Джон Гилл. Добрая надежда благодати

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДОБРАЯ НАДЕЖДА БЛАГОДАТИ
На смерть г-на Эдварда Лэдлоу (1749)
С сокращениями

Надежда благая в благодати
2 Фес.2.16

Апостол делает здесь три вещи: он описывает счастливое состояние людей, для которых он пишет, он призывает их твердо стоять в вере и хранить истину, и он молится за них.
Во-первых, он описывает их счастливое состояние, в противоположность последователям человека греха, сына погибели, которые были оставлены  верить лжи, чтобы они могли быть прокляты. Прежде всего, это касается их характера в духовном отношении, как братьев Христа и апостолов, и как возлюбленных Господом, а именно: Богом Отцом, Который так возлюбил их, что отдал Сына Своего за них; Господом Иисусом Христом, Который отдал Себя за них, и Господом Духом, Который оживотворил и освятил их; и далее он описывает избрание Божие, за которое он благодарит Бога за них, избрание, состоявшееся в вечности и подразумевавшее как средства освящение Духа и веру истине, а также, как доказательство спасения, действенное призвание через Евангелие по благоволению Божию, к той славе, которою обладает Христос и которую Он готовит для них. 
Во-вторых, он призывает их стоять в вере евангельской и не отходить от нее, когда они получили такое благорасположение Бога, что были избраны Им и названы Им по имени, и уже крепко держались того, в чем были наставлены из уст в уста и письменно, не традициям еврейских старейшин, и не неписаным преданиям, за которые выступают паписты, но истине и таинствам Евангелия, которые Христос передал Своим апостолам, а через них Церкви,   либо устно, либо в письменной форме, и это евангельское предание должно соблюдаться до Второго Пришествия Его.
В-третьих, он молится за них и за их благо, и потому соединяет свое увещание с ходатайством,  хорошо зная, что это был самый действенный способ, чтобы им добиться успеха. Он имеет в виду Господа нашего Иисуса Христа и Бога и Отца нашего, два Божественных Лица в Божестве, и видя Господа Иисуса Христа равным Богу и Отцу, он просит Его о том же, что и Отца, и усваивает те же дары и благословения благодати обоим, и если апостол упоминает Христа пред Отцом Его, мы можем заключить, что он имеет в виду Его полное равенство с Ним как с Богом, иначе такая молитва, как главная часть поклонения, не была бы обращена к Нему и Он не считался бы равным Отцу, и тем более не упоминался бы перед Ним. Молитва же сия за то, чтобы Два Божественных Лица утешали сердца святых свежим раскрытием Своей любви к ним, новым и постоянным приложением Своей благодати и милости через  великие и драгоценные обетования Евангелия, Слово и таинства его, и за предоставление им общения с Отцом, Сыном и Духом, в частной и общественной жизни, а также, чтобы они были утверждены в каждой истине Евангелия, и в практике каждой обязанности и в любом деле благом. Это самое лучшее для христианина - чтобы его сердце было создано по истине благодати, и его честь - быть твердым и непоколебимым, всегда преуспевающим в деле Господа, и хотя святые поставлены на твердом и непоколебимом основании, они заинтересованы в вечной любви, закреплены в завете благодати, и безопасны в объятиях Христа, все же есть необходимость созидания их в истине, чтобы они могли не увлекаться заблуждением беззаконников и при осуществлении благодати не падали, но непоколебимо стояли в вере и в исполнении своих обязанностей, и не отходили от него. У нас есть большие основания заключить, что эти прошения будут услышаны и отвечены.
1. Сначала обратимся к Господу Иисусу Христу, к Тому, Кто есть наш Господь, и не просто через творение, так как он есть Господь всех, но путем искупления, купив нас Своей драгоценной кровью, Он сделал нас Своими, и вступил в отношения мистического брака с нами. Поскольку же Он поддерживает нас  Своей праведностью, милосердием и милостью, Он есть Господь наш, и мы должны поклониться Ему; и более того, он есть Иисус, наш Спаситель и Искупитель, Который спас нас от наших грехов, и от гнева, спасением вечным, и есть Христос Божий, помазанный как Пророк, Священник и Царь, и эти служения Он принял и исполнил для нас, и потому нельзя не сделать вывод, что то, что мы просим во имя Его, будет дано нам. Другая же Личность есть Бог и Отец наш, и также не через творение, как для всех людей, которых Он сотворил и о которых заботится Своим провидением, но путем усыновления, через Иисуса Христа; Бог во Христе есть наш Бог, и Тот, Кто есть Отец Христа, есть наш Отец, Который благоволит к нам в Своей свободной любви, и если земные родители готовы и хотят давать даяния благие детям своим, как только могут, то разве не во власти нашего Небесного Отца дать каждому из Своих детей, столь близких и дорогих Ему, все, что им нужно? И отсюда также можно прийти к выводу:
2. Из любви каждого человека к своим детям мы можем заключить, что слова "Возлюбивший нас" относятся как к Богу, нашему Отцу, так и к Господу нашему Иисусу Христу, возлюбившим нас, тех, кто были по природе чадами гнева, чужих и врагов по своим злым делам и не просто далеких от любой истинной любви к Богу и Христу, но находящихся в глубокой вражде с Ним, и все же любимым Богом! Бесподобная, не имеющая аналогов благодать! Отец возлюбил их, и поэтому предназначил их не ко гневу, которого они заслужили, но к получению спасения через Иисуса Христа, возлюбил их, и, следовательно, заключил завет с ними во Христе, полный драгоценных обетований и духовных благословений, в их положении и обстоятельствах; Он возлюбил их, и возложил заботу и ответственность за них на Своего Сына, вложил их в Его руки и положил благодать и славу для них; возлюбил их, и поэтому послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву, чтобы быть Спасителем и Искупителем их, и не пощадил Его, но предал Его в руки правосудия и на смерть для них; возлюбил их, и, следовательно, родил их снова к упованию живому, и оживотворил их, мертвых по преступлениям и грехам; возлюбил и, следовательно, оправдал и помиловал их, и принял их в Свою семью, и сделал их наследниками Себе, и сонаследниками Христу. И Господь наш Иисус Христос Сам любил их такой же любовью, как и Его Отец, и поэтому в вечности стал их Поручителем и принял их лично; возлюбил их, и потому во времени принял их природу, понес их скорби, взял на Себя их грехи и пострадал за них; возлюбил их, и потому отдал Себя в жертву Богу за них, и пролил Свою драгоценную кровь для прощения грехов, и омыл их от них Ею; возлюбил их и потому пришел приготовить для них небо и вечное счастье,  и придет снова принять их к Себе, чтобы там, где Он, могли быть и они. Если же в Отце и Сыне столько любви и Они дали такие сильные доказательства ее, то чего нам не следует ожидать? И скажем более:
3. Дар благодати и плод такой любви есть утешение вечное; Бог есть Бог утешения, и всякое истинное утешение от Него; Христос есть утешение Израиля, и если есть реальное, твердое утешение, то только в Нем, и оно приходит через Кровь, праведность и Жертву Его, и которая применяется Духом Святым, через слово и таинства и через служителей Евангелия, которые есть сыны утешения,  и жалкие утешители все остальные, которые пытаются успокоить по-другому.
И все это утешение таким образом, является чистым даром Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа; это то, чего люди никак не заслуживают, и потому оно по определению великое, потому что те, которые обретают этот удел, являются по природе чадами гнева, как и другие; и хотя их наслаждение не постоянно, ибо оно прерывается последствиями греха и искушениями сатаны, и оставлением Богом, однако основа его всегда есть вечная любовь Божия, и потому избранные не могут окончательно отпасть и погибнуть; через вечную праведность Христа, которой они оправданы, они имеют мир с Богом, и вечное спасение через Него, и, следовательно, спасутся Им от гнева; и при том Христос и Святой Дух Утешитель остаются теми же вчера, сегодня и навеки. И кроме того, духовная радость верующих - о том,  что никто не может отнять у них, так что это в конечном счете утешение вечное, продолжающееся в будущем состоянии, ибо когда искупленные придут на Сион, вечная радость будет на головах их, а печаль и воздыхание удалятся. И это дар благой надежды во благодати, а так как Бог и Христос даровал такую высокую милость для святых, разумно будет считать, что она всегда утешит их сердца и восстановит их. И именно на этот момент мне некогда указывал наш покойный друг, и я несколько больше скажу об этом, и упомяну следующие вещи.

I. В чем характер надежды благодати.
II. Ее происхождение: она исходит от Бога как Его дар.
III. В каком смысле надежда дается по благодати.
IV. Почему эта надежда является благой.
 
I. Во-первых, я скажу нечто о характере надежды благодати, что может быть в достаточной мере постигнут из вещей, с которыми мы хорошо знакомы.
1. Она невидима. То, что мы видим и чем наслаждаемся, не оставляет места для осуществления надежды на это, а потому говорит апостол: "Надежда же, когда видит, не есть надежда" (Рим.8.24-25), то есть то, что мы видим и чем наслаждаемся, не является предметом надежды, и надежда не может иметь отношения к нему, поскольку фактически мы уже обладаем этим; и об этом вдохновенный писатель здесь же разумно замечает: ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но если мы надеемся на то, чего мы не видим, тогда мы можем с терпением ждать его. Христос является Предметом нашей надежды, и Он не видим для наших телесных очей, но видим только верой; Он пребывает на небесах, одесную Отца. но мы надеемся и верим, что Он придет снова, чтобы принять нас к Себе, и поэтому мы ожидаем, что Он явится как наш Спаситель с небес, чтобы поднять наши тела, и изменить их, и сделать их, как Свое собственное тело, и воссоединить их с нашими душами, , и дать нам совершенное счастье с Ним; слава будущего состояния, на которое мы надеемся, невидимая реальность, то, что не видел глаз, не слышало ухо, вечные вещи, которые мы видим по вере которые являются поддержкой среди нынешних скорбей, находятся за завесой, которую приоткрывает вера и дает некоторое представление, и надежда следует за ней, и ждет ясного света вполне.
2. Это будущие вещи; настоящее не является предметом надежды, ибо мы не надеемся на то, что уже есть с нами. Надежда касается того, что еще далеко, и заканчивается, когда то, на что мы надеялись, осуществилось; она касается не только этой жизни,  ибо "если в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1 Кор. 15.19).
 Наша надежда в самом деле имеет отношение к будущим вещам в настоящей жизни; мы надеемся через общение с Богом и Христом в таинствах на дальнейшие дары благодати от полноты во Христе, и, следовательно, можем терпеливо ждать от Него и ради Него, и, препоясав чресла наших умов, мы  надеемся до конца, ради благодати, которая должна явиться нам в возвращении Христа; так наша надежда достигает будущего состояния в другом мире и воскресения наших тел, нашего оправдания перед людьми и ангелами, чтобы мы получили венец жизни и славы и воссели по правую руку Христа, и были приняты в вечное Царство, а также для нашего бытия со Христом во веки веков, чтобы мы уподобились Ему и увидели Его как Он есть. То, на что мы надеемся, дается нам сейчас с тем, чтобы стать доступным в будущем, у нас есть здесь некоторые обещания и предвкушение сейчас, но главное еще впереди, и поэтому мы продолжаем искать его: только вера представляе нам те вещи, на которые мы надеемся, как реальные, и дает нам постичь их, и поэтому она является, как сказано, осуществлением ожидаемого и уверенностью в невидимом (Евр.11.1).
3. Эти вещи достигаются нелегко, как и все будущее спасение, ибо и праведник "едва спасется" (1 Пет.4.18), ибо он с трудом, среди многих скорбей, искушений и ловушек на пути, страданий, упреков и гонений за Христа приходит к осуществлению веры через тесные врата и узкий путь, через многие невзгоды и печали, и так он стремится осуществить свою надежду. И все же:
4. Эти вещи возможны, или в противном случае не было бы ни места, ни основания для надежды, ничего, кроме черного отчаяния не последовало бы, и можно было бы отложить в сторону все мысли о нашем счастье в другом мире и предаться любым плотским похотям и удовольствиям, говоря: нет никакой надежды, но мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца (Иер.18.12). Но вечная слава и счастье бытия, что приготовил Бог и пообещал, что она явится через Христа для грешников, даже худших из них, ибо "есть еще надежда для Израиля" (Езд.10.2), есть поощрение разумного грешника, за которое он может держаться, истолковывая каждый намек и обстоятельства в свою пользу; такая душа полагает уста свои в прах, если может быть надежда (Плач 3.29), и если ей предоставлена хотя бы возможность и вероятность блаженства, то это поднимает ее надежду.
5. Есть определенные вещи, которые имеют реальное бытие, и которые являются твердыми и неколебимыми, и которые, хотя они осуществляются только верой, но они действительно реальны на небесах, находятся в руках Христа и будут, конечно же, доступны нам, и в этой надежде христианин не имеет никаких оснований сомневаться; и это не только уверенность в предмете надежды, но есть такая твердость и неколебимость в самой благодати, что душа радуется надеждою славы Божией и настолько уверена в ней, что о святых  даже говорят, что они "уже спасены в надежде" (Рим. 8.24).
6. Истинная надежда всегда сопровождается верой: эти две милости идут рука об руку, и обе они вызваны той же рукой Божией и являются в одно и то же время в возрождении, а также возрастают более или менее совместно, хотя ни одна из них не может быть намного заметнее, чем другая; и может быть надежда, когда вера едва заметна, однако вера всегда лежит в основании  и есть осуществление ожидаемого, без которого не было бы надежды; и некоторые из этих дел благодати так сходны друг с другом, что их едва ли можно различить и отличить друг от друга, и поэтому они упоминаются рядом: так то, что называется верой в Христа в Еф.1.12, в оригинале есть "надежда на Христа", и в Иер.17.7 это одно и то же.
II. Во-вторых, я должен сказать о характере этой благодати, что она от Бога и есть дар Его, ибо в этом отношении добрая надежда благодати находится в связи с предшествующими словами,  и Господь наш Иисус Христос и Бог Отец наш есть Тот, Кто дал нам вечное утешение и эту благую надежду. Как вера, так и надежда не от нас самих, это дар от Бога, и что сказано об одном, можно сказать и о другом: от природы этого не имеет никто из людей (Еф.2.8, 2 Фес.3.2). Надежды не может быть в любом естественном человеке, в человеке, который находится в невозрожденном состоянии; таковые могут выразить ее, но не испытать ее; они слишком часто и кощунственно говорят: "Я надеюсь, что я буду спасен", но те, кто слишком часто использует фразу, просто не знают надежду благую во благодати, ибо это характер только Божьих людей, и даже они перед возрождением живут без надежды, а также без Бога и Христа в мире (Еф. 2.12). Это благодать, которая дается душе в возрождении ее Духом Божиим, и является одним из Его плодов; она внедряется Им и растет под Его влиянием, это через Него верующие ожидают и надеются благодаря праведности от веры, и именно через Его власть, они изобилуют в осуществлении ее. Ни один человек не имеет ее, пока он не родится свыше, ибо он должен получить изобилующую благодать, чтобы родиться заново: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, который, по великой Своей милости, родил нас снова к упованию живому, спасает воскресением Иисуса Христа из мертвых" (1 Пет.1.3). Это значит также,  что Бог Отец и Господь наш Иисус Христос заинтересованы в том, чтобы дать нам благую и живую надежду, так что  благодаря милости Одного и воскресению Другого, Который был поднят и прославлен, возможны наша вера и надежда на Бога (1 Пет.1.20), и если человек пока не возрожден, то у него не может быть ничего поистине живого и доброго. Евангелие является обычным средством, через которое совершается возрождение, и, следовательно, может быть названо надеждой благовествования (Кол.1.23), и мы можем быть уверены, что это Евангелие действительно является Радостной вестью, хорошей новостью о хороших вещах, о мире, прощении, праведности и спасении во Христе, и оно может поощрять и поддерживать надежду, ибо все его учение есть учение о благодати и его обетования, свободные, абсолютные и безусловные,  рассчитаны на эту цель, и в значительной степени служат ей; поэтому наследники обетования имеют сильное утешение, если они бегут ко Христу и держатся надежды, которую приняли; так обетование наследия дает им утешение, поощряет их надеяться на Христа, Который представлен им в Евангелии, и, вообще говоря, слово обетования, которое Дух Святой применяет к душе, является почвой и основанием их надежды. Поэтому говорит Давид: "Помни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать" (Пс.118.49). Все, что написано в Священном Писании, написано для нашей пользы и наставления, чтобы мы через утешение из него сохраняли надежду (Рим.15.4), и есть много вещей, которые под Божиим благословением взращивают и поднимают в нас эту благодать, как рассмотрение власти и верности Бога Своему обетованию, Его свободную благодать и милость в спасении через страдания, смерть, воскресение и заступничество Христа, а также нынешний опыт и память совершившегося, ибо "опыт производит надежду" (Рим.5.4). И главная причина, мотив и поощрение надежды - то, что она есть благодать Бога и дар Его.
III. Объясню теперь,  в каком смысле это по благодати. Благодать есть источник надежды; она приходит к нам через благодать Божию, и это часть той благодати, которую Бог  всякой благодати сообщает нам; она является частью полноты благодати, которая во Христе Посреднике, и это часть той благодати, которой Дух благодати работает, будучи Автором нашего возрождения. Благодать также является предметом надежды; в буквальном смысле оригинал говорит "надежда на благодать", как и в словах греческой версии: "надеясь на милосердие Божие" (Пс.147.11). Милость Божия во Христе является почвой и основанием надежды, и это не только мотив и поощрение ее: "да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость" (Пс. 130.7), но сама вещь, на которую мы надеемся, становится хорошо знакомой нам; разумный грешник в христианской надежде на помилование, оправдание и приняти благодати Божией через Христа надеется, что добрая работа благодати началась в нем, и он надеется и верит, что она будет продолжаться "до дня Христова"; он надеется, что возрастание меры благодати во Христе позволит ему исполнять Его волю и дело, а не свои похоти, противостоять искушениям сатаны, и выполнять свой долг перед Богом и людьми; он надеется, что благодати Христа будет достаточно для него, или что достаточное ее количество дастся ему, чтобы провести его через все испытания и трудности жизни; он надеется, что завет Бога и Отца восполнит всякую нужду его по богатству Божией славы во Христе,  и что Бог даст ему стойкость в благодати, чтобы держаться до конца, он надеется на благодать, которая доведет его до дня Христова, и он надеется на славу, которая есть совершенство благодати. Кроме того, добрая надежда благодати есть надежда, что осуществляется посредством благодати Божией, то есть если человек надеется на то-то и то-то не через какие-то его собственные достоинства, или через дела праведности, сделанные им, а через благодать и милость Божию. Таким образом, например:
1. Слово дает надежду спасения, как Давид говорит: "Господи, я надеялся на спасение Твое" (Пс.118.166), и разумная душа знает, что это не по делам, а по благодати, и поэтому она  надеется только на благодать; она вполне уверена, что Бог спасает и призывает людей не по делам их, но по Своему изволению и благодати, что в соответствии с милостью Божией через Кровь Христа, и банею возрождения, и что она была спасена благодатью и никак этого не заслуживает, что исключает любую похвальбу твари, и поэтому она надеется на это таким образом и только таким, и также благодать поощряет ее на это надеяться, ибо, будь спасение делами, она навсегда отчаялась бы его получить. Она знает, что оно свободно даруется от Христа, Который пришел в мир спасти и стал Автором того, что уже сделано, ибо Он на кресте возопил: "совершилось!" (Иоан.19.38), и теперь Он пребывает на троне (Откр.21.6), и к этому никому ничего не добавить; и поэтому человек, который знает все это, надеется лишь на благодать Христа, которая это совершила без всяких наших дел;   он также отмечает, что Христос пришел, чтобы найти и спасти погибших грешников, которые никак не могли рассчитывать на это и не были этого достойны; Христос пришел в мир, чтобы спасти  грешников. самых худших из гнусных, и они были омыты, очищены, освящены и оправданы во имя Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего, и поэтому он надеется на спасение через ту же благодать и милость, которая была явлена на них, хотя он был так же плох, как они, и может считать себя хуже; он замечает, что Христос был вознесен, как медный змий в пустыне, чтобы каждый верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную, он с удовлетворением отмечает, что Евангелие провозглашает, что всякий, верующий в Него, будет спасен (Мк.16.16), и в нем дано наставление разумному грешнику, такому как он:  "веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься" (Деян.16.31), и так он видит замечательные проявления благодати Божией во Христе, через которые он получает возможность надеяться на Него.
Во-вторых, мы надеемся на прощение грехов. Если грех это первое, что Дух Божий убеждает человека, то далее следует прощение, на которое он надеется, и если он понимает, что значит для него закон, то он надеется на это, а не на слезы, самоунижение и покаяние, но на благодать Божию в крови Иисуса. Он считает, что только Бог может прощать грехи, которые против Него совершены, что это Его прерогатива, которую Он использует свободно и самовластно; что Он обещал в завете Своему народу, что Он будет милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их Он не вспомнит более (Евр.8.12), что Он провозгласил Свое имя в Своем Евангелии: Бог милующий беззаконие, преступление и грех (Исх.34.6-7), и что нет никого, подобного Ему в этом, и поэтому мы крайне нуждаемся в том, чтобы обратиться к Господу, Который многомилостив, и надеяться на милость Его. Он видит в Священных Писаниях, что Бог послал Сына Своего в умилостивление за грех, и послал Его нужный момент, чтобы пролить Его кровь для прощения нашего, так как "без пролития крови не бывает прощения", и "превознес Его одесную" как нашего Главу и  Спасителя, чтобы дать Израилю покаяние и прощение грехов, и поэтому он надеется на Него до конца, видя Его милость и избавление. И он отмечает, что прощение грехов через кровь Христа, но по богатству Божественной благодати и милости Бога нашего, и потому надеется только на эту милость по множеству щедрот ее, а не на свои заслуги. Евангелие провозглашает, что "всякий, верующий в Христа, получит прощение грехов" (Деян.10.43), и многие случаи помилования явлены через эту благодать и милость, даже таких, которые были великими грешниками, и их грехи были при самых отягчающих обстоятельствах: Давид который был виновен в убийстве и прелюбодеянии; Манассия, совершивший самые отвратительные преступления, Петр, отрекшийся своего Господа и Учителя; Савл, гонитель, хулитель и вредитель, и грешница, возлюбившая много, потому что многое было прощено ей - все они осуществили надежду на помилование по свободной благодати и милости Божией.
В-третьих, это надежда на вечную жизнь, которую Бог, что не может лгать, обещал до начала мира (Тит 1.2); следовательно, вечная слава и счастье, являющиеся предметом нашей надежды, названы также блаженным упованием на уготованное на небесах (Тит 2.13, Кол.1.5). Если  вечная жизнь есть дар Божий через Иисуса Христа, Господа нашего, то она есть Царство, которое наш Небесный Отец благоволил дать детям Его, и Он, по богатству Своей благодати, подготовил его для них, обещал им, призывает в него, открывает его и дарует им; это только обещание вечной жизни, но она сама приходит к ним в руках Христа, и Он имеет власть давать многим то, что Отец дал Ему,  и они не погибнут вовек, и так как это дар чистой благодати, для разумных грешников, стремящихся к славе, бессмертию и вечной жизни, они надеются на то, чего никогда не получили бы от кого-то еще, и у них тем более есть поощрение этой надежды, если Бог объявил, что это Его воля, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него; получил это, и они видят это через работу Святого Духа Божия в сердцах их, ибо Тот, Кто ее начал, ее закончит, и они обретут  вечную жизнь и счастье, а потому они рассуждают, как жена Маноя, то есть,  если бы Господь хотел уничтожить их, Он бы никогда не показал им  такие вещи и не рассказал о них; и, следовательно, в благодати и милости они надеются на славу, ибо кому Бог дает благодать, Он дает славу, они неразрывно связаны друг с другом, ибо кого Он оправдал, тех и прославил.
В-четвертых, это благая надежда. Есть надежда плохая и есть хорошая. Есть надежда мирского человека, который полагается на свое золото (Рим.15.13); он верит в него и не только ставит в зависимость от него настоящие и будущие блага в этой жизни, но и надежду в жизни вечной, воображая, что Царя царей порадует то, чем он воспользовался в этом мире. Есть  надежда на человека и его принципы, в которых он был воспитан, надежда на свое происхождение, на веру других, на благочестие родителей и на религиозное образование; но все это плохая надежда. Есть надежда моралиста и законника, который надеется, что он наследует вечную жизнь, потому что он делает некие хорошие вещи в отношении нравственной жизни и дел, и творит дела праведности в послушании закону; так ни один человек не может быть ни оправдан, ни спасен, и не может войти в Царство Небесное, и это плохая надежда. Существует и надежда лицемера, который надеется на небо из-за своего религиозного исповедания, участия в таинствах и исполнения своих обязанностей напоказ; это плохая надежда, она укоряет Духа, она затягивает как паутина, и хотя с ее помощью и можно приобрести себе среди людей имя доброго и святого человека, она ничем не поможет людям,  когда Бог забирает их души. И есть надежда нечестивых грешников; для таких есть свои надежды, и они надеются на спасение через абсолютную милость Божию; они представляют себе, что у них будет время, чтобы сказать напоследок: "Господи, помилуй нас", и все будет хорошо, но это плохая надежда, ибо нет никакой милости к грешникам, но лишь через Кровь, праведность и жертву Христа. Но теперь я скажу о надежде действительно доброй, и почему она названа так.
1. Потому что она возложена на хороший фундамент, на милость Божию, а не на заслуги твари и не на любые дела праведности;  не на вежливость, нравственность, или внешнее исповедание, которое есть песок, а не основание для надежды на вечное счастье, но на Личность, Кровь, праведность и жертву Христа, Который над всем Бог, благословенный во веки, и может всегда спасать до последнего, Который есть Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби, и Христос наша надежда, и в нас упование славы; на Его Кровь, которая очищает от всякого греха, и была пролита для прощения его, на Его праведность , что оправдывает от всякого греха, и дает право на жизнь вечную, и на Его жертву, которая положила конец греху и совершила примирение.
2. Потому что добр и благ ее Автор, Который назван "Бог надежды" (Рим.15.13), и Он благ также как Предмет этой надежды, и благим является то, что Он дает нам. Теперь святые пребывают среди зла, горестей и скорбей, но в будущем они получат благой удел свой.    Христос пришел, Первосвященник будущих благ, придя к народу Своему, и приготовил все блага для него и сделал их доступными для Своих людей, и надежда их ждет; и надеясь, христианин знает их благость и предвкушает исполнение обетований  пред Богом во Христе, каковы общение с Отцом, Сыном и Духом, общение с ангелами и прославленными святыми, совершенное знание, святость и блаженство.
3. Потому что благи ее характер и следствия; она названа упованием живым (1 Пет.1.3),  потому что она имеет своим предметом живую Личность в духовном смысле, не мертвые дела, но живого Христа, и ее предмет - вечная жизнь; и это живая надежда не сама по себе, но потому, что в ней участвуют живые дела праведности, ибо как вера без дел мертва, так и надежда; и также она живая потому, что она продолжается всегда и легко оживляется, когда другие дары благодати не так явны. О ней также сказано, что она очищает нас; "всякий, имеющий сию надежду на Него, очистится так, как Он чист" (1 Иоан.3.3), и это несомненно, так как он имеет дело с чистой и безупречной праведностью Христа, и с Его драгоценной кровью, которая очищает совесть нашу от мертвых дел.
4. В силу своей великой пользы. Надежда для души подобна якорю для корабля, который спасает его и в штиль, и среди опасностей от скал и мелей, и потому она "якорь души , безопасный и крепкий" (Евр. 6.19). И той же цели служит шлем для головы, которому уподоблена надежда на спасение (1 Фес.5.8); ибо эта благодать сохраняет ум и сердце христианина от дурных принципов в опасное время, которые могут подорвать основания его надежды,  и держит его над водой в трудные времена, и она покрывает голову в день сражения, защищая от духовных врагов, чтобы нам никогда не сдаться им. Эта благодать всегда хранит нас в скорбях, посылаемых провидением;  верующий радуется, надеждою славы Божией, даже и скорбями, зная, что "от скорби происходит терпение, от терпения опыт, а от опыта надежда, и надежда не постыжает: потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, который дан нам" (Рим. 5.2-5). И это имеет огромное значение для нас в час смертный, ибо, когда нечестивый будет отвергнут своем нечестии, и отправится как зверь в ад, праведники имеют надежду и в смерти (Притч.14.32), и она сохранит их в последний день. И если, находясь в руках Иисуса, мы можем быть счастливыми с Ним, мы можем смотреть на смерть и вечность с удовольствием. Да, эта благодать имеет такое большое значение и пользу, что даже спасение приписывается ей: "мы спасены в надежде" (Рим. 8.24), не потому, что она действующая причина спасения, ибо нет другого автора или причины спасения, кроме Христа, но она средство для нас отвернуться от себя и наслаждаться спасением, совершенным Христом. Как мы спасены по благодати через веру, таким же образом мы спасены через надежду, будучи рожденными в ней; мы держимся за нее, пока мы не получим в конце ее спасение душ наших, а потому в целом благо то, что человек должен терпеливо ждать спасения от Господа (Плач 3.26).
Среди нас в последнее время есть люди, которые насмехаются над этой фразой: надежда благая во благодати, не понимая, что она библейская, и представляя дело так, что она сказана для христиан второго сорта, как будто верующие могут иметь надежду и навечно погибнуть; но давайте не будем верить тому, что говорят люди, давайте внимать тому, что говорит Писание и наш текст, который говорит, что спасение есть дар Божий, дар благодати Его,  представляет его как плод любви Бога и Христа, дарующей утешение вечное, и упоминает его как благословение благодати; и сами апостолы, которых Бог поставил на первое и высшее место в церкви, облалали этим даром и были благодарны за него; внемлем же твердому святому, который перед смертью говорит о благой надежде благодати, и поймем, кто был наш покойный друг, смерть которого и послужила поводом для этого рассуждения о том, что есть духовный человек /.../ 
Желаю всем нам узнать что-то из этого провидения и из этого рассуждения о нем:
1. Чтобы выяснить, есть у нас надежда на хорошее будущее, и хорошая это надежда или плохая. Если она основана на чем-то, кроме Христа, то это плохая надежда; если это надежда на тварь, то в ней не будет никакой пользы; если мы надеемся на небо и блаженство за дела, а не по благодати, то это окажется тщетной надеждой. Но если она основана на том, что есть для нас Христос, на том, что Он сделал для нас и что Он вложил в нас, то это благая надежда, и она ответит нам в жизни и в смерти. И если у нас есть эта надежда, то мы должны:
2. Благословить Бога за это, так как Он является Автором ее.   Это не от нас, это дар Божий, и мы должны усвоить это не природе, не разуму, не власти и свободе нашей воли, но  благодати Божией, ибо в противном случае нас постигнет черное отчаяние и мы погрузимся под тяжестью вины в ад уже на земле, ибо это будет лишь страшное ожидание гнева и ярость огня, ожидающего нас за наши грехи; но Бог даровал нам надежду благую во благодати.
3. Для стояния в этой милости, будем молиться о Святом Духе Божием, чтобы обрести достаточность во Христе, и чтобы мы могли держаться этой радости, если твердо сохраним все до конца, чтобы  опоясать чресла наших умов надеждой будущей благодати и вечной славы, и следовать вере, надежде и любви, пока мы не получим плоды их, и вера не уступит место видению и любви.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn