Память о преподавателе

Ирина Юлина
       Память одно из основных свойств нервной системы человека. Известны понятия - историческая память, культурная память, но мне хочется поговорить о социальной памяти. 

      Мы, как правило, помним наших преподавателей. Мою первую учительницу звали Екатерина Кузьминична, любимым преподавателем по литературе была Елизавета Ивановна. Думаю, каждый назовет имена любимых, а может и нелюбимых учителей.

      Беседуя с Дмитрием Харатьяном,  услышала о директоре школы № 9, которую он оканчивал, - Валентине Михайловне Уваровой. Мне захотелось познакомиться с ней  и  показалось проще узнать ее телефон в школе, где она работала. Каково же было мое удивление, когда, позвонив в учительскую школы и секретарю, не только не узнала ее телефон, но услышала: "Кто это?" -  «Бывший директор вашей школы», - объясняла я. 
   
      У меня к тому времени уже появилась мысль, что мы   не всегда  чтим память о преподавателях, которые  работали и вышли на пенсию.   Об этом подумала, когда  писала  очерк «Ровесница революции» и узнала, что прошел незамеченным       85-летний юбилей  Н.А. Пикулиной, которая долгие годы была директором  красногорской  школы №1.

     Валентину Михайловну Уварову я все-таки  разыскала. Если  вы бы слышали ее радостный голос, когда узнала, что хочу с ней поговорить и написать о ее судьбе.          
     Как же нам не хватает общения в преклонном возрасте! Валентине Михайловне в этом году исполнилось 73 года.  Она   потеряла мужа, трагически погибшего в автокатастрофе. О дочери и сыне, о невестке и зяте  Валентина Михайловна говорит с одинаковой теплотой и любовью. Семья, видно, хорошая, дружная! Вообще говоря, о женщине многое можно сказать по тому, как она ощущает себя  в семье, как говорит о домочадцах.

      Валентина Михайловна Уварова, энергичная и стойкая женщина, рассказала  о своей жизни.
      -   Родители были совершенно неграмотными, даже расписываться не умели. Во  время войны папа погиб, мама умерла, и остались трое детей. Мы жили в городе Омутнинске Кировской области, на окраине,  имели  свой дом, держали корову и поросенка. Драники были нашей любимой едой.
      Сейчас на родине у меня никого не осталось.

      В школу ходила редко, некогда было.  Мне в школе учителя говорили: «Беляева, учиться - так учиться, а  не учиться - так не учиться». А у нас хозяйство: то одно, то другое дело отвлекает от школы. С одним узелком уехала в 1949 году в город Киров  поступать  в институт и, представляете, поступила.

      Самые лучшие годы - институтские. На первом курсе в общежитии нас  было 25 человек в комнате. Кровать к кровати стояла. Мы прямо  по кроватям  и ходили. Потом уже по 3-4 человека жили. Каждый вечер в общежитии было веселье! 

       На распределении получила направление в Кировскую область. А после меня распределялась одна наша девочка. Выходит в слезах: «Меня в Сибирь посылают».  Говорю ей: «Ты не плачь. У тебя папа, мама есть. Куда ж ты от них поедешь? У меня же никого нет, вот я и отправлюсь в Сибирь вместо тебя».  Поехала в Сибирь, на Чулым. Не одна я ехала, еще  и учителя математики.  Приехали мы в Томск, а там нас распределяли по школам. Меня забрали на работу в село Парбиг Томской области.

     А какие же там люди в Сибири! Директор школы с женой, тоже учительницей, пригласили нас к себе жить. Уже и учебный год начался, а мы все у них живем. Кто бы сейчас вот так сделал? 
    А ученики! Есть они у меня на фотографии. Ведь они даже поезда не видели. Электричество, радио только до 24 часов, а потом все выключается.

      Сначала мне дали на преподавание мало часов, но было классное руководство. Зато потом нагрузка появилась помимо школы: и интернат, и школа рабочей молодежи. Тут учились люди, которые  в войну всю Европу прошагали: и в Германии, и в Польше были. Так что мне было чему поучиться у них.

       Потом поселили меня к женщине, которая была женой бывшего министра сельского хозяйства буржуазной Литвы. Дом они сами построили, держали корову. Люди образованные, музыкальные.
      Через год меня послали на курсы пропагандистов в Томск. Когда прилетела обратно,      направили в райком комсомола заведовать отделом школьной молодежи и пионеров. Стала работать в Парбигском районе. Энергии-то было много и работы непочатый край.

      Вы бы послушали, как интересно рассказывает Валентина Михайловна о поездках по району на телегах,   в любую погоду,  по бездорожью.
       -  Проработала год и не собиралась уезжать:  меня прочили   в райком партии. Но тут беда - погиб брат, вызвали на родину. Обратно на работу  уже  не вернулась.

      В Парбиге встретила будущего мужа, он уже к тому времени окончил техникум и был механиком леспромхоза. Мы поехали с ним в Красноярск, где он учился в лесотехническом институте. В 1963 году перебрались в Зарайск.  Детки   уже   на ножках стояли. Ставки географа не было, работала заведующей методическим кабинетом  района. В партию меня тут приняли. Доверие было большое.

      Вот что вспоминает Валентина Михайловна о переезде в  Красногорск   и о  работе в городе:
        - В 1970 году   с семьей приехали в Красногорск, сначала была методистом районного методического кабинета  гороно.  В 1971 году меня назначили директором восьмилетней школы № 2. За три года работы в коллективе набралась большого опыта как руководитель. Нельзя не вспомнить, что здесь трудились и внедряли новые учебные программы заслуженные учителя  начальной школы Римма Семёновна Богун, Татьяна Кирилловна Манецкая.

      Опыт их работы изучали, обобщали и внедряли в школах района и города. Светлая им память. Завучем была  Нина Сергеевна Куркова, которая сейчас продолжает творчески работать, руководя методологическим объединением учителей района. Пионерской организацией руководила Антонина Афанасьевна Кузьмина, ныне заместитель главы администрации Красногорского  района.   Коллектив был творческий.

      При объединении школ № 2 и № 9 меня назначили   завучем, а  в 1975 году  директором школы  № 9.  Объединились не просто школы, а разные  по сложившимся традициям коллективы учащихся, учителей и родителей. Школа оказалась переполненной, в классах  -  по 45-46 человек. Парт и другой мебели не хватало, порой даже стола для учителя не было.  Зданию  требовался  большой ремонт. Благодаря всему коллективу и, главным образом, шефам - ХОЗУ Совмина СССР,  к 1980 году в школе  создали  все  для нормальной работы. Благодаря коллективу учителей, классным руководителям и  старшим вожатым Тане Синициной и Гале Пархоменко наша школа много лет была правофланговой.

      С 1982 года  Валентина Михайловна не работает директором. 
      Сухие цифры и факты, а  за ними жизнь, работа, переживания. 
      Вот перед нами еще одна судьба, судьба  преподавателя и директора Красногорской школы.  С горечью приходится осознавать, что в некоторых учебных заведениях и школах отсутствует социальная память, не существует традиций сохранения памяти  о тех, кто добросовестно   работал в школе,  для кого  она  была родным  домом   и судьбой.

     Почему бы не вывешивать в школах портреты директоров и преподавателей, хотя бы наиболее уважаемых и достойных?  Думаю, в нашем городе их имен не счесть! Называть именем преподавателей классы и кабинеты, которые созданы их энергией и любовью. Ведь школа - не только   здание, она  дом, одухотворенный  творчеством  педагогов, для которых  работа была  высоким служением, смыслом    жизни.

     Уместны были бы в стенах школы,  на мой взгляд, и портреты выпускников, достигших в жизни определенных успехов. Разве лишним бы был в школе № 9 портрет Дмитрия Харатьяна с перечнем кинофильмов и театральных постановок, в которых он принимал участие, а в школе   № 8 - портрет кинорежиссера и певицы Елены Стрижевской. Пусть простят меня другие выпускники школ – учителя,  ученые, врачи,  о которых не упомянула.

      Мне кажется,  что  сегодняшним учителям легче было бы работать, если бы  ученики видели, как почитают труд  педагогов, как  сохраняется память о поколениях учителей. Это ли не одна из основных целей каждого народа - сохранение культурной,  исторической и социальной памяти?  На мой взгляд, одна из главных задач школы именно в этом и заключается.   
               

                20.05.2003