История

Феликс Кривенцов
«Я профессионал. Именно поэтому эту работу доверили мне. Я справлюсь».
Последние пять минут Кэрри Дженсен из центра управления полетами твердила себе эту фразу вновь и вновь, как заклинание. Она должна была впечататься в мозг, как клеймо, и далее управлять действиями Кэрри следующие несколько часов, может – больше, если понадобится.
- Мисс Дженсен, готовы? – спросил капитан Уоррен Стивенсон, человек, на котором лежала полная ответственность по этой провалившейся космической миссии.
Кэрри открыла рот, но в горле застрял комок. После двух секунд молчания она всё же собралась и ответила:
- Да, готова.
- Тогда садитесь вот сюда, надевайте наушники, настраивайте микрофон. Связь начнется через двадцать секунд.
Кэрри опять пробрала дрожь, но она послушно села за кресло и надела наушники. Капитан Стивенсон наклонил к себе микрофон и сказал:
- Клэйтон? Она пришла.
Затем он подвинул микрофон Кэрри, кивнул, как бы пожелав удачи, и ушел. Кэрри взяла микрофон и, прокашлявшись, заговорила:
- Джаспер Клэйтон, вы слышите меня?
Секундная пауза.
- Да, слышу вас. Как вас зовут?
- Я – Кэрри Дженсен, оператор вашего полёта. Вы уже знаете о провале операции.
Опять пауза, на этот раз длиннее.
- Да, знаю.
- Пока что мы пытаемся придумать, как вернуть вас на Землю. Поверьте, мы прилагаем все возможные усилия, чтобы…
- Эй, хватит, хватит – прервал её Клэйтон. – Эту шарманку я уже слышал. Я в курсе того, что на моем корабле отказали компьютеры и я сейчас завис на довольно-таки большом расстоянии от Земли, один в космосе. Всё это я уже слышал. Мне вот только интересно, почему связаться со мной вы можете, а спасти меня – нет?..
- Мистер Клэйтон, я повторяю, сейчас в деле задействована вся база, мы пытаемся вытащить вас оттуда.
Снова пауза.
- Хорошо бы побыстрее вы с этим управились, - откликнулся наконец Клэйтон.
- Мы всё делаем настолько быстро, насколько это возможно.
- А вы, значит, здесь, чтобы все это время утешать меня?
- Не совсем так. Но в общем правильно. Я буду держать связь с вами на протяжении всей операции, желательно всё время, так как…
- Да, да, связь в любой момент может пропасть, это мне уже говорил наш доблестный капитан.
- Мистер Клэйтон, вам гарантируют полное возмещение морального ущерба за этот инцидент.
- Да знаю, знаю. Это мне почему-то не интересно. Вы лучше скажите – долго мне ещё здесь находиться?
- Я повторяю – мы прилагаем все усилия…
- Да в том и дело, что вы повторяете! – сорвался на крик Клэйтон. – Я уже несколько часов в космосе и уже сорок минут как отключились чертовы компьютеры, я хочу услышать, долго мне ещё это терпеть?!
- Мистер Клэйтон, не поддавайтесь панике.
- Не поддавайтесь панике? Ты сама себя слушаешь?! Попробуй тут не поддайся панике в огромной железной коробке, где за окном – пустота и холод! Я себя чувствую похороненным заживо, только тут всё ещё хуже, а вы сидите у себя за компьютером и просите меня успокоиться?
- Да, мистер Клэйтон, поэтому я и здесь. – спокойно, с профессиональной выдержкой ответила Кэрри.
- Поэтому? Почему же?
- Я имею образование психолога, и именно меня выбрали, чтобы поддерживать ваше состояние в покое.
- В покое? Да что вы несёте?!
- Мистер Клэйтон, не нужно паниковать. Помните, в состоянии паники организм поглощает больше кислорода, а у вас на корабле его не настолько много, чтобы так напрасно его тратить.
Услышав это, Клэйтон на несколько минут притих. Кэрри начала волноваться:
- Мистер Клэйтон, вы слышите меня? Не прекращайте говорить, пожалуйста.
- Да-да, я слышу. – уже более спокойно отозвался Клэйтон. – Вы знаете, что я вижу в иллюминаторе?
- Нет. – ответила Кэрри. Если честно, то она и представить боялась то, что Джаспер Клэйтон сейчас может видеть в иллюминаторе.
- Правильно. Потому что я ничего не вижу. Когда я взлетал, я видел звезды, миллионы таких ярких звезд, они переливались и как будто выстраивались в ряд, показывая мне дорогу. Это было так красиво, дух захватывало… В тот момент я ни секунды не жалел, что стал космонавтом.
- А сейчас вы жалеете об этом?
- Нет, - подумав, откликнулся Клэйтон. – Не каждому человеку доведётся увидеть такое. Очень красиво. Но сейчас красота пропала. Я вижу в иллюминатор только чёрную пустоту, на многие тысячи миль вперед. Да чего уж там – на бесконечность. Вы можете себе это представить – целая бесконечность?
Кэрри решила промолчать. Раньше она сама задавала себе такой вопрос- может ли она действительно представить себе бесконечность? Это невозможно, это выше человеческого разума. А ведь взглянуть в бесконечность можно всегда, просто поднять глаза и посмотреть на звездное небо. В любом случае, при этом у тебя будет твердая земля под ногами. А каково сейчас Клэйтону, который оказался ближе всех людей к бесконечности и сейчас не может просто пройтись до дома, даже увидеть дом?
- Эй, Кэрри, вы слышите меня? Сама же сказала, что молчать не надо.
- Да, я слышу вас.
- Извини, я психанул… Давай уже перейдем на «ты», ведь нам ещё немало друг друга слушать, ведь так?
Кэрри так и увидела насмешливые морщинки у губ Клэйтона. Она ни разу не видела его фотографию и вообще ничего о нём до этого дня не знала, но эта картинка пришла как-то сама собой.
- Да, хорошо, Джаспер.
- Хорошо. Ну что, Кэрри, ты замужем?
- Нет. А вы… ты?
Джаспер внезапно замолчал.
- Да, я женат, - наконец откликнулся он, и Кэрри заметила, что из голоса исчезла мелькнувшая задорность.
- Давно?
- Шесть лет. Её зовут Бриджит. Она потрясающая женщина.
- Расскажи мне.
Снова затянувшееся молчание.
- Мы познакомились еще в колледже, я как раз его заканчивал. Колледж Уолтон в Кенберри. Ты была в Кенберри?
- Нет, - призналась Кэрри.
- Обязательно стоит съездить. Для меня это город детства. Мы с мамой жили там на Дерри-авеню. Типичный двухэтажный домик, зелёный газон, белый заборчик… Ну ты понимаешь. Вот там я и учился в Хиллсбруке…
- Хиллсбруке? Кажется, ты сказал, Уолтон.
- Уолтон? Да, Уолтон. Хиллсбрук - это начальная школа в Кенберри.
- Понятно.
Кто-то положил руку на плечо Кэрри. Сняв на секунду наушники, она обернулась и увидела капитана Стивенсона. Она беззвучно, губами спросила у него: «Как дела?». Стивенсон покачал головой и чуть слышно ответил «Работаем». Кэрри кивнула и надела наушники. Клэйтон тем временем продолжал:
- Бриджит была самой шикарной девушкой если не в Кенберри, то в Уолтоне точно. Как она улыбалась… Обычно она носила такую короткую белую рубашку и темно-зеленые шорты. А под рукой всегда была пара-тройка учебников. Её кудрявые волосы всегда так развевались на ветру, как волны…
Клэйтон рассмеялся. Кэрри отметила про себя, что это явное улучшение, и что стоит развивать эту тему.
- А как вы с ней познакомились?
- Как? Да… У меня был велосипед, огромный такой красный велик, и я на нем ездил обычно до школы и в магазин, когда надо было. Она жила неподалёку, и я предложил её подвезти. Она была не против, согласилась, вот и познакомились… Я часто её подвозил.
- В каком году это было?
- Дай посчитать… Окончил колледж я в восемьдесят девятом… За год до этого… Значит, тысяча девятьсот восемьдесят восьмой год, пятнадцатого мая, вот.
- Какая точность!
- Такие моменты не забываются. С тех пор мы с ней встречались очень часто, и в конце концов я созрел и сделал ей предложение. Мы жутко тянули с этим. Я все время был занят на работе – держал небольшой магазин. Потом мы наконец поженились, а через год я пришел работать сюда.
- Почему?
- Ну… - Клэйтон замялся, подыскивая слова. – Не знаю. Наверное, мечта детства. Не смог устоять перед соблазном, когда увидел сообщение о наборе добровольцев.
- Значит, ты работаешь здесь уже пять лет.
- Знаю, срок не внушительный, но я думал, что буду готов ко всему. Но вот такую ситуацию не учел. Наверное, как только я наконец выйду из этого корабля, сразу брошу всю эту службу и вернусь к Бриджит. Как же я хочу вернуться к ней.
Внезапно Клэйтон замолчал. Кэрри слышала его тяжелое дыхание, и решила не тревожить.
- Я уже не дождусь того момента, как коснусь земли.
- Это произойдет скоро, Джаспер, обещаю.
Кэрри вдруг поняла, что допустила серьёзную ошибку. В такой ситуации нельзя ничего обещать. Да, над спасением Клэйтона работает весь штаб, а она общается с ним, чтобы он не свихнулся от ужаса и одиночества, но все же до конца не было известно, получится ли спасти его.
- Мне уже не терпится и тебя увидеть, Кэрри. Интересно, как ты выглядишь? Опиши мне себя.
- Я ростом ниже среднего, у меня светлые прямые волосы и зеленый глаза.
- Правда? Я себе так и представлял! А ты знаешь, как выгляжу я?
- Нет.
- Не стоит, - сказал Клэйтон и внезапно расхохотался, - Тогда этот разговор будет напоминать сцену из «Красавицы и Чудовища». Представляй меня как Тома Круза.
- А я так и представляю, - пошутила в ответ Кэрри. Ей уже начинал немного нравиться Клэйтон.
- Серьёзно? Тогда прошу прощения мадам, что не представился сразу. Я и есть Том чертов Круз.
Следующие полчаса Клэйтон рассказывал её то о своём любимом псе, то о огромном красном велосипеде, то о красоте Бриджит – все его темы было не перечислить, но Кэрри прямо-таки заслушивалась этими рассказами. Они были такими жизненными и яркими, казалось, что до этого дня Клэйтон жил более полной и насыщенной жизнью, чем абсолютное большинство американцев. И все же её не отпускало какое-то тревожное ощущение.
Поэтому, завидев еще издалека капитана Стивенсона, она даже чуть привстала со стула.
Стивенсон подошел к ней и показал пальцем на уши, попросив снять наушники.
- Подожди минутку, Джаспер, я вернусь, - сказала в микрофон Кэрри и отложила его, повернувшись к капитану.
- Ну? – нетерпеливо спросила она.
- Все провалилось. Он останется там.
Шок парализовал всё тело Кэрри. Несколько секунд она тупо молчала, переваривая услышанное, а потом тихо заговорила:
- И что, никаких шансов?
- Нет. Держи с ним связь, пока она не исчезнет. Мы ничего не можем поделать. Корабль дрейфует в космосе, всё дальше отдаляясь от земли. Расскажи ему всё. Я знаю, ты профессионал.
Капитан ободряюще хлопнул Кэрри по плечу и вышел из комнаты.
Руки стали как глиняные и сильно дрожали, но Кэрри всё же нашла в себе силы надеть наушники и пододвинуть микрофон.
-  Джаспер.
- Кэрри, вернулась? Я вспомнил тут одну презабавную историю с Бриджит. Боже, как она тогда хохотала. Это было как раз в тот год, когда мы ездили в Колорадо…
- Джаспер.
- Да? – тон Клэйтона сразу похолодел. – Что такое?
- Они не смогут спасти тебя.
На этот раз молчание длилось минуту.
- Нет. Нет-нет-нет.
- Прости, Джаспер, прости, - по щекам Кэрри потекли слёзы. Она знала, на что идёт, но этого не должно было быть, просто не должно. Только не с Джаспером Клэйтоном. Только не с ним!
- Не-е-ет... – сам Клэйтон словно забыл все остальные слова.
- Джаспер, я говорю с тобой, слышишь? Я буду с тобой до потери связи. Я никуда не уйду! Ты слышишь?
- Скажи мне…
- Что? Что тебе сказать?
- Скажи, что всё это розыгрыш. Правда, скажи. Я не обижусь. Я просто открою дверь и выйду, я не буду обижаться, просто давай, скажи…
- Прости, Джаспер, это правда.
- Правда? Правда? Я умру в тысячах миль от Земли, один? Этого же просто НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
- Прости, Джаспер, прости, прости, - уже захлебываясь от слёз повторяла Кэрри. Хорошо, что у неё был отдельный кабинет, никто из коллег этого не увидит, особенно капитан Стивенсон, он же считает её профессионалом… Да какой она к черту после этого профессионал!
«Надо взять себя в руки, Кэрри. Надо взять себя в руки. Ты была готова к этому. Не раскисай. Это не ты находишься одна посреди космоса без шансов на спасение». Чёрт возьми, как жестоко это звучит!
Джаспер тем временем повторял: «Нет… нет…» все тише и тише. Кэрри сделала глубокий вдох.
- Джаспер.
- Да? – чуть слышно отозвался он.
- Ты хочешь поговорить с Бриджит?
На несколько секунд повисла очередная пауза.
- Нет, у нас нет домашнего телефона, - ответил Клэйтон.
- А мобильный?
- Тоже.
- Может, ты хочешь связаться с другими родственниками? С дядей из Колорадо, про которого ты рассказывал? С сестрой из Мемфиса?
- Нет, нет… Не надо. Никого не надо, - Клэйтон опять замолчал.
- Джаспер, только знай, я буду с тобой до последнего. Только не делай глупостей, когда связь отключиться. Не сдавайся.
- Почему это?
Ответа на этот вопрос Кэрри не знала. Просто до сих пор она не могла поверить, что Джаспер Клэйтон обречен на смерть.
- Просто нельзя сдаваться.
- Кэрри, по-моему, это как раз та ситуация, когда сражаться нету смысла. Я никогда… - Клэйтон запнулся, - не вернусь на Землю.
- Не говори так, - сама не слыша себя, ответила Кэрри. Она не допускала даже такой мысли, и ещё она просто физически не могла слышать обреченность в голосе того же человека, который совсем недавно рассказывал ей про свой загородный домик, про свою прекрасную жену.
- Не ты ли сама сказала мне, что меня не спасти?
На это Кэрри не нашлась с ответом. Еще пару минут оба молчали.
Первым заговорил Клэйтон.
- Я знаю, что долго так не протяну. Я вижу люк, он выходит прямо в космос.
- Джаспер, не надо.
- Нет, Кэрри, не так всё просто. Не так просто сидеть и ждать смерть. Лучше впустить её, как друга. Я больше не могу смотреть на эту бесконечность. Я сдаюсь.
- Джаспер, - из последних сил заговорила Кэрри.
- Прощай, Кэрри. Спасибо, что выслушала меня.
- Джаспер...
Связь оборвалась.

Кэрри Дженсен стояла перед небольшим двухэтажным домиком в штате Кенберри и долго не решалась постучать в деревянную дверь, но все же постучала. Дверь открыла немолодая женщина, и, оглядев Кэрри, жестом пригласила войти.
За чашкой чая, на диване, Кэрри рассказала женщине о том, что случилось с её сыном, Джаспером Клэйтоном. За весь рассказ женщина не проронила не слова, изредка кивая. Когда Кэрри закончила, они обе несколько минут сидели в полной тишине. «И вправду, очень спокойное место», подумала Кэрри.
- О чем же вы с ним говорили? – спросила наконец женщина.
- Он рассказывал мне о своей собаке, о своих родственниках, дяде, сестре, о своей жене, Бриджит…
- О ком? – неожиданно прервала женщина. Её глаза широко округлились, стали похожими на блюдца. – Джаспер не был женат.
- Что? Как это – не был женат? – в свою очередь удивилась Кэрри. – Бриджит, он познакомился с ней в Уолтоне.
- Джаспер никогда не учился в Уолтоне.
- А где же он учился? После Хиллсбрука.
- А с чего это вы взяли, что он учился в Хиллсбруке?
У Кэрри голова пошла кругом. Что, вообще, происходит?
- Всю жизнь Джаспер провел на домашнем обучении. Я сама учила его. В первые дни в школе его начали сильно задирать старшеклассники, и поэтому провел он там не больше недели. Я забрала его домой, и учился он у меня сам.
- А друзья? Он рассказывал мне о своих школьных друзьях…
- Школьных друзьях? Глупости. У Джаспера их вообще не было. Никто не хотел с ним водиться. Правда, были давно, в детстве, пара шалопаев, но я запретила Джасперу общаться с ними. От них были бы одни неприятности.
- А как же дядя и сестра? Как же Бриджит? Я ничего не понимаю…
- Дядя? Сестра? Нет, у него, кроме меня, никогда не было родственников. А Бриджит… Вы, наверное, имеете в виду Бриджит Нельтон? Она пару раз приносила нам молоко из магазина, когда я болела. Её я помню. Пышные кудрявые волосы, роскошная улыбка… Она еще везде разъезжала на своем красном велосипеде. Возможно, Джаспер и видел её, но очень давно и всего пару раз.
- Как же он попал на эту работу?
- Это постарался мой знакомый. Я очень хорошо обучила Джаспера физике и математике, и решила – не пропадать же талантам? Да, Джаспер был очень способным ребенком, и это – моя заслуга.
- То есть, вы сознательно лишили сына общения с обществом, превратив его в… отдаленного ото всех… ученого отшельника?
Женщина внезапно разозлилась:
- Я всю жизнь была одна! Отец Джаспера бросил меня, когда Джасперу было три года! Ушел, видите ли, «продолжать жить»! Сейчас все люди любят «жить», а кто нет? Эти бесконечные развлечения, знакомства, веселье – они ни к чему хорошему не приведут! Зачем моему сыну друзья, если у него есть я? Или я уже не подхожу под эту роль? А? – она уже перешла на крик.
- Мне лучше уйти, - спокойна сказала Кэрри, поднялась, и, не попрощавшись вышла на улицу.
У Кэрри Дженсен никогда не было пристрастия к алкоголю, но сейчас она направлялась к ближайшему бару, чтобы изрядно напиться и забыть – о Бриджит, о Джаспере Клэйтоне, об его безумной матери – обо всем на свете.