сотрясения мозгов, полученные зайцами от ударов мордой о камень при чихании, врачи-ветеринары - в случае обращения зайцев в поликлинику, - обязаны были классифицировать, как производственные травмы. Это давало зайцам право на больничный лист и учитывалось при выходе на пенсию по инвалидности.

Не сладко тогда пришлось зайцам. Вы представьте себе на минутку: только появится бедный заяц с разбитой мордой в селе, как за ним начинает гнаться целая свора деревенских  собак. Догонят, облают, да еще насмехаются: «Держись от нашего села подальше, а то мы всем скажем, что ты воровал нашу капусту!».

После этого стали люди - с подачи собак - на базарах и прочих людных местах поговаривать, что зайцы, мол, ненадежные почтальоны – морковку съедают, а почтовую сумку бросают по дороге, и ищи-свищи зайца в поле! Его и след простыл.

Подали тогда мужики жалобу на зайцев в международный суд. Дескать, просим призвать зайцев к порядку – они аванс (то есть морковку) за работу берут, а оплаченную работу (доставку почты) не выполняют.

Трудно пришлось бы зайцам, да надоумил их кто-то не поскупиться, нанять хорошего адвоката, а уж тот - за приличное вознаграждение, конечно! – сумеет доказать, что чёрное – это белое, а белое – это чёрное.

 

* * *

Приходят мужики в суд, а нанятый зайцами адвокат – получив, разумеется, на то позволение у судьи, - спрашивает мужиков:

- А правда ли, что у вас во дворе у каждого живет собака?

- Правда, - отвечают  мужики.

- А зачем?

- Как зачем? – удивляются мужики. – Чтобы дом охранять.

- А от кого дом охранять?

- Знамо дело – от посторонних!

- А звери для ваших собак свои или посторонние?

- Конечно, посторонние! – смеются мужики над наивностью адвоката.

А тот и говорит:

- Так что же вы хотите? Вот из-за ваших собак не могут зайцы доставлять вам письма. Это во-первых. А во-вторых, извольте оплатить заячий иск на круглую сумму за те увечья, которые получили зайцы от ваших собак при попытках доставить вам ваши же письма.

И в качестве вещественного доказательства адвокат достает из кармана пачку больничных листов, выданных зайцам врачами-ветеринарами.

 

* * *

Вот с этих пор мужики и прекратили бесконтрольно использовать зайцев для доставки корреспонденции. Тогда-то и были созданы почтовые ведомства. И пошли по всему земному шару лошади, ослы, слоны, верблюды, даже собаки, груженные почтой, то есть письмами, бандеролями, посылками.

Дальше – больше: пошли поезда, поплыли корабли, полетели самолеты, груженные письмами, бандеролями и, - как вы правильно подсказываете мне, - посылками.

Короче, техника шагнула далеко вперёд, и зайцев, как почтальонов, оставили в покое.

Но самих зайцев не поставили об этом в известность, и они по старой привычке норовили доставлять людям корреспонденцию. У них, видите ли, за многие годы такой рефлекс выработался. Поэтому зайцы до сих пор садятся без билетов  и даже без почтовых сумок в поезда, корабли, самолеты, чтобы ехать, плыть, лететь на другой конец света. Строгие контролеры входят в их положение и из жалости закрывают на эти нарушения глаза. Увидев, что зайцам такая привилегия, некоторые несознательные люди тоже ухитряются ездить зайцами, то есть без  билетов.

 

* * *

То, что вы сейчас прочитали – это только один из возможных вариантов того, как и почему появилось выражение «ехать зайцем». Как принято говорить, это только одна из возможных версий, в данном случае - версия рассказчика. Вы же, мои дорогие читатели, можете отыскать другие версии или придумать свои, обосновав их убедительными аргументами.

 - - -

Сказка опубликована в журнале "Кольцо А" N65, 2013г.

http://soyuzpisateley.ru/publication.php?id=183