О Прозе и жизни. Страницы из дневника. ч. 3

Татьяна Алейникова
Задумалась об этике пишущих. Мне кажутся неприличными вопросы, касающиеся вероисповедания, национальности, возраста, личной жизни близких автору людей, о которых он написал, допустим, в своих воспоминаниях. Вправе ли мы обсуждать, более того, осуждать ушедших? Что это? Непонимание того, что есть определённые границы, которые переступать недопустимо или одолела пресловутая простота нравов, граничащая с глупостью.

Не хочется называть имён, но в одном признаюсь: кое-что написано под впечатлением прочитанных комментариев под третьей книгой автора, чьё творчество не отпускает меня с первого прочтения, и статьи, попавшей на страницу Лифта. Кто ответит мне, можно ли иронизировать над тем, что написано не холодным рассудком, а выстрадано сердцем. Речь веду о книге, посвященной русскому классику. Уместен ли юмор, если перед тобой плод тяжкого труда, сомнений, мук, здоровья, бессонных ночей писателя.

Допустимо ли писать, как говорится, «под руку» автору первое пришедшее в голову, дабы поразвлечься или выразить сомнения, туда ли «повернул» он в неоконченном труде, выкладывая его по главам в надежде на серьёзный подход и взвешенный анализ. Ведь не о зарисовке или миниатюре идёт речь, которыми и сама, грешная, пробавляюсь, о книгах: больших, серьёзных, глубоких.

 Ещё один деликатный момент. Есть ли у нас, читателей,  право вмешиваться в творческий процесс, навязывая писателю своё вИдение, да ещё и обвиняя его в том, что написанное им не совпадает с нашим: посконным, затверженным и устоявшимся, как вода в болоте? Читаешь и диву даёшься: один недоволен слишком затянутым текстом, другой -не очень понятным, а хотелось, видите ли, "ясности", примерно такой, что на голубом глазу извергается из уст критикующего.

Не лучшие наши качества проявились в новом проекте, запущенном на Прозе. Сколько гневных откликов пришло в адрес автора, поделившегося своими впечатлениями об участии в нём. Я не приняла многое в этом начинании, но промолчать, когда набросились толпой на первого «лифтонавта»,  не смогла.  Как не могло не возмутить уничижение немолодых авторов, пользующихся поддержкой читателей, о, ужас, «захвативших" пресловутый рейтинг.
 
_Господи, так и хочется сказать возмущённым, - остановитесь, места хватит всем. Сегодня снова узнала о недобрых выпадах в адрес уже других участников проекта, справедливости ради отмечу, обретающего вполне демократичные черты. Но сколько горького услышали в свой адрес усомнившиеся. Особенно поразило одно «дарование», бесцеремонно распекавшее и  «тыкающее» человеку, много старше себя. А ведь именно её творчество совсем недавно продвигала "провинившаяся".   

У нас нет культуры дискуссий, мы любим критику только в адрес другого. Тут уж о себе, любимой. Недавно участвовала в полемике с несколькими почтенными особами, а потом обнаружила, что нежные души оппоненток не выдержали и стёрли не понравившееся, а своё, глубокомысленное, конечно же, сохранили. Ох, и возмутилась тогда, а сама –то безгрешна?! Вот ведь накатала тоже отнюдь не благостное.  И всё -таки не могу пройти мимо совсем уж ошеломляющих выводов. Неужели мы совсем не знаем историю или стереотипы затмили способность анализировать. Вот попалось недавно:
"Как ни парадоксально ) а советский период был нeсопоставимо ближе ко Xристу, к самому духу Eго учения..."

Конечно, ближе не бывает, начиная с концлагерей, чисток, "троек", принимавших решения, кому жить, а кому не положено, расстрелов священников и просто верующих, репрессий, уничтожения крестьянства, гонений на представителей  «правящих классов", к которым отнесены были учёные, писатели, учителя, врачи, офицеры, оставшиеся верными присяге, и члены их семей. Ряд можно продолжить.

 Не пора ли спустя почти столетие примирить белых и красных, ведь все они жертвы, которые должны быть оплаканы, а не разделены в сознании на «наших" и "не наших». Я не собираюсь бросать камни в прошлое, в нём есть, что любить, чем гордиться, о чём сожалеть, и, простите меня, чего стыдиться. Просто нужно мужество смотреть правде в глаза, а не цепляться за догмы. Спокойно оглядеться вокруг, чтобы увидеть, что обрели и что потеряли в кровавом и прекрасном  XX веке.

Когда пытаюсь понять, что движет автором, особенно активно рвущимся на «авансцену», обращаюсь к его комментариям, ответам на поступившие отклики, манере общения.Какие богатейшие оттенки отношений  могут приоткрыться в коротких диалогах. Задумываешься поневоле, какую цель преследует человек, когда он вступает в общение с такими же, как он, авторами. Хочет поделиться впечатлениями о прочитанном, поддержать или  раскритиковать пишущего, а, может быть, «набрать очков» для ответных действий облагодетельствованного. Чаще эта «жизнь за сценой» приоткрывает такую панораму человеческих страстей, что содрогнёшься, столкнувшись с  ошеломляющей  грубостью или откровенным фарисейством, упакованным в  благостную доброжелательность.
 
"У меня большие сомнения, кого выбрать в смысле нравственности, верующего или атеиста, Первый завсегда к батюшке сгоняет и от грехов отмолится, и по-новой вперед. Грубо, но честно. Фигня всё это!.

Остроумие и непринуждённость рецензента вызвали бы симпатию, сама люблю острое словцо, если бы не предваряли только что написанного:
«Серьезный труд. Жму зеленую, пусть люди читают».
 Об одном произведении два этих отклика. Не нахожу ответа, зачем же так цинично, ведь размещено рядом, прочтут сотни, собеседник известен и популярен?  А, может быть, намеренно, дабы в очередной раз «засветиться»? Такой откровенный цинизм страшен. Играющим в подобные игры кажется, что виртуал всё стерпит? Нет, аукнется, как всякое недоброе. Знаю, какое негодование вызову своими размышлениями, но отмалчиваться, столкнувшись с подобным, сродни подлости.

Вернусь  к насущному. Закрыл страницу недавно пришедший на Прозу автор. Корректный, талантливый офицер, не выдержавший низкой атаки недобрых «знатоков». Попадаются такие специалисты загонять под ноготь словесные иглы, не задумываясь, чем отзовётся их «чёрное слово». А сколько ненависти и злобной агрессии выплеснуто в адрес «окопавшихся» на сайте ветеранов. Подло оскорбили писательницу, чьи книги давно востребованы читателями, а последняя  исповедь по-настоящему потрясла многих. Её не прочёл тот, кто нанёс выверенный и подлый  удар именно тогда, когда женщина  особенно нуждалась в простой человеческой поддержке. Вот и думаю, что происходит с нами.

Многих обидели мои "Страницы из Дневника", а ведь там речь шла не о конкретных людях, о современных тенденциях в сетевой литературе. Хочу извиниться перед теми, кто принял мои размышления на свой счёт. Поняла, что не стоит касаться болезненных тем, но и промолчать иной раз невозможно. Часто вспоминаю у Бруно Ясенского: «бойтесь равнодушных, ибо только с их молчаливого согласия совершаются предательства и убийства…»
 
Нет у меня готовых ответов, а вопросов накопилось немало. Наверное, поэтому захотелось разобраться в себе, посмотрев на происходящее со стороны. По-прежнему на сайте бываю эпизодически. Прошу прощения у друзей за то, что не успеваю прочесть их новинки, не всегда есть возможность откликнуться. Поверьте, никого не забыла, всех люблю, грущу по тем, кто закрыл страницы. И ещё прошу прощения за нынешние свои горькие раздумья и сомнения.