Епископ Владимир

Наталия Ермашова
"Каждый человек - даже если он не знает о Боге или отрицает Его - в глубине души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклониться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть высшее, даёт нам силы существовать", - сказал как-то православный священник Александр Мень.
И хотя у каждого времени свои идеалы, существуют нетленные ценности, а так же те, для кого смысл жизни - нести людям свет православия. Такими служителем, безусловно, был епископ Оренбургский и Уральский Владимир Соколовский, который в начале 1897 года в возрасте 44 лет приехал в наш славный город. До того как возглавить Оренбургскую епархию он семь лет служил в Японии, четыре года в Америке, пять лет в Воронеже. Прихожане сразу оценили яркую, незаурядную личность епископа Владимира, православного архирея, учёного-миссионера. Первой его заботой стал Казанский кафедральный собор. Уже в феврале 1897 года он освятил левый предел собора во имя святителя Николая, а в марте правый предел во имя преподобного Сергия Радонежского. Глава Оренбургской епархии необычайно гордился величественным храмовым сооружением и с жаром истинного служителя Бога занимался украшением и совершенствованием собора. Уже в августе с Его благославления художник Владимир Чередников начал роспись главного храма земли оренбургской. И к празднику Рождества Христова 1898 года был расписан главный алтарь. Насколько это было важно для епископа Владимира можно судить по его письмам к духовному отцу его Преосвященному Флавиану.
"Перед праздником Бог утешил нас тем, что строительные леса с громадной арки нашего соборного алтаря были сняты, и представилась дивная картина венецианских св. Марка греческого стиля фресок по золоту и икон академической живописи. Московские художники угодили всем за 11 тысяч рублей. Теперь приступят к расписанию по золоту середины храма и куполов за 32 тысячи", - Делился Преосвященный Владимир со своим духовником.
Оренбургские власти и меценаты не жалели денег на грандиозное православное сооружение. Глава Оренбургской епархии лично выбирал рисунки и фрески для собора. Храм этот, по словам епископа Владимира Соколовского, превосходил храм св. Владимира в Киеве, уступая только храму Христа Спасителя в Москве, но "силою света и общим напоминанием Царьградской св. Софии, он был лучше московского, только меньше". В начале Казанский кафедральный собор освещался лампадным маслом силою в 8 600 свечей, но уже скоро, стараниями прогрессивного епископа, в храм было проведено электричество.
Главный храм земли оренбургской - оплот православия в азиатских пределах Российской империи и память основателя Оренбурга И. И. Неплюева был взорван большевиками в 1932 году.