Оружие, ошеломить, опешить, оплечь, окаянный

Александр Мишутин
                Этимология               
    Открывая эту рубрику, о происхождении и значении некоторых слов, необходимо сказать, пардон, несколько предварительных слов.
   Во-первых: это мои любительские изыскания, хобби. И в логике моей нет научных изысканий и доказательств. Но нет и вульгарной примитивности словоблуда М. Задорнова.
    Во-вторых: хотелось начать (и начну) с удивительной «о», с удивительного «о». Это и буква, и междометие (О!), и приставка (префикс). Приставка «О» - удивительна: она придаёт предмету или действию полноту, абсолютность, круговую замкнутость.

    «О» - эта удивительная буква, приставка. «О» - это абсолютность.

    Оружие – слово, не требующее пояснений, кроме, может быть, одного: не от   «ружья» происходит слово, а от «руки». Средство защиты или нападения, которое охватывает руку (ремнём): палица, кистень. Или рука охватывает это средство. Рука – оручье – оружие.
    Ошеломить.  Шлем – шелом – холм – слова однозначные. Шлем – холм на голове воина. И ошеломить – значит, столько ударов получить по этому холму, или такой силы удар, что тебе уже не оклематься. Ты станешь неспособным к продолжению борьбы, станешь обезоруженным.
    Опешить. В древности ни дружинники, ни бояре, ни тем более князья (люди, имеющие коней) не ходили пешком даже из двора во двор. Быть пешим им – было позорно. И если тебя силой опешили, значит, опозорили глубоко и надолго; всё равно, что ошеломили.
    Оплечь – совершенно удивительный блоковский неологизм, созданный в полном соответствии с законами русского языка. Оплечь – значит вокруг плеча. «Оплечь ружейные ремни» (Блок. «Двенадцать»).
    Окаянный.  Библейский Каин убил своего брата Авеля, за что был проклят и отвержен людьми. На него пало вечное проклятие бога и людей. Человек, погубивший другого человека – убийца. А убийца, проклятый людьми, лишённый совести и сердечных терзаний – окАинивается, становится окаЯнным. Это сейчас мы так говорим: окаЯнный, а первоначально, по всей вероятности, ударение было на втором слоге – окАянный. "...прибежить ли кто в печали или так приедет к вамь пожити, а не примите... его акы князя, то будете ОКААННИ..." - из Псковской летописи XV в.
   Слово это всё реже употребляется сегодня, хотя поводов для его употребления сегодня, кажется, больше, чем было раньше. Чаще употребляется однокоренное, но обратное по нравственной направленности. Раскаянье – сожаление, признание совершённой ошибки. «Широта русской мысли не могла ограничить себя одним направлением – окаиниться. Требовалось второе, обратное – раскаиниться, раскаяться». (В. Иванов).
    Были в русской истории каины, но самый известный из них Святополк Окаянный, убивший своих братьев Бориса и Глеба.
    В связи с вышесказанным об «О» можно считать безумными людей, «ОДЕВАЮЩИХ» сапоги или куртку. Одевают людей, а вещи надевают на что-то: на руки, на ноги, на голову.
    Опешить можно от этого агрессивного «одевания». Грубость, вульгарность улицы ошеломляет, обезоруживает. Впрочем, невежество всегда агрессивно и неспособно к раскаиванию.